Материалы вебинара «Зачем учителю работать с социально-эмоциональными навыками и как это делать?»

Публикуем материалы вебинара для школьных руководителей, методистов и учителей.

Вебинар провели:

  • Александра Струкова, студентка магистерской программы «Педагогическое образование», стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, учитель русского языка. 
  • Ирина Селютина психолог, ведущая психологических групп, практикующий гештальт-терапевт, арт-терапевт, 11 лет опыт работы школьным психологом.

В первой части вебинара Александра Струкова поделилась результатами исследования, проводимого ею при обучении в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством Поливановой Катерины Николаевны. 

Необходимость развивать социально-эмоциональные навыки (СЭН) в школе стала закономерным следствием глобализации, технической революции, информационного бума, развития когнитивных теорий обучения и психологии как науки, изменения семьи и ее ожиданий от школы. Следующий шаг – разработка конкретных наблюдаемых научно-обоснованных показателей, позволяющих фиксировать динамику развития качеств и как-то с ней работать. Уже существует модель развития и оценки СЭН, адаптированная для школы. Подробное описание этой модели есть в презентации.

Вторая часть вебинара была посвящена психологическим аспектам развития СЭН. Ирина Селютина отметила, что любое взаимодействие между людьми всегда затрагивает социально-эмоциональную сферу участников.  Даже если учитель не ставит перед собой задачи развивать СЭН учеников, сам факт, что он приходит в класс и находится с ними рядом, уже является средой для их развития: вопрос лишь в том, будет ли оно осознанным или случайным. Учитель, который ставит перед собой задачу работать с СЭН, старается сделать это взаимодействие по возможности осознанным, его главная задача — адекватно оценивать и предъявлять себя. 

В целом, трудно говорить о развитии СЭН учеников, скорее, можно говорить о культуре развития СЭН у всех участников образовательного процесса: и педагогов, и учеников. Один из способов развития СЭН — это повышение навыка саморефлексии. Для помощи в этом ведущие предложили чек-лист саморефлексии.

Запись вебинара

Материалы

Презентация ссылка на файл 

Чек-лист саморефлексии для работы с СЭН ссылка на файл