Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
- Главный эксперт:Институт образования / Лаборатория проектирования содержания образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 20 лет.
Образование, учёные степени
- 2000Кандидат социологических наук: Институт социологии РАН, специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и социальные процессы», тема диссертации: Локальное сообщество как объект социологического исследования социальной стратификации
- 2000
Специалитет: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, квалификация «Социология»
- 2000
Ma in Sociology: Московская высшая школа социальных и экономических наук, специальность «Социология»
- 1997
Специалитет: Коми государственный педагогический институт, факультет: факультет иностранных языков, специальность «Филология», квалификация «Учитель английского, немецкого и французского языков»
Достижения и поощрения
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024, дополнительно отмеченная работа
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Почетное звание "Почетный работник сферы образования Российской Федерации" (август 2017)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2016)
- Благодарность Высшей школы экономики (январь 2015)
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (сентябрь 2014)
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (ноябрь 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (апрель 2010)
- Благодарность Высшей школы экономики (октябрь 2009)
- Премия Правительства РФ в области образования (декабрь 2008)
- Благодарность Высшей школы экономики (октябрь 2007)
Исследовательские проекты
- Мониторинг скрытой революции в школьном образовании (2020-2022 гг.) — руководитель. Выполнялся в партнерстве с консорциумом ICo-FACT (International Consortium on Families and Community in the Time of Covid-19)
- Ключевые компетенции и новая грамотность (2017-2020) — руководитель.
- Формирование программы исследований в области социально-экономических и гуманитарных наук, направленных на повышение эффективности научно-технологической сферой (2014)
- Рейтинг качества приема в российские вузы (2009 - наст. вр.) — руководитель
См. ежегодные доклады по материалам проекта. - Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний (2009 — 2011) — (со)руководитель. См. краткое описание проекта.
Конференции и семинары
Dobryakova M., Froumin I. Higher Engineering Education in Russia: Incentives for Real Change // International Academic Symposium on Higher Education Finance. Пекин (Китай), 7 ноября 2009 г.
Добрякова М. Что говорит ЕГЭ о распределении студентов по вузам // Семинар Института развития образования ГУ-ВШЭ. 20 октября 2009 г. презентация
Dobryakova M., Froumin I. Higher Engineering Education in Russia: Incentives for Real Change // European Conference on Educational Research. Вена (Австрия), 27-29 сентября 2009 г. презентация
Dobryakova M., Froumin I. Higher Engineering Education in Russia: Incentives for Change // X Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. 7-9 апреля 2009 г.
20242
- Книга Уэстлейк С., Хаскел Дж. Капитализм без капитала: подъем нематериальной экономики / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024. doi
- Статья Добрякова М. С., Юрченко О. В. Мотивация школьника: барьеры и стимулы к активной самостоятельности // Вопросы образования. 2024. № 1
202311
- Глава книги Dobryakova M. S., Froumin I., Moss G., Seel N., Barannikov K., Remorenko I. A Framework of Key Competences and New Literacies, in: Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / Рук.: M. S. Dobryakova.; Ed. by M. S. Dobryakova, I. Froumin, K. Barannikov, G. Moss, I. Remorenko, J. Hautamäki. Springer, 2023. doi P. 27-56. doi
- Глава книги Dobryakova M. S. How to Integrate New Literacy in the Curriculum—Example of Environmental Literacy, in: Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / Рук.: M. S. Dobryakova.; Ed. by M. S. Dobryakova, I. Froumin, K. Barannikov, G. Moss, I. Remorenko, J. Hautamäki. Springer, 2023. doi P. 391-409. doi
- Книга Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / Рук.: M. S. Dobryakova.; Ed. by M. S. Dobryakova, I. Froumin, K. Barannikov, G. Moss, I. Remorenko, J. Hautamäki. Springer, 2023. doi
- Глава книги Dobryakova M. S., Seel N. Pedagogical and School Practices to Foster Key Competences and Domain-General Literacy, in: Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / Рук.: M. S. Dobryakova.; Ed. by M. S. Dobryakova, I. Froumin, K. Barannikov, G. Moss, I. Remorenko, J. Hautamäki. Springer, 2023. doi P. 327-365. doi
- Глава книги Maria Dobryakova, Elizaveta Sivak, Olesya Yurchenko. Russia: life, learning and family agency under COVID-19, in: Family Life in the Time of COVID: International Perspectives. UCL Press, 2023. P. 97-122. doi
- Глава книги Barannikov K., Dobryakova M. S., Froumin I., Remorenko I. Russian Federation: At a Conceptual Crossroads, in: Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / Рук.: M. S. Dobryakova.; Ed. by M. S. Dobryakova, I. Froumin, K. Barannikov, G. Moss, I. Remorenko, J. Hautamäki. Springer, 2023. doi P. 295-326.
