Программа форума

21 октября, пятница

Очное участие: Москва, Покровский бульвар, 11

11:00 – 12:30

ОТКРЫТИЕ ФОРУМА. ТРАНСЛЯЦИЯ ДИСКУССИИ «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА»

R301  

Чеповский Александр АндреевичФишбейн Дмитрий Ефимович и Хавенсон Татьяна Евгеньевна обсуждают переспективы школьного образования.

Модератор: Резанова Ирина Витальевна

 

11:00 – 12:30

ПЛОЩАДКА ПРЯМОГО ОБЩЕНИЯ С ФАКУЛЬТЕТАМИ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ПАРТНЕРАМИ. ЭКСКУРСИЯ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ «ПОКРОВКА»

АТРИУМ

13:00 – 14:30

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕКЦИИ ФАКУЛЬТЕТОВ И КАМПУСОВ НИУ ВШЭ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПАРТНЕРОВ

Практики реализации исследовательской и проектной деятельность учащихся в ситуации быстрых изменений: офлайн, онлайн и гибридные форматы

А.С, Обухов, В.В. Файер, К.В.Соколова, А.Солодихина — эксперты НИУ ВШЭ в области исследовательской деятельности

Городские образовательные проекты предпрофессионального образования. Инженерный класс в московской школе, ИТ-класс в московской школе, Космический класс

Реализация проектов Департамента образования и науки города Москвы в московских школах. 

Абрамешин Андрей Евгеньевич – кандидат социологических наук, профессор Департамента электронной инженерии, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ 

Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова

Конкурс «Высший пилотаж» как ресурс для организации проектно-исследовательской деятельности в школе

«Высший пилотаж» – всероссийский конкурс, миссия которого – помочь учащимся 8-11 классов овладеть основами проведения исследований и проектов, обучить принципам тайм менеджмента, навыкам работы в команде. Расскажем школьникам как можно доработать свой индивидуальный школьный проект до конкурсного уровня. Поделимся с учителями -наставниками обширным конкурсным инструментарием для сопровождения школьников в подготовке качественного исследования или проекта.

Струкова Елена Вячеславовна – канд. филол. наук, начальник отдела содействия развитию одаренных школьников Дирекции по работе с одаренными школьниками НИУ ВШЭ.
Пустовалова Елена Евгеньевна – руководитель проекта Дирекции по работе с одаренными школьниками НИУ ВШЭ.

Дирекция по работе с одаренными учащимися

Форсайт-панель инструментов искусственного интеллекта для учителя

Партнерская секция от «СберОбразование»

Как обучать результативно? Как использовать данные? Почему важны академический прогресс и благополучие одновременно? Почему знание и даже применение современных технологий обучения не ведут к успеху? Может ли искусственный интеллект (который находит самый быстрый маршрут для водителя) помочь учителю понять, как «работает» его речь? Сможет ли искусственный интеллект помочь учителю сравнивать свои практики с практиками других учителей? Об этом мы поговорим на форсайт-панели Академической Лаборатории ООО СберОбразование. Руководитель лаборатории Павел Сергоманов и исследователь Академической лаборатории Надежда Бысик расскажут о замысле и первых результатах изучения результативных практик учителей массовой школы, представят скрытую социологию урока и методические паттерны, обсудят с участниками задания искусственному интеллекту (разработка которого активно ведется в экосистеме Сбера) для улучшения преподавания. Приглашаем активных и заинтересованных педагогов и руководителей школ, которым интересно прямо на форсайт-панели спроектировать ИИ - пакет аналитических ассистентов для учителя.

Павел Аркадьевич Сергоманов – психолог, автор многих научных публикаций, работал директором Психологического института РАО, заместителем Министра образования РФ, руководителем Лаборатории Института образования НИУ ВШЭ, в настоящее время возглавляет Академическую (научную) лабораторию «СберОбразования».

Надежда Викторовна Бысик - учитель, директор школы, исследователь учительских и управленческих практик в образовании, руководитель нескольких крупных федеральных проектов, в настоящее время – работник Академической (научной) лаборатории «СберОбразования».

Школьное образование и креативные индустрии: возможности взаимодействия и развития

1. Ривчун Т.Е., д.э.н., профессор Школы дизайна, заместитель декана факультета креативных индустрий, директор Института развития креативных индустрий, академический руководитель программ "Управление в креативных индустриях" и "Коммуникационный и цифровой дизайн"

«Креативные индустрии сегодня: возможности взаимодействия со школьным образованием»

 Что такое креативные индустрии и почему их развитие находится в зоне повышенного внимания? Какие компетенции необходимо развивать в рамках единой линейки компетенци для всех уровней образования: школьного, среднего профессионального и высшего? Какие профессии будут востребованы в этой сфере в будущем? Автор выступления ответит на эти и другие вопросы по теме взаимодействия креативных индустрий с образованием.

2. Аристова У.В., д.п.н., профессор школы дизайна факультета креативных индустрий, академический руководитель программы магистратуры " Современные технологии преподавания искусства и дизайна" и программы онлайн-бакалавриата "Дизайн"

«Образовательные продукты для Школы и вуза: инновационные подходы Школы дизайна» 

Рассматривая креативное образование как составляющую часть креативных индустрий, необходимо отметить значительные сложности в практической реализации появляющихся новых концепций, методологий и форматов такого образования.

Для успешной реализации новых концепций креативного образования необходимы научные инструменты, позволяющие прогнозировать и анализировать эффективность образовательного процесса.

Магистерская программа «Современные технологии в преподавании искусства и дизайна» включает в себя дисциплины, направленные на подготовку специалистов, способных успешно решать эти проблемы.

