Бакалавриат
2019/2020
Психология развития
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Психология развития» дает представление о фундаментальных понятиях психологии развития, основных, ставших классическими, подходах и теориях к проблеме психического развития в отечественной и зарубежной психологии, основных закономерностях и особенностях когнитивного, личностного и психосоциального развития на всех этапах онтогенеза: от пренатального развития до поздней взрослости. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий развития, знание основных закономерностей и особенностей психического развития человека на разных возрастных этапах, умение анализировать реальные психологические ситуации и решать некоторые практические задачи, связанные с возрастным развитием. Дисциплина изучается без использования онлайн курса. Основными элементами контроля являются контрольные работы «Теории онтогенетического развития» и «Психология детства» и экзамен (письменный тест).
Цель освоения дисциплины
- Освоение студентами фундаментальных понятий психологии развития, основных подходов и теорий развития, представленных в зарубежной и отечественной психологии, основных закономерностей и особенностей когнитивного и личностного развития на разных этапах онтогенеза.
- Формирование способности использовать конкретные концепции и модели развития, знание основных особенностей развития человека на разных этапах онтогенеза, методы и способы работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.
Планируемые результаты обучения
- понимает и определяет положение психологии развития в системе научного знания
- понимает и определяет основные понятия психологии развития, особенности процесса развития, центральные проблемы онтогенеза
- определяет достоинства и ограничения различных стратегий исследования психического развития человека
- понимает особенности диагностики психического развития людей разного возраста.
- знает основные этические принципы, одобренные обществом исследования развития детей
- сравнивает различные теории развития, относящиеся к биологическому подходу
- дает общую оценку биологического подхода к психическому развитию ребенка
- анализирует и сравнивает различные теории научения
- оценивает преимущества и ограничения поведенческого подхода
- анализирует особенности психического развития с позиций классического психоанализа и теории психосоциального развития Э. Эриксона.
- сравнивает различные теории, относящиеся к психоанализу детства
- характеризует особенности психического развития на каждой из восьми стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
- понимает и определяет эгоцентризм и его феномены с позиции когнитивно-генетического подхода Ж. Пиаже
- раскрывает операциональную концепцию развития интеллекта: определяет основные гипотезы и общие принципы, характеризует периоды и стадии развития интеллекта ребенка
- раскрывает теоретическую и экспериментальную критику теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии
- понимает, анализирует и оценивает решение проблемы возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского и Д.Б. Эльконина
- сравнивает когнитивно-генетический, контекстуальный (теория экологических систем У. Бронфенбреннера) и культурно-исторический подходы
- способен дать критический анализ концепции Д.Б.Эльконина и раскрыть ее развитие в современной отечественной психологии
- Понимает и определяет общие тенденции пренатального развития и факторы, влияющие на внутриутробное развитие
- понимает особенности протекания перинатального периода и раскрывает его влияние на психическое развитие ребенка
- понимает и раскрывает специфику психической жизни новорожденного; определяет критерии окончания кризиса новорожденности
- анализирует социальную ситуацию развития в период младенчества и ее роль в психическом развитии ребенка
- понимает и раскрывает основные новообразования младенчества
- определяет специфику общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и раскрывает особенности развития предметно-орудийной деятельности
- анализирует основные тенденции в когнитивном и эмоционально-личностном развитии ребенка раннего детства; определяет основные новообразования раннего детства
- раскрывает психологическую сущность и причины возникновения кризиса трех лет, определяет симптомы кризиса, проводит сравнительный анализ кризисов 1 года и 3 лет.