- Глава книги Dobryakova M. S., Froumin I. The World Is Changing, and Education Is Changing with It, in: Key Competences and New Literacies: From Slogans to School Reality / Рук.: M. S. Dobryakova.; Ed. by M. S. Dobryakova, I. Froumin, K. Barannikov, G. Moss, I. Remorenko, J. Hautamäki. Springer, 2023. doi P. 17-26. doi
- Книга Добрякова М. С., Юрченко О. В. Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга Вып. 5 (47). НИУ ВШЭ, 2023.
- Книга Поддержка и развитие "мягких" навыков в школе: атлас практических решений / Под общ. ред.: М. С. Добрякова, Е. И. Казакова. М. : Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2023.
- Статья Добрякова М. С., Юрченко О. В. Самостоятельность и агентность школьников: различение понятий // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 80-92. doi
- Книга Добрякова М. С. Ученик выигрывает: знания, грамотности и компетентности в школе. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
20222
- Статья Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 75-97. doi
- Книга Сивак Е. В., Михайлова О. Р., Павленко К. В., Добрякова М. С., Новикова Е. Г. Семьи в период дистанционной учебы / Науч. ред.: Е. В. Сивак. Т. 4. Вып. 64. М. : НИУ ВШЭ, 2022.
20215
- Книга Добрякова М. С., Юрченко О. В. Дистанционное обучение в школе: три уровня коммуникативных трудностей Вып. 14: Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Книга Срничек Н. Капитализм платформ. 3-е изд. / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Книга Фассел П. Класс: путеводитель по статусной системе Америки / Пер. с англ.: М. С. Карроль (Добрякова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Книга Добрякова М. С., Сивак Е. В., Юрченко О. В. Образовательное неравенство в период дистанционного обучения: феноменологический взгляд Вып. 11. [б.и.], 2021.
- Книга Фрэнк Р. Страсти в нашем разуме. 2-e изд. / Пер. с англ.; науч. ред.: М. С. Карроль (Добрякова). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. doi
20203
- Книга Срничек Н. Капитализм платформ. 2-е изд. / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi
- Книга Добрякова М. С., Фрумин И. Д., Баранников К. А., Реморенко И. М., Зиил Н., Мосс Дж., Хаутамяки Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под общ. ред.: М. С. Карроль (Добрякова), И. Д. Фрумин. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. doi
- Книга Добрякова М. С., Новикова Е. Г. Экономические и социальные последствия коронавируса в России и в мире. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ Т. 26.06.2020. Вып. 7. [б.и.], 2020.
20198
- Статья Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность // Образовательная политика. 2019. № 3. С. 63-72.
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Срничек Н. Капитализм платформ / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Штрик В. Купленное время. Отсроченный кризис демократического капитализма / Пер. с нем. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Глава книги Добрякова М. С., Новикова Е. Г. Навыки XXI в. в российских учебниках обществознания: сравнение с учебниками стран — лидеров PISA // В кн.: Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi Гл. 4.2. С. 265-274. doi
- Книга Палмер Дж. А. Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи. 2-е изд. / (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Палмер Дж. А. Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней. 2-е изд. / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Косарецкий С. Г., Баранников К. Ю., Беликов А. А., Бысик Н. В., Гетман А. В., Горбовский Р. В., Добрякова М. С., Заир-Бек С. И., Зинюхина Е. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Княгинина Н. В., Ларина Г. С., Лебедева Н. В., Мерцалова Т. А., Пинская М. А., Реморенко И. М., Сергеева Т. В., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А., Янкевич С. В., Новикова Е. Г. Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
20183
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Книга Добрякова М. С., Новикова Е. Г., Юрченко О. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей Вып. 4 (21). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
- Книга Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К., Реморенко И. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования Вып. 2 (19). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
20175
- Глава книги Добрякова М. С., Новикова Е. Г. Качество приема в вузы // В кн.: Российская молодёжь:образование и наука / Науч. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов. М. : Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2017. С. 16-26.
