• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология массовой коммуникации

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Психология массовых коммуникаций». В результате освоения дисциплины студент: (а) знает основные психологические закономерности массовой коммуникации; (б) умеет использовать социально-психологические знания для анализа реальных сообщений массовой коммуникации; (в) владеет навыками проведения исследований в области массовой коммуникации; (г) владеет навыками воздействия в области массовой коммуникации. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Социальная психология». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплины «Психология межгрупповых отношений», «Психология коллективных действий».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с закономерностями воздействия классических (печати, радио, телевидения) и современных (локальных сетей и глобальной сети Интернет) средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека.
  • Формирование навыков анализа конкретных ситуаций воздействия классических и современных средств массовой коммуникации на представления, эмоции и поведение человека.
  • Формирование навыков проведения психологических исследований в области массовой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические подходы к изучению массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности воздействия новостей и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности убеждения в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности образовательного воздействия массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности социального познания в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает связь психологического благополучия человека с участием в массовой коммуникации и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности воздействия массовой коммуникации на социальное поведение и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает особенности социального поведения в Интернете и умеет применять их при анализе конкретных сообщений.
  • Знает особенности функционирования виртуальных групп и умеет применять их при анализе реальных сообщений.
  • Знает роль массовой коммуникации в политическом поведении и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
  • Знает роль массовой коммуникации в межгрупповых отношениях и умеет применять эти знания при анализе реальных сообщений.
  • Знает закономерности формирования Интернет-зависимости и умеет применять эти знания при анализе реальных ситуаций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Подходы к изучению массовой коммуникации
    Определение социальной коммуникации, элементы коммуникативной ситуации. Особенности межличностной, классической массовой и современной массовой коммуникации. Массовая коммуникация как источник воздействия: теория повестки дня, теория прайминга, теория культивации и социально-когнитивная теория. Эффект «третьего лица». Массовая коммуникация как средство удовлетворения потребностей: теория использования и удовлетворения. Массовая коммуникация как форма двухстороннего общения: теории «дефицита» и «возможностей»; теории замещающей социальной активности, обработки социальной информации, воспринимаемой реальности онлайн взаимодействия, деиндивидуализации.
  • Массовая коммуникация как источник информации
    Новости как источник информации о событиях: определение и виды новостных сообщений; особенности событий, которые становятся тяжелыми новостями. Интерпретация событий в новостях: избирательное описание событий, расположение новости в блоке, выбор источника информации, выбор аспектов события, выбор точки зрения, описание участников событий, связь с другими событиями, визуальные изображения. Направления влияния новостей: обращение внимания на событие, запоминание информации, оценка важности события (проблемы), размышление над сообщением, эмоциональное состояние, отношение к способам решения проблемы. Избирательность в восприятии новостей: роль эмоций и представлений. Эффект «восприятия предубежденности новостей»: определение, механизмы, условия.
  • Массовая коммуникация как средство убеждения
    Убеждающая коммуникация: определение и стадии. Модель вероятности тщательной обработки и эвристико-систематическая модель: стратегии анализа убеждающего сообщения, факторы, способствующие выбору стратегий. Кампании социального маркетинга как пример убеждения в массовой коммуникации: определение и направления воздействия, препятствия для кампаний, условия эффективности кампаний. Влияние коммуникатора на исход убеждения: компетентность, искренность, привлекательность, «спящий эффект». Влияние сообщения на исход убеждения: сложность и последовательность аргументов, форма описания, фреймирование, серьезность требований, развлекательные элементы, реакция окружающих. Влияние аудитории на исход убеждения: прямое воздействие (истощение, потеря контроля, самоподтверждение) и опосредованное влияние (потребность в отношениях, фокус саморегуляции).
  • Обучение в массовой коммуникации
    Влияние детских образовательных телевизионных передач на когнитивные навыки и знания о мире. Влияние развлекательных компьютерных игр на когнитивные навыки. Виды и влияние серьезных компьютерных игр на когнитивные, личностные и профессиональные навыки. Виды и влияние онлайн курсов на знания. Мультитаскинг как помеха для обучения.
  • Социальное познание в массовой коммуникации
    Социальное познание – формирование Я-концепции и впечатления о других людях. Социальное сравнение как механизм формирования Я-концепции: определение и стратегии. Условия и последствия социального сравнения в онлайн коммуникации; частный случай - влияние стройных и мускулистых моделей в массовой коммуникации. Самораскрытие: определение и параметры; степень самораскрытия в онлайн-коммуникации. Самопрезентация: определение и стратегии; условия и последствия избирательной позитивной самопрезентации в онлайн коммуникации. Приписывание черт в онлайн коммуникации; показатели и точность распознавания личностных черт пользователей социальных сетей. Определение и условия симпатии в онлайн коммуникации.
  • Массовая коммуникация и психологическое состояние аудитории
    Влияние драматических и пугающих сообщений на эмоциональное состояние аудитории; копинг-стратегии совладания с негативными эмоциями. Выбор эмоционально нагруженных сообщений. Парасоциальные отношения в массовой коммуникации: определение, условия, последствия. Двухсторонние отношения в социальных сетях. Онлайн коммуникация как расширение возможностей и компенсация ограничений. Позитивные и негативные психологическое последствия коммуникации в социальных сетях. Социальный капитал в онлайн коммуникации: определение, виды, последствия. Романтические отношения в социальных сетях: презентация, сохранение и разрыв офлайн отношений.