3. Рубан Е.В. "Детская школа дизайна", заместитель руководителя Школы дизайна факультета креативных индустрий.

Что такое детская школа дизайна и какие направления предлагаются для  обучения и развития школьников.

4. Першеева А.Д. , кандидат искусствоведения, доцент Школы дизайна факультета креативных индустрий

«Конструирование новых миров: перспективы развития креативных индустрий молодыми креаторами»

Выступление посвящено тому, что сегодня ребята, начиная с блогеров и заканчивая гейм-дизайнерами создают не просто контент, не просто произведения — а свои небольшие вселенные, в которые тем или иным образом можно войти. Это ставит перед нами интересные образовательные задачи, ведь нужно учить школьников и студентов системному, междисциплинарному и холистическому мышлению с учётом развивающейся реальности.

5. Фомина О.В. , Школа распределённого лицея 2107 

«Факультетский день как платформа развития креативных практик для школьников»

Обобщение опыта проведёния факультетского дня по дизайну Школы 2107, рассказ о возможных формах работы, внешних выставках и креативных проектах.

6. Голованова И.Л., к.п.н.,доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности факультета начального образования института детства МПГУ

«Дизайн образовательных программ и новые образовательные форматы в области креативных индустрий»

Представляем опыт успешного сотворчества студентов магистратуры "Современные технологии преподавания искусства и дизайна" и Школы архитектуры будущего СЕТКА

Классика и/или современность: есть ли место современным социально-гуманитарным наукам в школе?

Ведущие секции вместе с участниками обсудят тему повышения актуального уровня профессиональной подготовки в рамках социально-гуманитарных наук. Ведущие ответят на вопросы: как школьному учителю включать в работу новые технологии и методики преподавания; какие есть решения и наработки на факультетах; какой опыт работы со школами транслируется в представленных магистерских программах Методы, которые будут обсуждаться, помогут участникам жить в профессии интересно, оставаться «штучным» специалистом, будучи человеком массовой специальности, быть интересным себе и ученикам.

Евгения Семеновна Абелюк, доцент, руководитель образовательной программы «Современная филология в преподавании литературы в школе», заслуженный учитель РФ, отличник народного образования.

Максим Игоревич Богачев, к.соц.н., доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе», соавтор учебника «Обществознание: 9 класс» (2021 г.)

Павел Андреевич Пучков, к.ист.н, старший преподаватель факультета гуманитарных наук, академический руководитель образовательной программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе»

Школа как новая точка экономического роста: модель школьной профориентации

Партнерская секция от платформы «Билет в будущее» 

Разработка профориентационного минимума, необходимого для полноценного сопровождения профессионального самоопределения личности, поможет преодолеть низкую эффективность массовой профориентации На нашей секции эксперты расскажут, какие проблемы решает внедрение профориентационного минимума, какие нормативные документы регламентируют профориентационную деятельность в школе, представят системы мер и инструменты, которые помогут вам эффективно, а главное, системно внедрить профориентационную работу в образовательном учреждении уже сейчас. В итоге мы составим четкий план по организации и развитию профориентационной работы на ближайшие несколько лет именно в вашей организации.

1. Пряжников Николай Сергеевич, д.п.н., профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

2. Лилия Анатольевна Зиборова, заместитель управляющего директора по реализации проектов Фонда Гуманитарных Проектов
3. Серебряков Алексей Георгиевич, президент ЦТР "Гуманитарные технологии", эксперт проекта "Билет в будущее",
4. Виталий Владиславович Алтухова, директор по исследованиям и разработкам ООО «Профилум», методолог проекта «Билет в будущее»
5. Карабекян Татевик Рубеновна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ
 
Модератор - Кузнецов Кирилл Геннадьевич - исполнительный директор ЦТР «Гуманитарные технологии»

Как воспитать победителя олимпиады (опыт проведения школ для учителей информатики)

Участники секции узнают об организации системной работы с учениками, проявляющими способности в изучении информатики и программирования. Также будут рассмотрена взаимосвязь летних школ для учащихся и педагогов.

Михаил Сергеевич Густокашин, преподаватель Департамента больших данных и информационного поиска, директор Центра студенческих олимпиад Факультета компьютерных наук

Константин Фролов, студент Факультета компьютерных наук, участник предметных школ Факультета компьютерных наук

Организационно-методическое сопровождение внеучебной деятельности: опыт Лицея НИУ ВШЭ

На секции будут рассмотрены вопросы о проектировании организационно-методической модели сопровождения внеучебной деятельности учащихся, способной к вариативности и трансформации относительно их потребностей. Также будут представлены технологии совместного проектирования событий.

О.Ю. Джамамедова, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

Преподавание критического мышления в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ

На секции будут рассмотрены основные концепции критического мышления, которые существует сегодня в науке и реальной педагогической практике. Также слушатели ознакомятся с тем, как концепция преподавания критического мышления реализована в Лицее НИУ ВШЭ: в формате отдельного курса "Теория познания". Будет показано, как устроен курс, какие теоретические предпосылки были заложены в его основу, как курс менялся вместе с трансформацией самого Лицея и какие задачи стоят перед ним сегодня. Отдельное внимание также будет уделено проблеме диагностики критического мышления и возможным механизмам решения этой задачи.    

А.А. Гиринский, к.филос.н., заведующий кафедрой теории познания Лицея НИУ ВШЭ.

Реализация образовательного процесса в условиях изменения ФГОС ООО и обновления ФГОС СОО (уникальные идеи и практики Лицея НИУ ВШЭ)

На секции  будут рассмотрены основные аспекты образовательного процесса (управление, организация и содержание), в котором учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, а также предполагается значительно более высокая степень самостоятельности и ответственности учащихся. А также знакомство с теоретическими и практическими наработками Лицея НИУ ВШЭ в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС ООО с учетом всех изменений до 2022 года включительно.