- Книга Коэн Д. Ловушки преподавания / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
- Книга Дэбарс У., Кроу М. Модель Нового американского университета / (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. doi
- Книга Войнилов Ю. Л., Фурсов К. С., Добрякова М. С., Новикова Е. Г., Бондаренко Н. В., Рощина Я. М., Рудаков В. Н., Травкин П. В., Шугаль Н. Б., Шматко Н. А., Волкова Г. Л. Российская молодёжь:образование и наука / Науч. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов. М. : Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2017.
- Книга Страсти в нашем разуме: Стратегическая роль эмоций / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
20153
- Книга Carnoy M., Loyalka P., Dobryakova M. S., Dossani R., Froumin I., Kuhns K., Tilak J. B., Wang R. Expansão das universidades em uma economia global em mudança : um triunfo dos BRIC?. Stanford : Stanford University Press, 2015.
- Статья Dobryakova M. S., Kotelnikova Z. Social embeddedness of technology: Prospective research areas // Foresight and STI Governance. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 6-19.
- Статья Добрякова М. С., Котельникова З. В. Социальная укорененность технологий: перспективные направления исследований // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 6-19. doi
20141
20133
- Книга Carnoy M., Loyalka P., Dobryakova M. S., Dossani R., Froumin I., Kuhns K., Tilak J. B., Rong W. University Expansion in a Changing Global Economy: Triumph of the BRICs?. Stanford : Stanford University, 2013. doi
- Глава книги Фрумин И. Д., Лоялка П. К., Карной М., Тилак Дж., Добрякова М. С., Ронг В. Массовое распространение высшего образования в странах БРИК // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 9. М. : Издательский центр "Президент", 2013. С. 203-212.
- Глава книги Новикова Е. Г., Добрякова М. С. Открытость сайтов вузов: освещение приемной кампании и учебного процесса // В кн.: Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов / Под общ. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 27-48.
20123
- Книга Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи / Пер. с англ. (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)); сост.: Дж. А. Палмер. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
- Книга Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней / Пер. с англ.: С. Деникина (под ред.: М. С. Карроль (Добрякова)); сост.: Дж. А. Палмер. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
- Статья Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191.
20101
20061
20041
20021
20001
Опыт работы
2003 – 2006: Независимый институт социальной политики, директор публикационной и грантовой программ
2000 – 2002: Московское представительство Фонда Форда, администратор программы "Высшее образование и социальная политика"
Информация*
- Общий стаж: 29 лет
- Научно-педагогический стаж: 20 лет
Ученики они дрожащие, или право имеют? Путь к высокой мотивации учеников лежит через автономию и влияние на учебный процесс
Низкая учебная мотивация у школьников — не врожденная особенность, а следствие чрезмерного контроля со стороны учителей и родителей. Об этом пишут Мария Добрякова и Олеся Юрченко в новом выпуске журнала «Вопросы образования».
Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании
Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».
Свобода лучше несвободы: опыт и профессия родителей влияют на самостоятельность детей
Когда семьям приходится заменить собой школу, они прибегают к двум абсолютно разным тактикам. Одни копируют школу во всем и устанавливают тотальный контроль над детьми, другие предоставляют свободу и мотивируют детей учиться самим. Эксперты Инобра изучили, от чего это зависит. Оказывается — от профессий родителей: чем больше рутины в их работе, тем больше неэффективного контроля над детьми. Доход и социальный статус на это не влияют.