  • Влияние массовой коммуникации на социальное поведение
    Определение и виды агрессии; общая модель агрессии. Направления влияния агрессивных телевизионных сообщений и компьютерных игр на эмоции, когниции и поведение аудитории. Ограничение влияния агрессивных сообщений. Условия влияния агрессивных сообщений. Определение и виды помощи. Направление влияния просоциальных телевизионных сообщений и компьютерных игр на эмоции, когниции и поведение аудитории. Условия влияния просоциальных сообщений. Определение и виды «откровенно сексуальных» материалов. Направления влияния развлекательных сексуальных материалов на сексуальные отношения и агрессию.
  • Массовая коммуникация как платформа для социального взаимодействия
    Определение и виды кибербуллинга. Индивидуальные и социальные «факторы риска» кибербуллинга. Последствия кибербуллинга для жертв. Роль свидетелей кибербуллинга. Психологические программы для уменьшения кибербуллинга. Виды помогающего поведения в Интернете. Определения и условия психологической поддержки. Определение и условия бесплатного распространения знаний. Определение секстинга. Мотивация и условия секстинга. Последствия секстинга.
  • Рабочие группы в массовой коммуникации
    Определение виртуальных групп. Психологические механизмы вынесения групповых решений. Качество групповой дискуссии и группового решения в виртуальных группах. Условия эффективности виртуальных групп. Эффекты групповой дискуссии в виртуальных группах: социальная леность, предпочтение общеизвестной информации, конформизм, групповая поляризация. Мозговой штурм в виртуальных группах.
  • Политическое поведение и массовая коммуникация
    Определение и виды политических действий. Виды сообщений о политиках (политических новостей и политической рекламы). Воздействие сообщений о политиках на электоральные предпочтения и отношение к политической системе. Препятствия на пути воздействия. Самопрезентация политиков в социальных сетях. Формы участия в политических онлайн дискуссиях. Интеграция и сегрегация в политических дискуссиях. «Спираль молчания» в политических дискуссиях. Массовая коммуникация и политическое поведение онлайн. Роль социальной идентичности, политической эффективности и ощущения несправедливости.
  • Межгрупповые отношения и массовая коммуникация
    Определение межгрупповых отношений. Определение и структура стереотипов. Массовая коммуникация как источник стереотипов (на примере гендерных стереотипов). Определение и механизмы эффекта стереотипной угрозы. Стереотипная угроза в виртуальной среде. Определение и виды сексизма, связь между сексизмом и харассментом в виртуальной среде. Определение и виды расизма, расизм в виртуальной среде. Улучшение межгрупповых отношений в виртуальной среде: проигрывание роли и организация межгруппового контакта.
  • Психологическая зависимость от массовой коммуникации
    Зависимость от телевидения и Интернета. Определение, виды и симптомы технологической зависимости. Подходы к изучению технологической зависимости. Индивидуальные и социальные факторы риска для развития технологической зависимости. Последствия технологической зависимости. Психологические программы для уменьшения технологической зависимости.
  • Защита итогового исследовательского проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-проект 1. "Теоретический анализ сообщений массовой коммуникации"
  • неблокирующий Итоговый исследовательский проект
  • неблокирующий Итоговый тест в системе LMS
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится в системе LMS. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан войти в систему LMS (курс «Психология массовой коммуникации»). Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Процедура первой пересдачи аналогична процедуре сдачи; вторая пересдача проводится в устной форме.
  • неблокирующий Мини-проект 2. "Анализ новостных сообщений"
  • неблокирующий Мини-проект 3. "Анализ сообщений в кампаниях социального маркетинга"
  • неблокирующий Мини-проект 4. "Анализ обучающего ресурса в массовой коммуникации"
  • неблокирующий Мини-проект 5 "Анализ самопрезентации в социальных сетях"
  • неблокирующий Мини-проект 6. "Анализ влияния массовой коммуникации на социальное поведение"
  • неблокирующий Мини-проект 7. "Анализ политической коммуникации в Интернете"
  • неблокирующий Мини-проект 8. "Анализ стереотипов в массовой коммуникации"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Итоговый исследовательский проект + 0.2 * Итоговый тест в системе LMS + 0.075 * Мини-проект 1. "Теоретический анализ сообщений массовой коммуникации" + 0.075 * Мини-проект 2. "Анализ новостных сообщений" + 0.075 * Мини-проект 3. "Анализ сообщений в кампаниях социального маркетинга" + 0.075 * Мини-проект 4. "Анализ обучающего ресурса в массовой коммуникации" + 0.075 * Мини-проект 5 "Анализ самопрезентации в социальных сетях" + 0.075 * Мини-проект 6. "Анализ влияния массовой коммуникации на социальное поведение" + 0.075 * Мини-проект 7. "Анализ политической коммуникации в Интернете" + 0.075 * Мини-проект 8. "Анализ стереотипов в массовой коммуникации"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lange, P. A. M. V., Kruglanski, A. W., & Higgins, E. T. (2013). Handbook of Theories of Social Psychology : Collection: Volumes 1 & 2 (Vol. [Enhanced Credo edition]). Los Angeles [California]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216048
  • Preiss, R. W. (2007). Mass Media Effects Research : Advances Through Meta-Analysis. Mahwah, N.J.: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355257
  • Sanborn, F. W., & Harris, R. J. (2019). A Cognitive Psychology of Mass Communication (Vol. Seventh edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1984545
  • Sundar, S. S. (2015). The Handbook of the Psychology of Communication Technology. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=943112
  • Wallace, P. M. (1999). The Psychology of the Internet. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53725
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Konijn, E., Scheve, C. von, & Döveling, K. (2011). The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=339902
  • Young, K. S., & Abreu, C. N. de. (2011). Internet Addiction : A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=343324
  • Общественное животное : введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов, Аронсон, Э., Ковальчука, М. А., 1999