Наталия Владимировна Копытова, к.п.н., заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Реализация образовательного процесса в условиях изменения ФГОС ООО и обновления ФГОС СОО (уникальные идеи и практики Лицея НИУ ВШЭ)

Есть ли наука в школе? Исследовательская и проектная компетентность как индивидуальные образовательные результаты.

Выступление посвящено формам реализации исследовательской и проектной компетенций в Лицее НИУ ВШЭ. Одной из таких форм с 2022 года в Лицее стала конференция «Наука с тысячью лиц». Докладчики расскажут об опыте проведения конференции, концепции и принципах, на которых может базироваться научная конференция в школе.

Абрамова М. Л., преподаватель Лицея и сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности Лицея НИУ ВШЭ

Ермишина К. В., преподаватель Лицея и сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности Лицея НИУ ВШЭ

Шутова Т. Н.,  преподаватель Лицея и сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности Лицея НИУ ВШЭ.

16:30 – 18:00

МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И АДМИНИСТРАТОРОВ

«Вася, ты не прав!» Деловая игра по работе с критической (негативной) информацией  

Игра воссоздает одну из классических ситуаций, которая часто приводит к негативным публикациям о школе в социальных сетях и СМИ.

Понимание, как правильно отвечать на критику, не реагировать или, наоборот, активно комментировать различные школьные события, эффективно урегулировать конфликтные ситуации, необходимо как классным руководителям, так и администрации школы и специалистам, которые ведут социальные сети и сайт школы.

Для участия в игре потребуется заряженный мобильный телефон с возможностью переписываться в мессенджерах.

Игру проведут сотрудники лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ

Регистрация будет открыта через profil.mos.ru

Что хотел сказать эксперт: отзыв, критерии и мотивация (из опыта проверки сочинений всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»)

Хорошо известно, что проблема критериев оценивания и обратной связи на олимпиадах и иных интеллектуальных состязаниях стоит довольно остро. Формализация критериев оценивания, с одной стороны, якобы ставит всех участников в равные условия, но с другой — допускает постановку высокого балла не самой удачной работе, главной задачей которой оказывается именно что соблюдение критериев. Всероссийский Чемпионат сочинений «Своими словами» постарался решить эту проблему путем выбора некоторого «компромиссного» варианта оценивания текстов, предполагающего наличие обратной связи от двух экспертов, но и не стремящегося к исключительной объективности. Доклад, таким образом, будет посвящен детальному анализу преимуществ и недостатков такой системы.

Орловская Маша Максимовна, лаборант лаборатории лингвосемиотических исследований, стажер-исследователь проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам, преподаватель НИУ ВШЭ и лицея НИУ ВШЭ

Дудий Теодор Андреевич, стажер-исследователь проектной раборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам

Как придумать и продумать тему эмпирического проекта для школьников 

В рамках мастер-класса обсудим, откуда брать темы  для школьных эмпирических исследовательских работ, потренируемся их генерировать,  разберем  возможные тонкости при работе с конкретными темами,  преимущества и  недостатки при индивидуальной и командной  работе, обсудим роль  наставника/куратора при  руководстве  работой.

Все вместе или по группам продумаем стратегию своего исследования в одном из трех возможных направлений:  работа с открытыми источниками,  анкетный опрос или проведение эксперимента

Покровский Дмитрий Александрович, кэн, доцент СПб ШЭМ НИУ ВШЭ, ведущий эксперт лаборатории интеллектуальных состязаний экономического факультета НИУ ВШЭ

Делу — время, потехе – час: развитие тайм-менеджмента у учащихся

Современное общество предъявляет высокие требования к подросткам и ожидает от них значительной самостоятельности, навыков планирования, умения ставить цели и достигать их. В то же время жизнь современных подростков расписана по минутам, и приобрести навыки саморегуляции самостоятельно достаточно сложно.

Развить навыки саморегуляции поможет эффективный тайм-менеджент. На мастер-классе Вы познакомитесь с некоторыми техниками тайм-менеджмента и узнаете, как с их помощью можно формировать навыки саморегуляции учащихся.

Ирина Аграновская, исследователь общего образования в рамках обучения на магистерской программе «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ

Развитие метапредметных умений на уроках иностранного языка   

Мастер-класс объединит материалы двух тем:

  • Теория и практика обучения презентации

Умение делать презентации является важным умением для учебы, работы и повседневной жизни в целом. Вместе с тем презентация как тип текста имеет интересную структуру, объединяет черты устного и письменного текста и их тесное взаимодействие. Это является причиной трудностей, возникающих при формировании умения делать презентации. При этом задания, связанные с подготовкой презентаций есть в большинстве учебных предметах. На мастер-классе вы узнаете, как обучать презентациям на уроках иностранного языка.

  • Возможно ли развивать и оценивать рефлексию на уроках английского языка?

Одним из требований ФГОС является развитие и оценка такого метапредметного навыка как рефлексия - в том числе в рамках уроков по английскому языку. Но что же всё-таки такое «рефлексия», как именно ее развивать и возможно ли оценить? На мастер-классе нами будут рассмотрены некоторые практические приемы формирования рефлексии, а также существующие подходы к ее оцениванию. Мастер-класс будет актуален, в первую очередь, учителям английского, но многие из приемов, о которых мы поговорим, будут применимы и на других предметах.

Инна Юхим и Софья Кучкова, исследователи общего образования в рамках обучения на магистерской программе «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ

Нескучное программирование или примеры захватывающих задач для обучения программированию и командной работе

На мастер-классе вы познакомитесь с тремя примерами задач:

  • домик Нюши;
  • калькулятор, но по всем канонам командной работы;
  • графика/фракталы.

