Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 2 из 2
Рефлексия как условие динамики фрустрационного реагированияКандидатская диссертация
Соискатель:
Чернышкова Елена Юрьевна
Руководитель:
Оппоненты:
Битюцкая Екатерина Владиславовна, Поддьяков Александр Николаевич
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
24.04.2012
Интерес к экспериментальному изучению агрессии, агрессивности личности, особенностей реагирования человека во фрустрационных ситуациях в мировой психологии начинается с публикации книги Дж. Доллара с соавторами «Фрустрация и агрессия» в 1939 году. Почти столетие прошло с тех пор, но общественная и экзистенциальная значимость разработки этой проблемы не утрачивается, а возрастает. Экономические кризисы, информационные перегрузки, экологические катастрофы, вооружённые столкновения, социальные потрясения, безработица обусловливают дестабилизацию эмоциональной сферы личности. Негативные эмоции коммулируются, «не находят выхода», но, в конечном счете, неконтролируемым образом «выплескиваются» во вне или(и) приводят к возникновению психосоматических заболеваний.Агрессивные проявления случаются столь часто, что порой воспринимаются людьми как своего рода «норма» их поведения в обществе (феномен «благородного негодования», убеждение в том, что «добро должно быть с кулаками» и т. д., и т. п.). Тем не менее, отсроченным образом люди, ведущие себя импульсивно, могут переживать чувства стыда и вины и пытаться найти способы совладания с собственной агрессией. Настоящее исследование призвано поддержать тех, кто ставит перед собой эту задачу.Центральная идея работы заключается в том, что значительные ресурсы коррекции агрессивных проявлений открывает рефлексия собственных эмоциональных реакций в ситуации фрустрации. Развитая рефлексивность (генез которой подразумевает прохождение ступеней внешнего контроля, контроля со стороны «значимого другого во мне», наконец, принимает форму субъективного проговаривания собственных импульсивных реакций) есть, предположительно, фактор позитивной трансформации агрессии. Изучение изменений фрустрационного реагирования в процессуальном контексте при актуализированной рефлексии также является важнейшей частью работы, отражающей динамические аспекты в плане взаимоотношения рассматриваемых явлений. Цель исследования – изучить роль эмоциональной саморефлексии индивида в процессах фрустрационного реагирования. Объект исследования – саморефлексия как источник динамики поведения. Предмет исследования – влияние эмоциональной саморефлексии индивида в условиях фрустрации на профиль фрустрационного реагирования.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 435.08 Кб]
Диагностика личностных качеств в системе измерительных процедурКандидатская диссертация
Соискатель:
Моров Михаил Дмитриевич
Руководитель:
Оппоненты:
Шрейдер Наталья Вадимовна, Старовойтенко Елена Борисовна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
24.01.2012
В настоящее время существуют разные подходы к исследованию личности, каждый из которых позволяет в той или иной мере описать ее характеристики. Личность изучалась такими авторами как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и другими, в отечественной психологии. В западной психологии личность изучалась в психодинамическом направлении (А.Адлер, Э.Берн, Г.Салливен, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, М.Эриксон, К.Г.Юнг, и другие), гуманистическом направлении (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и другие), гештальт-психологии, когнитивной психологии (теории Дж. Келли, К.Левина и других), и других направлениях психологии. В рамках каждого из названых подходов многие авторы предлагали свои методы диагностики личности. Особый интерес представляют работы, в которых авторы предлагают тестовые опросники, изучающие личность (Г.Айзенк, Дж.Келли, Р.Кеттел, А.Е.Личко, К.Леонгард, Г.Олпорт, В.М.Русалов, Н.Шмишек и другие). Следствием такого многообразия направлений изучения личности является многообразие измерительных процедур, позволяющих описать личность. С точки зрения подходов к построению теории, такое многообразие является нормальным явлением, но это порождает ряд проблем. Каждый измерительный инструмент, предназначенный для исследования личности, разрабатывался в рамках определенного подхода, с опорой на теоретические конструкты, которые являются специфичными для данного подхода. В литературе часто компоненты и качества личности, обозначенные одним термином, имеют разное значение, а также характеристики, обозначенные разными терминами, могут иметь общее содержание. Пользуясь философией операционализма П.Бриджмена, мы говорим, что «отдельные операциональные определения лишь частично раскрывают смысл» рассматриваемого понятия, что, применительно к исследованию личности, означает, что каждая измерительная процедура и теоретический конструкт, лежащий в основе данной конкретной процедуры, описывают личность лишь частично. Цель исследования:выявление условий и возможностей комплементарного использования измерительных процедур. Объект исследования:методы изучения личности. Предмет исследования:определение границ комплементарности различных методик в конкретном исследовании.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 305.62 Кб]