Проектам в школе не хватает времени: развивать креативность мешает перегруженность программы
Креативность не очень развивается в школе, потому что задача этого института — передавать знания, а не поощрять оригинальные идеи. Но что делать, если это качество необходимо в жизни, а теперь и в школе — судя и по действующим ФГОСам, и по последней версии международного исследования PISA. Надежда Авдеенко описывает один из способов развивать креативность — обучение через проекты. На материале фокус-групп со 144 учителями Московской области она выяснила, что мешает школе перейти на «проектные» рельсы. Эмпирическое исследование проводилось под руководством Марии Добряковой.
ChatGPT поставил школу между адом и раем: воевать с искусственным интеллектом бесполезно, надо учиться с ним жить
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.
Студентов измеряют вдоль и поперек: на что способна психометрика в сфере высшего образования
В стандарты подготовки студентов всех направлений входят так называемые универсальные компетенции. К ним относятся критическое мышление, коммуникация, проектная работа, экономическая грамотность... Соответственно, вузы должны не только формировать, но и оценивать эти компетенции. Но здесь подвижек нет: ни экзаменов по критическому мышлению, ни зачетов по коммуникации не появилось. Что может предложить современная наука? Это обсуждали на очередном семинаре «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», который проводится МГППУ и Инобром.
Пока специалисты могут предложить инструменты измерения двух компетенций — критического мышления и универсальной грамотности. Оба разработаны Центром психометрики и измерений в образовании совместно с факультетом экономических наук Вышки, оба опробованы пока на студентах ВШЭ, но могут применяться и в других вузах. Разработчики рассказали, как устроены эти инструменты.
Качество приема в российские вузы в 2021 году: в России выросла доступность высшего образования
Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2021 году. Исследование ведется научным руководителем НИУ ВШЭ, руководителем направления Института образования НИУ ВШЭ к.э.н. Ярославом Кузьминовым и главным экспертом Института образования НИУ ВШЭ Марией Добряковой.
Разрыв коммуникации
На дистанте всем было трудно не только с непривычки или по техническим причинам. Проблемы лежат глубже: школа и ученик говорят на разных языках. Это касается и модели общения педагога с детьми, и того, как написаны учебники. Но главное – устарели представления школы о мере самостоятельности детей, о том, что они могут, а что не могут решать сами. Такие выводы делают эксперты Инобра Мария Добрякова и Олеся Юрченко в докладе «Дистанционное обучение в школе: три уровня коммуникативных трудностей».
Дистант проявил новую грань неравенства
Насколько успешно ребенок адаптируется к онлайн-учебе – зависит от профессионального опыта родителей. Такой вывод делают Мария Добрякова, Елизавета Сивак и Олеся Юрченко в очередном бюллетене в серии Мониторинга экономики образования. Авторы назвали характер профессиональной деятельности родителей фактором неравенства в образовании – не менее важным, чем доход семьи, качество интернета или наличие электронных устройств.
Зубрёжка «рассыпает» школу
Что ждет школу после дистанта — обсуждают эксперты Инобра, школ, вузов, общественных движений. Сегодня началось первое всероссийское совещание для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года», которое продлится два дня. К нему всё ещё могут присоединиться все желающие — совещание идёт в онлайне.
Оценить «масштаб бедствия»
Как начинать новый учебный год в младшей школе — обсудят эксперты образовательной сферы, учителя и родители. 13 и 14 августа пройдет всероссийское совещание «Августовка Учи.ру», на котором выступят специалисты Инобра ВШЭ и других профильных организаций, победители педагогических конкурсов. Обсудят последствия пандемии для школы, рекомендации Роспотребнадзора, перспективы дистанта в новом учебном году. Одной из главных тем станет адаптация школьников после каникул и ликвидация пробелов в их знаниях. Все желающие могут присоединиться к участию в совещании — оно пройдет онлайн.
Чтобы измениться, российской школе нужно новое понимание целей
Менее половины российских учителей считает, что школа в принципе должна научить применять полученные знания в повседневной жизни. Учителя математики оказались наиболее консервативными в вопросах развития у детей критического мышления. В сельских школах активнее развиваются формы самостоятельной работы учеников, нежели в городских. Это лишь часть выводов, к которым пришла группа ученых Института образования НИУ ВШЭ по итогам большого исследования взглядов педагогов и родителей на развитие у детей современных навыков наряду с предметными знаниями.