Вы узнаете, как мотивировать школьников на занятия программированием, а также успешно организовать их работу.

Мария Константиновна Горденко, преподаватель Департамента программной инженерии Факультета компьютерных наук

Смотрим советские фильмы – говорим о современном обществе. Школьный киноклуб как эффективный инструмент освоения дисциплины «Обществознание»          

В рамках встречи будет представлен опыт проведения школьного курса (6 – 11 кл.), который совмещает несколько задач: во-первых, изучение базовых тема из области обществознания и социологии, во-вторых, изучение этих тем с погружением в конкретную историческую и социокультурную специфику развития советского и российского общества. Участники встречи смогут познакомиться с различными учебными форматами использования советских кинолент для решения представленных задач.

Ксения Павловна Макарова, кандидат социологических наук, преподаватель Департамента социологии, Департамента интегрированных коммуникаций, Лицея НИУ ВШЭ. Автор школьного офлайн\онлайн курса «Социология советской повседневности сквозь призму советского кинематографа»

Как построить школьное сообщество и развивать его

Партнерский мастер-класс от VK Образование

В рамках мастер-класса участники познакомяться с основными технологиями VK и возможностями их применения для развития школьных сообществ. Получат практические рекомендации по работе с контентом.

Жуков Вадим Юрьевич, руководитель направления по поддержке и развитию школьных сообществ.

Медиаграмотность в школе: с чего начинать?

Секреты организации медиакласса. Где взять программы? Роль медиацентра в жизни школы? Коллеги из московских школ поделятся своим опытом и расскажут, как в их школе организована медиадеятельность, какие проблемы у них возникают и как они их решают.

А также обсудим результаты «Хангаласского проекта», когда три года в школах Якутии работала «Академия журналистики» от Вышки. Как запускали? Какие результаты получили? Можно ли транслировать полученный опыт?

На встречу приглашаем учителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников школьных медиацентров, управленческие команды школ и всех, кому интересна тема запуска медиаклассов в своих образовательных учреждениях.

Милкус Александр Борисович, заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ

18.00 – 18:15

ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА

АТРИУМ


 

22 октября, суббота

Очное участие: Москва, площадки московских школ 

11:00 – 14:00

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИУ ВШЭ НА ПЛОЩАДКАХ ПАРТНЕРОВ

Для продуктивной работы на прощадке Школы №1466 пройдите тест Мои ориентиры.

Школа № 1466 имени Надежды Рушевой. Открытый профориентационный урок от эксперта федерального проекта «Билет в будущее»

1 млн школьников со всей России в проекте «Билет в будущее» пройдут профориентационное тестирование. Каждый из них узнает, к какой профессиональной отрасли у него есть предрасположенности и даже попробует себя в ней. Как выглядит эта диагностика, что она дает, расскажет методолог «Билета в будущее», исполнительный директор ЦТР «гуманитарные технологии» Кирилл Кузнецов. Занятие будет содержать в себе элементы рефлексивного урока: эксперт предварительно даст возможность каждому из участников пройти профориентационное тестирование.

Для продуктивной работы в Школе №1466 пройдите тест Мои ориентиры.

Адрес проведения: Школа № 1466 имени Надежды Рушевой. Москва, ул. Ереванская, д. 21  (Метро Царицыно)

Лицей НИУ ВШЭ: «Бирюзовая» модель управления образовательной организацией 
 
Д.Е. Фишбейн, к.п.н., директор Лицея НИУ ВШЭ
 
На встречу приглашаются директора и заместители директора образовательных организаций. В рамках встречи будут рассмотрены модели управления школ, структура и подходы к управлению в Лицее НИУ ВШЭ. Отдельное внимание на встрече также будет уделено роли первого лица организации и вопросам распределенного управления. 
 
Адрес проведения: Москва, ул. Солянка, дом 14А (Метро Китай-город)
Покровский квартал: От Подростковой школы к Распределенному лицею

Школа «Покровский квартал» приглашает вас познакомиться с двумя ключевыми проектами, связывающими два уровня образования — основную и среднюю школы.

Подростковая школа — место проб, открытий и самореализации каждого ребенка. 

Задача Подростковой школы — познакомить ребенка с разными областями знания через практическую деятельность, показать связь изучаемых в школе предметов с реальной жизнью, развить гибкие навыки, создать условия, в которых формируется внутренняя готовность к самоопределению. Подразумевается, что, попробовав себя в разных областях деятельности, ребенок сможет понять себя и сделать обоснованный выбор профиля.

Проект Распределённый лицей ориентирован на старших школьников и является своеобразным трамплином между школой и университетом. Это возможность для старшеклассников получить образование по программам и направлениям обучения Лицея НИУ ВШЭ, что позволяет каждому ребенку выбрать наиболее подходящий для себя образовательный вектор. 

Мы расскажем об особенностях обучения в классах Распределённого лицея, об еженедельных посещениях семинаров и лекций НИУ ВШЭ, о процедуре «Юрьевы дни», об организационных сложностях и успехах наших выпускников, а также о том, как связать между собой два больших ключевых проекта в рамках двух школьных ступеней.

Адрес проведения: Школа «Покровский квартал». Москва, Большой Казенный переулок, дом 9 (Метро Курская)

Школа 1329: Предпринимательский класс. День открытых дверей

Мы пригласили спикеров из разных отраслей, чтобы участники ознакомились с тенденциями в сфере общего образования, узнали об этапах реализации успешной работы предпрофильных классов, а также послушали выступления действующих предпринимателей, которые поделятся своим опытом и знаниями в таких вопросах, как: формирование и управление командой, позиционирование компании и многое другое. 