- раскрывает структуру сюжетно-ролевой игры дошкольника, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка
- понимает и раскрывает специфику познавательной сферы дошкольника, объясняет особенности и принципы построения картины мира дошкольника
- понимает и раскрывает основные новообразования дошкольного возраста
- решает задачи на определение психологической готовности к школьному обучению
- раскрывает структуру, закономерности становления и развития учебной деятельности; понимает ее роль в психическом развитии младшего школьника
- раскрывает основные новообразования младшего школьного возраста
- анализирует причины, психологическое содержание и симптомы подросткового кризиса
- понимает и раскрывает особенности социальной ситуации развития подростка
- понимает и раскрывает специфику когнитивного и личностного развития подростков, анализирует особенности новообразований
- сравнивает особенности социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрастах
- раскрывает специфику социального, когнитивного и личностного развития в период юности
- характеризует специфику основных новообразований периода юности
- Анализирует возрастные кризисы на этапе взрослости, сравнивает их с возрастными кризисами детского развития
- сравнивает задачи развития в период ранней и средней взрослости
- характеризует стадии развития мышления и динамику общего, кристаллизованного и текучего интеллекта на этапе взрослости
- раскрывает основные психологические новообразования ранней и средней взрослости
- понимает и определяет негативные и позитивные стереотипы старости, раскрывает их роль в жизни пожилого человека
- объясняет роль общения в позднем возрасте
- раскрывает и объясняет когнитивные изменения в поздней взрослости; определяет факторы, уменьшающие риск когнитивного снижения в старости
- определяет типы личностного старения, приводит примеры разных типов приспособления личности к старости, знает факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в позднем возрасте
Содержание учебной дисциплины
- ТЕМА 1.Введение в психологию развития: исторические основы и главные проблемы психологии развития
- ТЕМА 2.Стратегии и методы изучения развития. Этические принципы научного исследования
- ТЕМА 3.Теории развития: биологический подход
- ТЕМА 4.Поведенческий подход: теории научения
- ТЕМА 5.Психоаналитический подход
- ТЕМА 6.Когнитивно-генетический подход
- ТЕМА 7.Культурно-исторический подход
- ТЕМА 8.Пренатальный и перинатальный периоды развития
- ТЕМА 9.Младенчество
- ТЕМА 10.Раннее детство
- ТЕМА 11.Дошкольный возраст
- ТЕМА 12.Младший школьный возраст
- ТЕМА 13.Подростковый возраст
- ТЕМА 14.Юношеский возраст
- ТЕМА 15.Общая характеристика развития в период взрослости: ранняя и средняя взрослость
- ТЕМА 16.Поздняя взрослость
Элементы контроля
- Контрольная работа «Теории онтогенетического развития человека»
- Контрольная работа "Психология детства"
- Аудиторная работа
- экзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru/). За 10 минут до начала экзамена следует подключиться к Zoom по ссылке, которая будет послана на корпоративную почту за три дня до экзамена. В Zoom будет дана инструкция по процедуре экзамена, а также проведена проверка устойчивости интернет-соединения. Во время экзамена студентам запрещено: переключать компьютер на другие платформы и сайты, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, копировать текст из других файлов, сайтов. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее десяти минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение десять минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае если накопленная оценка студента без учета веса экзамена превышает 8 баллов (без предварительного округления), преподаватель вправе освободить его от прохождения экзамена с выставлением оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учета веса экзамена. Отличная оценка выставляется исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 8 до 8,49 – в ведомость выставляется оценка 8; накопленная оценка от 8,5 до 9,49 – в ведомость выставляется оценка 9; накопленная оценка более 9,5 – в ведомость выставляется оценка 10. Примеры заданий для первой и повторной пересдач и критерии их оценки хранятся в департаменте.
- Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа "Психология детства" + 0.2 * Контрольная работа «Теории онтогенетического развития человека» + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Выготский Л. С. - ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 281с. - ISBN: 978-5-534-07290-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-razvitiya-izbrannye-raboty-437740
- Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии : монография / Л.И. Анцыферова. - Москва : Институт психологии РАН, 2006. - 512 с. - ISBN 5-9270-0094-0.- (Достижения в психологии). - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058781
- Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
- Обухова Л. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 275с. - ISBN: 978-5-534-10873-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-razvitiya-issledovanie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-shkoly-432190
- Психология развития, Крайг, Г., 2002
- Фрейд, А. Детский психоанализ : хрестоматия / А. Фрейд. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 477 с. — (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-94723-048-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054562