8-я встреча Международной рабочей группы проекта «Образование-2030» ОЭСР в Париже
29-30 октября 2018 года в Париже прошла 8-я встреча Международной рабочей группы проекта «Образование-2030» ОЭСР. Россию представляла Мария Добрякова, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, национальный координатор проекта "Образование-2030".
Открытие I Международной летней школы для учителей
2 июля 2018 года, состоялось торжественное открытие I Международной летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании». В первый день выступали два ключевых спикера: Добрякова Мария Сергеевна и Чернобай Елена Владимировна.
Сотрудники ВШЭ получили награды, приуроченные к юбилею университета
Они награждены за заслуги в профессиональной деятельности, многолетний плодотворный труд и в связи с 25-летием со дня образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Канадские школы: поддержка учителей и вовлечение родителей
В ноябре эксперты Института образования НИУ ВШЭ и Московского городского педагогического университета, работающие над проектом «Ключевые компетенции и новая грамотность», изучали опыт школьного образования в канадской провинции Онтарио, которая выделяется одновременно высоким качеством образования и его широкой доступностью.
"Грамотность — это про коммуникацию"
23-25 октября 2017 года в Париже прошла 6-я неформальная встреча Рабочей группы программы "Образование-2030" ОЭСР.
Новые возможности для магистров Инобра
В следующем учебном году в Институте образования НИУ ВШЭ и в сотрудничестве с ним будут созданы несколько новых центров и лабораторий, в том числе с участием международных специалистов. Для магистрантов Института это означает увеличение количества мест для практики.
В России впервые составлен рейтинг детских лагерей отдыха
23 марта в Вышке состоялась презентация Всероссийского рейтинга представления загородных детских лагерей. Он даст оценку состояния сферы детского отдыха в России и станет источником практической информации для семей.
Фестиваль ВШЭ «Школьный двор»: книги, лекции, интересные гости
12 сентября Высшая школа экономики проводит Книжный фестиваль «Школьный двор».
Технологическое обновление: «скрытые» зоны роста
Как ускорить инновационное развитие России? Какие меры позволят координировать появление новых технологий с решением социально-экономических проблем? Какими способами можно стимулировать создание и внедрение инноваций в регионах? Этим и другим аспектам научной и инновационной политики посвящены статьи свежего номера журнала «Форсайт» (2015, т. 9, № 1).
Экономическая социология: классический подход к переводу
В Высшей школе экономики состоялась презентация книги «Классика новой экономической социологии», завершившей серию переводных публикаций, которую в течение почти пятнадцати лет вели редакция журнала «Экономическая социология» и Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ.
Вышка отметила заслуги своих сотрудников
На заседании Ученого совета ВШЭ 31 октября пяти сотрудникам университета были вручены Почетные знаки Высшей школы экономики.
Высокий спрос на образование в странах БРИК обусловлен неуважением к ручному труду
16 сентября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ состоялась презентация книги «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?», вышедшей в Издательском доме ВШЭ на русском языке (на английском книга вышла год назад в издательстве Стенфордского университета). Участники мероприятия обсудили тенденции развития высшего образования.
33 миллиона
Столько молодых людей примут на первый курс китайские университеты в 2020 году. Эти и другие интересные данные приведены в книге «Массовое высшее образование. Триумф БРИК?», вышедшей в Издательском доме Высшей школы экономики на русском языке (на английском книга вышла год назад в издательстве Стэнфордского университета).
Началось обновление интернет-портала ВШЭ
Портал ВШЭ начинает постепенно меняться, самые заметные перемены коснутся навигации по порталу и дизайн-концепции. Публикуем презентацию и видеогайд, которые позволят больше узнать о новой версии.
Система образования: выгодно ли быть «котом в мешке»?
27 июня Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные формальной и реальной открытости в сфере образования.
Для пишущих, любопытных, настойчивых
Портал Высшей школы экономики приглашает к сотрудничеству коллег по университету, имеющих склонность и способности к журналистике.
Качество приема в государственные вузы
В этом году ВШЭ и РИА Новости в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу Общественной палаты России провели мониторинг качества приема государственных вузов России.
