• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 5 из 5

Образ половцев в средневековых источникахКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
10/28/2021
Взаимодействие с половцами, наиболее многочисленным и активным тюркоязычным кочевым народом Евразийской степи в XI-XII веках, оказало существенное влияние на историю средневековых государств. Половцы не оставили собственных письменных свидетельств, однако их образ навсегда запечатлелся в исторических источниках культур, с которыми соприкасались эти кочевники. В диссертации рассматривается отражение фактических политических взаимодействий между половцами и средневековыми государствами в письменных традициях этих стран с учетом специфики дискурсов, в котором существует каждый из привлекаемых источников, особенностей его прагматики и функционирования. В диссертации выдвигается гипотеза об однонаправленном влиянии прагматики отдельно взятого средневекового текста на образ половцев, лишающей динамики его риторические компоненты, но не всегда подчиняющей его языковое выражение. В выводах предложена палитра характеристик половцев как неразрывный комплекс инвариантных и оригинальных черт. Подтверждены гипотезы о стагнирующем влиянии прагматики текста на образ половцев, о наличии несоответствия между фактографическим и риторическим планом исследуемых нарративов.
Диссертация [*.pdf, 2.53 Мб] (дата размещения 8/26/2021)
Резюме [*.pdf, 295.46 Кб] (дата размещения 8/26/2021)
Summary [*.pdf, 232.88 Кб] (дата размещения 8/26/2021)

Категория инвалидности в публичной сфереКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Вербилович Ольга Евгеньевна
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
10/6/2021
Диссертационное исследование систематизирует и осуществляет ревизию теорий публичной сферы, дискурсивных теорий инвалидности, концепций социальной идентичности и гражданства. Автор обращается к классической теории коммуникативной рациональности и современной критике модели публичной сферы Ю. Хабермаса для комплексного объяснения структурных изменений российской публичной сферы в последние десятилетия. Обобщая аргументы критики, автор рассматривает, прежде всего: 1) изменения форматов, содержания и стилей публичных дискуссий об инвалидности в «медиатизированной» публичной сфере, 2) потенциал коммуникативной рациональности в конструировании разных типов агентности носителей опыта инвалидности в публичной сфере, 3) конфликтные измерения и эффекты публичных скандалов вокруг темы инвалидности. Теоретическая реконструкция позволяет разработать интегративную концепцию для исследования категории инвалидности в публичной сфере с опорой на традиции кейс-стади в сочетании с экспертными интервью и анализом автобиографических проектов, личных историй в социальных медиа. В работе показано, как в последние десятилетия меняются дискурсивные конвенции инвалидности. Исключение и редуцирование категории в дискурсах государства и масс-медиа уступает место гибким и вариативным способам понимания опыта инвалидности в новых медиа и арт-проектах. Отмечен уход от категории как доминирующей для самоопределения в нарративах людей с инвалидностью. Результаты кейс-стади публичных скандалов как особого режима синхронного разговора множественных конфликтующих публик объясняют основания и контексты субверсии социальных норм понимания инвалидности. Отмеченные тенденции позволяют говорить о структурообразующей роли категории инвалидности в формировании пространств дискуссии между государством, гражданским обществом и «низовыми» инициативами в России.
Диссертация [*.pdf, 1.95 Мб] (дата размещения 8/4/2021)
Резюме [*.pdf, 499.01 Кб] (дата размещения 8/4/2021)
Summary [*.pdf, 441.65 Кб] (дата размещения 8/4/2021)

"Круг чтения” Л.Н. Толстого: генезис и поэтикаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Зыкова Галина Владимировна
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
10/25/2019
Диссертация посвящена комплексному анализу «Круга чтения» Л.Н. Толстого, который представляет собой собрание афоризмов и рассказов на каждый день, расположенных по календарному принципу. В работе мы последовательно рассматриваем генезис сборника, восходящий к календарной традиции второй половины XIX века,  его структуру и связь с текстами-предшественниками в творчестве писателя, а также поэтику фикциональных «недельных чтений» - произведений, помещенных в «Круге чтения» в конце каждой недели месяца.  Толстой трансформировал структуру обычного календаря и усовершенствовал ее в соответствии с собственным мировоззрением - убрал святцы, исключил информацию прикладного характера и наполнил «Круг чтения» этическим содержанием. Календарная форма позволила писателю разрешить проблему темпоральности, которая тревожила его на протяжении всего творчества: не будучи в силах зафиксировать настоящее время, Толстой приходит к его отрицанию как физической категории и сосредотачивается на времени, синонимичном понятию вечности или вневременности. В этом также проявляется стремление писателя к универсализации «Круга чтения». «Дублетные сюжеты», лежащие в основе структуры свода, показывают, что при всем желании «слиться» с мудрецами прошлого и современности, Толстой продолжает позиционировать свое авторское «я» как приоритетное – об этом говорит частотная редактура Толстым «недельных чтений», а также ориентация писателя на такие этические ситуации, которые сюжетно демонстрируют неоспоримость христианской морали. Одновременно «дублетные сюжеты» свидетельствуют об ослаблении категоричности Толстого в вопросах этики: он предоставляет читателю выбор из двух поведенческих ситуаций, и именно этот выбор становится решающим при приближении человека к истине. Разнообразие «недельных чтений» с точки зрения сосуществования в них категорий «сознательного» и «бессознательного» позволяет решить важное противоречие творчества Толстого – баланс дидактического и сюжетного элементов в художественных текстах.  В «Круге чтения» писатель пытается разработать новую форму нарратива, при которой дидактика и сюжетность не выступали бы как противоречащие друг другу сферы. Мы полагаем, что добиться такого единства Толстому не удалось, чем и объясняется феномен незаконченности фикциональных текстов писателя после 1904 года.  Специфика «Круга чтения» как гетерогенного текста определяет его значимость в позднем периоде творчества Толстого.
Диссертация [*.pdf, 1.59 Мб] (дата размещения 8/8/2019)
Резюме [*.pdf, 291.19 Кб] (дата размещения 8/8/2019)
Summary [*.pdf, 489.67 Кб] (дата размещения 8/8/2019)