Представитель от Малого бизнеса Москвы  Департамента предпринимательства и инновационного развития поделится информацией об актуальных мерах поддержки бизнеса.

Представитель Центра финансовой грамотности ГКУ «Мосфинагентство» Департамента финансов обозначит насколько важно быть финансово грамотным в 21 веке.

Спикер от Банка России расскажет о важных шагах, направленных на достижение технологического суверенитета, о подготовке кадров для новой экономики, а также о перспективных возможностях для предпринимателей.

Ученики 10х классов представят идеи своих проектов, будут рады ответить на вопросы гостей на Форсайт сессии «Бизнес – модели. От идеи до реализации проекта». А по результатам захватывающей бизнес-игры то, что казалось сложным – станет простым и понятным.

Тех, кто попадет на Brain Battle «Великие предприниматели от 19 века до наших дней. Портрет предпринимателя» ждет череда интересных выступлений учеников нашей школы, которые подискутируют о том, какой же он – настоящий предприниматель?

Адрес проведения: Школа № 1329. Москва, ул. Академика Анохина, 2, корп. 5 (Метро Юго-Западная)

Школа №1363: Инженерный, IT и Космический классы

ГБОУ города Москвы Школа № 1363 представляет опыт и результаты взаимодействия с НИУ ВШЭ в рамках проектов Инженерный класс, IT-класс и космический класс в московской школе.

На экскурсии по школе участники познакомятся с современным образовательным пространством для реализации разнообразных образовательных маршрутов, успешного личностного роста и профессионального самоопределения старшеклассников.

На мастер-классах участники:

  • познакомятся с возможностями использования  базового, профильного (цифрового и аналогово) оборудования и лабораторий МЭШ при выполнении лабораторных и экспериментальных работ по физике;
  • разработают, соберут и запрограммируют устройство ""Автоматические двери"", реализующее открытие и закрытие двери по нажатию кнопки, предусматривающее звуковое оповещение при открытии двери;
  • познакомятся с базовыми инструментами твердотельного моделирования в среде Компас 3Д, а также подготовят модель к печати на 3Д-принтере в программе-слайсере Cura.

Адрес проведения: Школа № 1363. Москва, Ферганский проезд, дом 5, кор.2 (Метро Юго-Восточная)

Школа № 2107 Проект «Распределенный Лицей НИУ ВШЭ» (9-11 классы) 

ГБОУ Школа 2107, многопрофильный образовательный комплекс Центрального административного округа Москвы, успешно реализует проект Распределенный Лицей НИУ ВШЭ с 2016 года и на сегодняшний день является одним из лидеров по его реализации. Обучение ведется по всем 10 лицейским направлениям в 10-11 классах, а также открыты предлицейские 9 классы Вышки. Мы расскажем об уникальных образовательных возможностях обучения в классах Распределённого лицея и познакомим вас с нашим опытом трансляции лицейских ценностей и создания той неповторимой атмосферы предуниверсария, которой так славится лицейская история, потому что Распределенный Лицей НИУ ВШЭ – это больше, чем академическое образование. Важные отличия лицейской программы, университетская подготовка уже со школьной скамьи, возможность самоопределения через разнообразие образовательных треков, сильная академическая подготовка к олимпиадам и экзаменам, совместное проектирование как ключевой навык старшеклассников, - об этом и даже более поговорим на нашей встрече.

Адрес проведения: Школа №2107.Москва, ул. Гиляровского, д. 21 (Метро Проспект Мира)


 

21 октября, пятница

Онлайн участие 

смотреть по тематическим направлениям

11:00 – 12:30 

ОТКРЫТИЕ ФОРУМА. ДИСКУССИЯ «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА»

Чеповский Александр АндреевичФишбейн Дмитрий Ефимович и Хавенсон Татьяна Евгеньевна о программе форума и тенденциях в школьном образовании. 

Модератор: Резанова Ирина Витальевна

Прямое партнерство учителей с НИУ ВШЭ. Проект «Учитель-партнер» для учителей обществознания

Всего 8 месяцев назад официально стартовал данный проект, в июле 2022 первые учителя получили сертификаты. Страница проекта.

Что уже сделано в данном проекте? Какие перспективы для мотивированных учителей и их учеников он открывает? Какие планы на будущее? Как включиться в проект прямо сейчас и получить статус Партнера уже к концу 2022 года?

Модератор: Сорвин Кирилл Валентинович, канд. филос. наук, доцент Департамента социологии Факультета социальных наук

Устранение профессиональных дефицитов российских учителей на базе цифровой интеллектуальной обучающей системы «Олимпиада «ПРОФИ-КРАЙ»

На вебинаре будут презентованы результаты диагностики профессиональных дефицитов российских учителей математики, английского языка, информатики, обществознания, русского языка и финансовой грамотности и последующее выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов по их устранению в рамках реализации пермским кампусом НИУ ВШЭ инновационного образовательного проекта по профессиональному развитию учителей-предметников на базе цифровой интеллектуальной обучающей системы «Олимпиада «ПРОФИ-КРАЙ».           

