Материалы вебинара «Зачем учителю работать с социально-эмоциональными навыками и как это делать?»
Вебинар провели:
- Александра Струкова, студентка магистерской программы «Педагогическое образование», стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, учитель русского языка.
- Ирина Селютина психолог, ведущая психологических групп, практикующий гештальт-терапевт, арт-терапевт, 11 лет опыт работы школьным психологом.
В первой части вебинара Александра Струкова поделилась результатами исследования, проводимого ею при обучении в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством Поливановой Катерины Николаевны.
Необходимость развивать социально-эмоциональные навыки (СЭН) в школе стала закономерным следствием глобализации, технической революции, информационного бума, развития когнитивных теорий обучения и психологии как науки, изменения семьи и ее ожиданий от школы. Следующий шаг – разработка конкретных наблюдаемых научно-обоснованных показателей, позволяющих фиксировать динамику развития качеств и как-то с ней работать. Уже существует модель развития и оценки СЭН, адаптированная для школы. Подробное описание этой модели есть в презентации.
Вторая часть вебинара была посвящена психологическим аспектам развития СЭН. Ирина Селютина отметила, что любое взаимодействие между людьми всегда затрагивает социально-эмоциональную сферу участников. Даже если учитель не ставит перед собой задачи развивать СЭН учеников, сам факт, что он приходит в класс и находится с ними рядом, уже является средой для их развития: вопрос лишь в том, будет ли оно осознанным или случайным. Учитель, который ставит перед собой задачу работать с СЭН, старается сделать это взаимодействие по возможности осознанным, его главная задача — адекватно оценивать и предъявлять себя.
В целом, трудно говорить о развитии СЭН учеников, скорее, можно говорить о культуре развития СЭН у всех участников образовательного процесса: и педагогов, и учеников. Один из способов развития СЭН — это повышение навыка саморефлексии. Для помощи в этом ведущие предложили чек-лист саморефлексии.