Процессуальный подход к анализу организационных изменений на примере ФГУП «Почта России»Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Гудова Елена Алексеевна
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
12/17/2018
Диссертационная работа посвящена исследованию организационных изменений с позиции процессуального подхода на примере ФГУП «Почта России» в 2013-2016 гг. В работе показано, что представление об изменениях и способ их исследования во многом задаются организационной спецификой как национальных операторов (монопольная форма собственности, оказание универсальной услуги почтовой связи, совмещение финансовой успешности с социальными задачами), так и Почты России (масштаб, локальность и слабое сцепление ее частей).Основу эмпирической части исследования составляет организационная этнография – включенное наблюдения в Аппарате Управления (АУП) в г. Москве, а также интервью с текущими и бывшими сотрудниками АУП, отделений и почтамтов в четырех российских регионах. Дополнительно использовался анализ документов, публикаций в СМИ и статистических данных ФГУП и Всемирного Почтового Союза. Для непосредственного анализа были выбраны пять историй сотрудников, как способов интерпретации происходящего и определения дальнейшего действования.Изменения в Почте рассмотрены в предложенной Б. Чарнявской логике «сериала», основными темами которого стали коммуникация, знание, власть, время и идентичность. С использованием концептуального аппарата различных нарративных подходов к анализу организации в пяти историях сотрудников продемонстрированы связи процесса изменений на макро-уровне задач – показателей – стратегий с микро-уровнем их личного восприятия. Случай Почты России демонстрирует не только эвристические и эмпирические особенности анализа изменений как процесса, но позволяет отойти от нормативности успеха/провала организации, дает иной взгляд на то, что представляет собой повседневное существование меняющейся организации.
Диссертация [*.pdf, 1.50 Мб] (дата размещения 10/5/2018)
Резюме [*.pdf, 231.44 Кб] (дата размещения 10/5/2018)
Summary [*.pdf, 426.49 Кб] (дата размещения 10/5/2018)

Традиция английского романа воспитания в русской прозе 1840-1860-х гг.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Сарана Наталья Владимировна
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
10/30/2018
В диссертационной работе проанализированы закономерности усвоения сюжетных конструкций английского романа воспитания в русской прозе 1840—1860-х годов. В исследуемом периоде можно выделить три наиболее повторяющиеся сюжетные конструкции: классическая история взросления и становления главного героя в современном ему обществе; история/роман карьеры; женский роман воспитания. Перипетии подобных сюжетов, система персонажей, коммуникации повествователя с читателями знакомы отечественной аудитории по сочинениям Теккерея, Бронте, Диккенса и в русской беллетристике воспроизводятся наиболее часто. Русские переводы английских романов воспитания также заостряют внимание беллетристов на определенных сюжетных элементах романа воспитания, направляя процесс адаптации «воспитательного» сюжета, как в случае с переводами И. И. Введенского ключевых английских романов воспитания XIX века.Рецепция проходит несколько стадий: от первоначального усвоения и попыток подражания английским образцам (И.А. Гончаров) к полемике с жанром (А.Ф. Писемский) и переосмыслению сюжета применительно к русским политическим и социальным реалиям (женский роман воспитания 1860-х годов). К концу изучаемого периода можно говорить о переходе сюжетных конструкций английского романа воспитания в разряд дискредитируемых литературных приемов (И.А. Кущевский).
Диссертация [*.pdf, 1.57 Мб] (дата размещения 8/29/2018)
Резюме [*.pdf, 497.93 Кб] (дата размещения 8/29/2018)
Summary [*.pdf, 183.47 Кб] (дата размещения 8/29/2018)