Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

История изучаемого региона (Индия)

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История изучаемого региона (Индия)» призвана сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии Индийского субконтинента, дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, ввести студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать у них навыки анализа и обобщения исторической информации. Курс охватывает ключевые этапы истории Индии, включая древность, средневековье и современную эпоху, с акцентом на влияние религий, философии, а также внешнеэкономических и культурных связей, с Западом и странами Азии. Особое внимание уделяется индийским государственным образованиям, социальным структурам и культурным достижениям, а также политическим и экономическим процессам, происходившим в Индии с древности по настоящее время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системного понимания ключевых этапов исторического развития Индии, их влияния на современное состояние страны, а также способности анализировать исторические процессы в контексте глобальных, региональных и локальных событий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты овладеют основными подходами и методами изучения истории Индии.
  • Сформируют понимание влияния природных и географических факторов на историческое развитие региона.
  • Поймут значение культурно-цивилизационных основ (религия, философия, язык) в формировании индийского общества.
  • Изучат ключевые особенности Индской цивилизации и её роль в мировой истории.
  • Смогут анализировать социальные, политические и культурные процессы ведического периода.
  • Студенты сформируют целостное представление о ключевых этапах исторического развития Индии.
  • Научатся сопоставлять исторический опыт Индии с аналогичными процессами в других регионах.
  • Разовьют навыки подготовки и защиты исследовательских проектов по историческим темам.
  • Освоят ключевые административные и экономические реформы, введённые Британской Ост-Индской компанией
  • Смогут проанализировать социальные изменения в индийском обществе в период британского правления.
  • Смогут объяснить роль выдающихся лидеров, таких как Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, в борьбе за независимость.
  • Изучат процесс формирования индийского государства после обретения независимости.
  • Изучат ключевые достижения индийской культуры, включая литературу, искусство и науку.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю Индии
  • Древняя Индия
  • Средневековая Индия
  • Индия в колониальный период
  • Борьба за независимость
  • Современная история Индии
  • Культура и общество Индии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 (презентация по теме занятия) + 0.2 (активность на занятии) + 0.2 (промежуточный тест) + 0.3 (итоговый тест)
  • 2024/2025 4th module
    0.3 (презентация по теме занятия) + 0.2 (активность на занятии) + 0.2 (промежуточный тест) + 0.3 (итоговый тест)
  • 2025/2026 3rd module
    0.3 (презентация по теме занятия) + 0.2 (активность на занятии) + 0.2 (промежуточный тест) + 0.3 (итоговый тест)
  • 2025/2026 4th module
    0.3 (презентация по теме занятия) + 0.2 (активность на занятии) + 0.2 (промежуточный тест) + 0.3 (итоговый тест)
  • 2026/2027 2nd module
    0.3 (презентация по теме занятия) + 0.2 (активность на занятии) + 0.2 (промежуточный тест) + 0.3 (итоговый тест)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гагеман, К.  Игры народов. Индия. Япония. Китай. Африка / К. Гагеман ; переводчики С. С. Мокульский, А. А. Гвоздев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-13520-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477145 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Древняя Индия : исторический очерк, Бонгард-Левин, Г. М., 1969
  • Древняя Индия : от источника к истории, Вигасин, А. А., 2007
  • Древняя Индия как ее описывал Птоломей : Монография / : Издательские архивы, 1885. — 392 с. — URL: https://book.ru/book/912253 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Древняя Индия. История и культура, Бонгард-Левин Г.М., 2003
  • Древняя Индия. История и культура, Бонгард-Левин, Г. М., 2001
  • Индия : очерки экономической истории, , 1958
  • Индия, , 2014
  • История Индии в средние века, , 1968
  • Каратыгин, П. П.  История религий и тайных религиозных обществ Древнего мира в 3 ч. Часть 1. Индия. Буддизм. Китай. Япония / П. П. Каратыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 493 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-12743-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543454 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Лунёв, С. И.  Регионализация и интеграция: Индия и Южная Азия : учебное пособие для вузов / С. И. Лунёв. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11242-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542466 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бхарат - Индия, Баранников, П. А., 1977
  • Древняя Индия. История и культура, Бонгард-Левин, Г. М., 2003
  • Индия : общество, власть, реформы, , 2003
  • Индия : этнолингвист. история, политико-соц. структура, письм. наследие и культура древности, Бонгард-Левин, Г. М., 2003
  • История Индии, , 2004
  • История Индии, Антонова, К. А., 1979
  • История Индии, Синха, Н. К., 1954
  • Краткая история Индии, Зубжицки, Д., 2023

Авторы

  • Харина Ольга Александровна
  • Перлова Юлия Валерьевна