Ведерников Василий Владимирович, руководитель направления «Олимпиады и конкурсы» факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ -  Пермь, координатор проекта «Международная олимпиада учителей-предметников «ПРОФИ»

Форсайт – конгресс «образовательные инициативы: новые отношения»

Мир вокруг Школы создал множество вызовов, стал хрупким, как никогда, в истории проживания нескольких поколений. Школа принимает внешние сигналы и должна договориться с этим миром - как выращивать поколения людей, способных адаптироваться, но не прогибаться перед новыми обстоятельствами жизни, как настраивать новые отношения друг с другом, с миром взрослых, с миром разных.   Мы собираем людей Школы, готовых делиться своими инициативами: позитивными практиками, реализованными проектами, результативными исследованиями в контексте развития новых образовательных отношений в неопределенном и хрупком мире. Мы предлагаем площадку для СОГЛАСОВАНИЯ наших действий на близкое нам будущее

Заиченко Наталья Алексеевна, к.п.н., доцент, профессор департамента государственного администрирования школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ СПб, ведущий эксперт центра довузовских программ, проектов, организации приема в бакалавриат и магистратуру. Академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»

Бакушина Алла Николаевна, к.п.н., доцент департамента государственного администрирования школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ СПб начальник методического отдела центра довузовских программ, проектов, организации приема в бакалавриат и магистратуру

Персонализация профессиональных траекторий развития 

Команда педагогов гимназии «Корифей» (Екатеринбург), опираясь на трёхлетний опыт работы в системе персонализированного образования, покажет, как распространить принципы персонализации на работу с педагогами. Что такое персонализированная модель развития кадров? Как сопровождать молодого учителя и опытных коллег? В чём состоит миссия и функционал образовательного технолога? Ответы на эти вопросы вы получите на мастерской или секции под названием "Персонализация профессиональных траекторий развития".

Калужская Мария Владимировна - к.п.н., заместитель директора базовой школы ВШЭ, гимназии «Корифей», почётный работник общего образования, победитель Всероссийского конкурса «Заместитель директора школы», коуч ICF.

Мамылин Артём Андреевич - учитель-методист, призёр регионального конкурса «Учитель года», магистрант НИУ ВШЭ.

Русских Татьяна Владимировна - учитель информатики, цифровой тьютор, победитель Всероссийского конкурса «IУчитель», магистрант НИУ ВШЭ

Медиаграмотность в школе: с чего начинать?

Секреты организации медиакласса. Где взять программы? Роль медиацентра в жизни школы? Коллеги из московских школ поделятся своим опытом и расскажут, как в их школе организована медиадеятельность, какие проблемы у них возникают и как они их решают. А также обсудим результаты «Хангаласского проекта», когда три года в школах Якутии работала «Академия журналистики» от Вышки. Как запускали? Какие результаты получили? Можно ли транслировать полученный опыт? На встречу приглашаем учителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников школьных медиацентров, управленческие команды школ и всех, кому интересна тема запуска медиаклассов в своих образовательных учреждениях.

Милкус Александр Борисович, заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ

Событие: от сообщества к платформе

На мастер-классе рассмотрим событийные форматы для различных аудитории и целей, а также пошагово разберём их реализацию — от программирования до коммуникации.

Дария Женихова, эксперт в области социокультурных стратегий, CEO компании «Культура потребления», куратор профиля «Event design и экономика впечатлений» бакалаврской программы «Управление в креативных индустриях» факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Взаимодействие Университетов со школами, функционирующими в сложных социальных условиях.

Участники секции рассмотрят существующие форматы взаимодействия университета и школ, функционирующих в сложных социальных условиях и примут участие в разработке и предложении новых форматов сотрудничества. Приглашаем к участию школьные команды: учителей, администраторов, руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием, представителей университетов.

1) Макеева Наталья Николаевна, заместитель начальника Хангаласского РУО республики Саха (Якутия)

2) Черняк Раиса Михайловна, заместитель директора по УВР МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №4», Хангаласский улус, республика Саха (Якутия)

3) Козлова Надежда Михайловна, директор МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №4», Хангаласский улус, республика Саха (Якутия)

4) Климова Елена Владимировна, Институт образования НИУ ВШЭ

5) Милкус Александр Борисович, НИУ ВШЭ

Модераторы:

  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, НИУ ВШЭ
  • Овакимян Елена Вячеславовна, НИУ ВШЭ
  • Анчиков Константин Михайлович, НИУ ВШЭ
  • Сенина Наталья Андреевна, НИУ ВШЭ

Объясняем сложные юридические понятия простым языком

Современное научное знание опирается на широкое использование междисциплинарного подхода. Это справедливо и для теоретической юриспруденции, проблематика которой лежит на стыке политической философии, социологии и других социальных наук. Мы поговорим о том, какие темы могут заинтересовать в правоведении школьников, которым юриспруденция всё ещё кажется скучной

Белькович Родион Юрьевич - к.ю.н., доцент Департамента теории права и сравнительного правоведения

Проектная работа в предпринимательском классе: этапы и результаты

Семинар посвящен организации проектной деятельности в предпринимательском классе школы. Будем рассмотрена методика конструирования основных этапов командной работы и оценивания результатов проекта.

В ходе семинара будет разобран ряд кейсов, представляющих разные форматы и этапы проектной работы в школе.

Орлов Игорь Борисович, д.и.н., проф., зам. руководителя департамента политики и управления факультета социальных наук; зав. НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ

Финансовая грамотность в системе школьного образования

В настоящее время необходимым навыком современного человека, наряду с умением работать на компьютере, водить автомобиль и многое другое, является умение управлять личными финансами.

Мировая практика показывает, что лучше всего знания и навыки усваиваются в юном возрасте. Поэтому с 2016 года в стране реализуется проект по повышению финансовой грамотности учащихся школ, лицеев и колледжей. В Высшей школе экономики создан Федеральный методический центр, который отвечает за эту работу. О том, что сделано и что предстоит сделать в ближайшее время, пойдет разговор в рамках проводимого мастер-класса.

Леушина Дарья Сергеевна, заместитель начальника отдела организации обучения педагогов Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»

Цифровые сервисы для коммуникации в образовании: обновления сезона

Партнерская секция от платформы «Сферум»

Осень нового учебного года - время внедрения новых цифровых сервисов для образования. В стремительно меняющемся мире педагогам просто необходимо быть в курсе событий в сфере образования и уметь выстраивать коммуникацию с учениками, их родителями и своими коллегами на современном уровне, в удобном для всех формате.

С усилением социальной роли учителя возрастают пользовательские запросы к цифровым сервисам: возникает потребность в разделении потоков информации на личные и рабочие, увеличиваются требования к безопасности сервисов.

Подробнее об обновленной роли учителя, новых цифровых решениях в сфере образования и событиях, поддерживающих учителей - в вебинаре «Цифровые сервисы для коммуникации в образовании: обновления сезона» от спикера Веры Вартанян, Директора по образовательным проектам ООО «Цифровое образование» (платформа «Сферум»).

Вера Вартанян, директор по образовательным проектам ООО «Цифровое образование»

Экономическая школа ФЭН: особенности организации учебного процесса 

В 2021-2022 учебном году факультет экономических наук запустил проект «Экономическая школа ФЭН», в рамках которого преподаватели и студенты факультета напрямую работают с школьниками и со школами России. На встрече руководитель проекта Челеховский Александр Николаевич расскажет о методических особенностях работы школы; о том, на какие темы делается упор в работе со школьниками, и о том, какие предметные компетенции важно развивать у школьников для успешного изучения экономики.

Также Александр Николаевич расскажет об открытом лектории, открывающемся на базе Экономической школы ФЭН, и о том, как школьники и школы могут принять участие в проекте и совершенно бесплатно учить экономику с преподавателями и студентами факультета.

Челеховский Александр Николаевич, руководитель Центра по работе с учащимися и образовательными организациями ФЭН, руководитель направления «Экономика и математика» Лицея НИУ ВШЭ


 

22 октября, суббота

Онлайн участие 

Эффективные стратегии подготовки к заданиям разделов «Чтение» и «Аудирование» ЕГЭ по английскому языку

Мастер-класс посвящен обзору эффективных стратегий выполнения заданий. Будут рассмотрены особенности разделов "Чтение" и "Аудирование", а также предложены возможные типы заданий для тренировки.     

Васильева Евгения Алексеевна, старший преподаватель Школы иностранных языков

Программа социологического исследования: от постановки вопроса до реализации            

В рамках мастер-класса обсудим, почему так важно искать противоречия и формулировать гипотезы. Какую роль в эмпирическом исследовании играет теория. Как из-за разницы в подходах получаются разные результаты. И что делать, чтобы не терять интерес к тему, "где уже всё понятно".  

Глазков Константин Павлович, к. соц. наук, старший преподаватель факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Использование формата «квиз» в профориентационной работе со школьниками  

В ходе мастер-класса сотрудники Дирекции по работе с молодёжью за рубежом расскажут, как использовать современный игровой формат паб-квиза для профориентационной и образовательной деятельности, а также проведут небольшую игру для закрепления описанного метода.

Решетникова Виктория Дмитриевна, менеджер Дирекции по работе с молодёжью за рубежом НИУ ВШЭ

Белоусова Екатерина Станиславовна, заместитель директора по работе с молодёжью за рубежом НИУ ВШЭ, эксперт Федерального агентства по делам молодёжи

Что такое мут корт и как подготовить команду к успешному выступлению

Мастер-класс посвящен развивающемуся формату конкурсов по праву - игровым учебным процессам.

Будут затронуты следующие вопросы:

  • Игровой судебный процесс как новый вид интеллектуального состязания для школьников;
  • Как происходит и из чего состоит игровой судебный процесс;
  • В чем заключается подготовка к нему;
  • Как можно организовать игровой судебный процесс в рамках текущих занятий по обществознанию и праву в школе.

Радзишевский Петр Анатольевич - менеджер Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по праву

Руднева Дарья Сергеевна - стажер-исследователь Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по праву

Как говорить со старшеклассниками о русской литературе ХХ века  

Один из самых сложных вопросов, который возникает сейчас перед каждым из нас — как говорить об истории русской литературы ХХ века с одиннадцатиклассниками. Что мы хотим рассказать нашим выпускникам? С какими знаниями и каким пониманием истории ХХ века мы хотим выпустить их в жизнь? О каких уроках мечтаем, чтобы они были усвоены? Надо ли говорить о «неудобном прошлом» и как сделать этот разговор осмысленным и содержательным?

Мы предлагаем для обсуждения пять небольших текстов, которые, на наш взгляд, могут стать основой курса литературы в 11 классе. Важно, что соединенные вместе, они позволяют каким-то образом проследить, что на протяжении ХХ века произошло с Россией, осмыслить ее прошлое и постараться понять ее будущее.

  • И.А. Бунин «Чистый понедельник» (1944)

Про что читаем: про русский модернизм, серебряный век, незримые причины революции, дореволюционную Москву и ее послереволюционное изменение, про две мировые войны и прочие события, не названные, но обозначенные в тексте.

  • В.В. Набоков «Облако, озеро, башня» (1937).

Про что читаем: про эмиграцию, автора и героя, сущность тоталитарного мира и искаженные цитаты, прозу и поэзию и сущность набоковского двоемирия.

  • Л.К. Чуковская «Софья Петровна» (1938)

Про что читаем: про человека, который сталкивается с государственным насилием и не понимает, как на него реагировать, про разум и безумие, про формы человеческой слепоты и зрячести, про Ленинград, про то, что было рядом с ахматовским «Реквиемом»

  • А.И. Солженицын «Матренин двор» (1959)

Про что читаем: про Россию, которую сложно найти и легко утратить, про «русскую словесность на Матренином дворе», про множество реминисцентных слоев и историю рождения писателя

  • Ю.В. Трифонов. «Голубиная гибель» (1968).

Про что читаем: про жизнь в коммуналке, повесть Тургенева «Муму» в советской реальности, идиллию и предательство.

Мария Марковна Гельфонд, канд. фил.наук, академический руководитель программы бакалавриата «Филология»

Профессиональные конкурсы. «Урок для учителя»

Формат: блиц-доклады, онлайн

Цель формата – сформулировать, быстро и четко обозначить тему. Краткие доклады предназначены для привлечения внимания аудитории, передачи ключевой информации и позволяют нескольким докладчикам в короткие сроки поделиться своими идеями. Участники, победители, лауреаты и организаторы профессиональных педагогических конкурсов расскажут о всех преимуществах участия в профессиональных конкурсах.

1) Федоровых Данил Александрович, НИУ ВШЭ (уточняется)

2) Павлова Наталья Андреевна, НИУ ВШЭ (уточняется)

3) Ушаков Константин Михайлович, главный редактор журнала «Директор школы», НИУ ВШЭ

4) Камка Светлана Васильевна, Корпоративный университет Московского образования

5) Лукутин Андрей Владимирович, ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»

6) Нанобашвили Оксана Николаевна, директор школы № 65 г. Владивостока

7) Винокурова Наталья Ростиславна, Серпионова Наталья Александровна, Винокурова Вероника Ростиславна, Школа выбора профессий «Пункт Б», г. Новосибирск.

8) победители конкурса «Урок для учителя» 2020-2021 годов

Как воспитать удачливого школьника?            

Что такое удача и удачливый человек с точки зрения науки? Как изменить восприятие ребенка в школьной среде? Как тренировать удачу школьника? Участники вебинара ответят на эти вопросы и на практике разберут шаги по развитию удачи среди учеников.      

Абрамова Ольга Александровна, старший преподаватель Департамента психологии Факультет социальных наук, куратор направления «Психология» конкурса «Высший пилотаж»

Способы оценивания навыков 4К: кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативность   

Формирование и развитие навыков 4К, или мягких навыков, становится широко востребованным в современной школе. Новые ФГОС содержат понятие универсальных учебных познавательных действий,  практически полностью совпадающих с навыками коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности, которые выделяют как наиболее значимые для ученика.

Как развивать и оценивать эти навыки у детей? Первые методы для оценки уровня мягких навыков и стратегии их развития были разработаны для крупных международных корпораций таких как CISCO и Intel, и дали очень хорошие результаты. Тестирование важно, чтобы определить сильные и слабые стороны ученика и наметить точки роста.

Самые прогрессивные инструменты оценивания навыков 4К — тесты, похожие на компьютерные игры. В России измерение мягких навыков проводят ученые из НИУ ВШЭ, которые разработали «4К» тестирование и уже апробировали его на нескольких тысячах учеников.

Александра Гранатурова, исследователь общего образования в рамках обучения на магистерской программе «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ

Конструирование образа ученого в образовательной анимации

Согласно исследованиям Е.А. Володарской и Т.В. Разиной, представления современных российских детей и подростков об ученых достаточно стереотипны. В то же время данные зарубежных психологов свидетельствуют: чем менее стереотипен образ ученого у школьников и студентов, тем больше вероятность их позитивного отношения к науке и выбора соответствующей профессии. На основании этого можно сделать вывод о целесообразности конструирования свободного от вредных стереотипов, содержательного образа ученого и внедрения его в массовую культуру и образовательное пространство. Во время мастер-класса мы рассмотрим, как стереотипы об ученых определяют отношение школьников к науке, обсудим, действительно ли они всегда вредны, поговорим о специфике конструирования, способствующего решению педагогических задач образ ученого в анимации, а также ознакомимся с авторским проектом образовательного мультфильма об ученом «Чижевский. Путь к Солнцу».

Екатерина Звонова, исследователь общего образования в рамках обучения на магистерской программе «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ

Методы решения задач, содержащих знак модуля   

Задачи с параметром из профильного ЕГЭ по математике, традиционно являются и наиболее сложными, и крайне ценными для получения высокого результата на экзамене. Кроме того, именно навыки решения этого задания способны подчеркнуть высокую математическую культуру ученика. На мастер-классе будут рассмотрены некоторые способы решения задач с параметром, содержащих переменную под знаком модуля.  На основе задач из вариантов ЕГЭ прошлых лет мы разберем 5 наиболее востребованных подходов: графический метод, метод областей, использование симметрии, перебор вариантов и метод оценки.      

Шеина Ксения Игоревна, стажер-исследователь Международной лаборатории динамических систем и приложений

Что может дать словеснику филологическая наука? 

Разговору о литературе противопоказаны общие слова и готовые решения. Стоит хотя бы раз пройти путь анализа текста самостоятельно, как начинаешь понимать: важно, читая даже хорошо знакомый текст, уметь задать к нему вопрос, не встававший прежде. Методы, предлагаемые филологической наукой, помогут вам жить в профессии интересно, будучи человеком массовой специальности, оставаться штучным специалистом, быть интересным и себе, и ученикам.

 Евгения Семеновна Абелюк, руководитель Образовательной программы «Современная филология в преподавании литературы в школе», доцент.

15:00 – 15:30

ЗАКРЫТИЕ ФОРУМА «СТАНЬ ВЫШЕ С ВЫШКОЙ!»

Новокрещенов Илья Владимирович, Сорвин Кирилл Валентинович, Аристова Ульяна Викторовна о тематических направлениях форума и перспективах взаимодействия университета и школы. 

Модератор: Резанова Ирина Витальевна