Узнай, в какой вуз ты можешь поступить
В рамках проекта «Социальный навигатор» Высшая школа экономики и РИА Новости подготовили калькулятор выбора направления подготовки и вуза. Зная свои баллы ЕГЭ, абитуриент может узнать, каковы его шансы поступить в тот или иной российский государственный вуз как на бюджетное, так и на платное место.
Портал +1
20 января произошло планируемое, но, как всегда в подобных случаях, неожиданное событие: у директора по порталам Вышки Марии Добряковой родился сын.
ЕГЭ и прием в вузы
2 сентября в пресс-центре РИА Новости состоялась пресс-конференция «ЕГЭ и прием в вузы — 2010», на которой были представлены результаты проведенного ГУ-ВШЭ исследования среднего балла ЕГЭ первокурсников, зачисленных в российские вузы в этом году.
Рейтинг прозрачности сайтов вузов: второй промежуточный срез
Летом 2010 года Общественной палатой России и «РИА Новости» в рамках совместного проекта «Показатели качества вузов» проводился мониторинг прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов. Руководитель исследования — Мария Добрякова.
Обращен ли вуз к абитуриенту?
Подведены промежуточные итоги мониторинга прозрачности для абитуриентов сайтов российских вузов, который по заказу Общественной палаты РФ проводят совместно Высшая школа экономики и Российское информационное агентство «Новости». Об этом 15 июля было сообщено на пресс-конференции в агентстве.
«Качественные изменения никому не нужны»
1 июня состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ. С докладом «Негативная стабильность в российском высшем образовании» выступил и.о. проректора ГУ-ВШЭ, научный руководитель ИРО Исак Фрумин.
«Несуществующие» детсады и рутина в вузах
8 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошли сессии «Образование и общество» и «Социальные аспекты профессионального образования».
«Волнуемся о судьбе статистики»
5 марта на заседании Ученого совета Высшей школы экономики были подведены итоги работы так называемой группы кадрового резерва ГУ-ВШЭ в 2009 году, принято решение о создании новых структурных подразделений университета, скорректирован порядок перехода студентов с платного на бесплатное обучение.
ЕГЭ: уровнемер системы образования
25 ноября в Высшей школе экономики в рамках цикла встреч «Экономическая политика в условиях переходного периода» состоялся семинар «ЕГЭ: введение нового института». Добавлена видеозапись
Российские вузы игнорируют возможности Интернета
3 июня в ГУ-ВШЭ прошло публичное обсуждение темы «Международный рейтинг сайтов высших учебных заведений Webometrics и анализ позиций российских вузов». Публикуем видеозапись.
Количество мест за столом ограничено
О новых членах Ученого совета ГУ-ВШЭ, вошедших в его состав по решению конференции научно-педагогических работников, других сотрудников и студентов Вышки 24 марта, рассказывает ученый секретарь Наталья Савельева.
Образовательные ресурсы России
11 марта состоялось вручение премии Правительства РФ 2008 года в области образования. Среди награжденных и сотрудники Высшей школы экономики — первый проректор Вадим Радаев и директор по порталам Мария Добрякова.
Забирая рынок у экономистов
4 июня в Вышке состоялась презентация книги, изданной под редакцией Вадима Радаева и Марии Добряковой. Книга называется "Анализ рынков в современной экономической социологии" и представляет собой сборник статей известных американских и европейских исследователей в данной области.
"Учебная конфета": итальянская сказка на русском языке, или О презентации книги Вильфредо Парето "Компендиум по общей социологии"
12 марта в Высшей школе экономики состоялась презентация книги Вильфредо Парето "Компендиум по общей социологии".
Антиплагиат: панацея или горькая пилюля
8 февраля в Высшей школе экономики состоялась презентация проекта "Антиплагиат", посвященная задачам и принципам работы данной системы, — прежде всего, речь шла об особенностях пакета "Антиплагиат. Вуз", созданного специально для российских университетов и доработанного под потребности ГУ-ВШЭ в 2007 г.
Демография, академические надбавки и репутация ГУ-ВШЭ
21 декабря состоялось очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ.