Магистратура
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Методология научного исследования"
Статус:
Курс обязательный (Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра управления проектами
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Яковлева Анна Юрьевна
Прогр. обучения:
Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках семинара "Методология научного исследования" студенты знакомятся с основными методами качественных и количественных научных исследований, широко используемых в гуманитарных дисциплинах, а также развивают навыки работы с источниками получения релевантной информации.
Цель освоения дисциплины
- Цель семинара – развитие у студентов 1-го курса магистратуры навыков проведения научного исследования для их дальнейшего использования при подготовке магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения
- Знать и уметь применять освоенные научные методы и способы деятельности; включая анализ, верификацию и оценку информации, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности;
- Уметь осуществлять качественный анализ процессов в области экономики и менеджмента
- Уметь использовать методы качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в управлении проектами
- Уметь выполнять исследования в области управления проектами и смежных областях, включая: 1) четко и лаконично ставить цели исследования, связанные с выявленными проблемами в теории или в приложении теории; 2) формировать реалистичные программы исследований, с учетом поставленных целей; 3) определять данные, необходимые для выявления свойств исследуемого феномена; 4) Собирать, анализировать и синтезировать качественные и количественные данные из различных источников,
- Уметь использовать методы количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в управлении проектами
- Уметь аккумулировать информацию об объекте исследования для количественного и качественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в управлении проектами
- Уметь осуществлять поиск по перечисленным в теме курса электронным ресурсам EBSCOhost, Books24*7, Oxford Scholarship Online, ProQuest.
- Знать о существующих электронных ресурсах, указанных в теме курса, о принципах их работы и возможных областях применения поиска EBSCOhost, Books24*7, Oxford Scholarship Online, ProQuest.
- Уметь осуществлять поиск по перечисленным в теме курса электронным ресурсам Web of science и Scopus
- Знать о существующих электронных ресурсах, указанных в теме курса, о принципах их работы и возможных областях применения поиска Web of Science и Scopus
- меть осуществлять поиск по перечисленным в теме курса электронным ресурсам JStore
- Знать о существующих электронных ресурсах, указанных в теме курса, о принципах их работы и возможных областях применения поиска JStore
Содержание учебной дисциплины
- Научное исследование.Содержание понятия «научное исследование». Постановка проблемы. Объект и предмет исследования. Формулировка цели и гипотез исследования. Проверка гипотез. Общая схема проведения научного исследования. Исследование как циклический процесс. Различие между «методом» и «методологией». Методология количественных исследований. Описательные и экспериментальные количественные исследования. Изучение причинно-следственных связей. Методология качественных исследований. Научные исследования с применением смешанных методов. Закрепление материала на примере бакалаврских работ, выполненных студентами.
- Методы качественных исследований в экономике и менеджменте.Case study. Content analysis. Выступления студентов с сообщениями об особенностях применения рассматриваемых методов и демонстрация примеров из опубликованных научных исследований по менеджменту и управлению проектами. Контрольный опрос.
- Методы качественных исследований в экономике и менеджменте.Построение "обоснованной теории" (Grounded theory). Этнографическое исследование (Ethnography). Феноменологическое исследование ( Phenomenological research).
- Смешанные методы исследований в экономике и менеджментеМодель 5 сил М.Портера, PESTEL-анализ, SWOT- анализ с применением количественных оценок.
- Методы количественных исследований в экономике, менеджменте и управлении проектами.Интервальное шкалирование. Проверка гипотез, оценка уровня статистической значимости. Сравнение выборок. Критерий Стьюдента, Критерий хи-квадрат, F - критерий однородности дисперсий. Критерий Шапиро-Уилка. Непараметрические критерии (U критерий Манна-Уитни, Краскела-Уоллеса, Двухвыборочный критерий Колмогорова-Смирнова).
- Методы количественных исследований в экономике, менеджменте и управлении проектамиМодель парной регрессии. Метод наименьших квадратов. Модель Множественной регрессии. Спецификация модели. Мультиколлинеарность. Гетероскедактичность. Выступления студентов с сообщениями об особенностях применения рассматриваемых методов и демонстрация примеров из опубликованных научных исследований по менеджменту и управлению проектами.
- Методы количественных исследований в экономике, менеджменте и управлении проектами.Факторный анализ. Кластерный анализ. Модели бинарного выбора (логит- и пробит- преобразования). Метод ранговой корреляции. Примеры применения рассматриваемых методов в исследованиях по менеджменту и управлению проектами.
- Сбор информации об объекте исследования на основе организации анкетирования или интервьюирования респондентов.Типология интервью. Преимущества анкетирования как метода сбора первичной информации. Прямые и косвенные опросы. Особенности очного и заочного анкетирования. Построение выборки респондентов. Структура анкеты. Формы постановки вопросов. Выступления студентов с сообщениями об особенностях составления анкет, организации опросов и проведения интервьюирования с демонстрацией примеров из опубликованных научных исследований по менеджменту и управлению проектами.
- Принципы пользования электронными информационными ресурсами.Понятие информационных ресурсов, классификация баз данных электронных информационных ресурсов, принципы использования, научное цитирование, индексы научного цитирования (национальные, по областям научного знания), импакт-фактор, технологии и сервисы DOI.
- Обзор и технология использования многообразия существующих баз данных электронных информационных ресурсов: EBSCOhost, Books24*7, Oxford Scholarship Online, ProQuest.Технология поиска научных изданий по базе: интерфейс, ограничения, критерии поиска, возможности, анализ результатов.
- Аналитические базы данных Web of Science и Scopus.Технология поиска научных изданий по базе: интерфейс, ограничения, критерии поиска, возможности, анализ результатов, цитирование.
- Электронная библиотека Science Direct и электронный архив журнальных публикаций JSTOR.Обзор издательства. Контентная политика. Предметные коллекции. Технология поиска научных изданий по базе: интерфейс, ограничения, критерии поиска, возможности, анализ результатов.
Элементы контроля
- тестирование
- письменный тестN2 – средняя оценка, полученная на экзамене за тест из 10 вопросов по разделу «методология научного исследования» и 10 вопросов по разделу «информационный поиск» N2 = ½ (m1 +m2) m1 и m2 – количество правильных ответов в каждом тесте. Оценки N, N1 и N2 могут принимать только целочисленные значения. Округление оценок производится по общим арифметическим правилам. - в рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. - последний Элемент контроля по Дисциплине или Экзамен (предусмотренный в текущий период и проводимый во время сессии проводится в письменном виде и имеет блокирующий характер. Это единственный блокирующий элемент контроля в рамках дисциплины.
- Выступления на семинаре, тесты на знание пройденного материала и оценки за тесты по online курсуN1 – сумма баллов, набранных студентом за выполнение промежуточных тестовых заданий и выступления на семинаре N1 = n1 +n2+ n3, где: n1=0, 1, 2, 3, 4, 5 – количество баллов за подготовленные выступления с сообщениями на семинаре по методам исследования и примерам; n2= 0, 1, 2, 3 - дополнительные баллы за работу на семинарских занятиях (присуждаются преподавателем); n3 – сумма баллов, набранных студентами за написание промежуточных тестов. F(N1) – функция перевода набранных на семинаре баллов в накопленную оценку. Если N1 max – является лучшим показанным студентами группы результатом, то f(N1)= 10. Оценки других студентов N1 определяются, исходя из следующих критериев: если N1 ≥0,95 N1max , то f(N1) = 10 если 0,95 N1max > N1≥0,9 N1max , то f(N1) = 9 если 0,9 N1max > N1 ≥0,85 N1max , то f(N1) = 8 если 0,85 N1max > N1 ≥0,75N1max , то f(N1) =7 если 0,75 N1max > N1 ≥0,65 N1max, то f(N1) = 6 если 0,65 N1max > N1 ≥0,55 N1max, то f(N1) = 5 если 0,55 N1max > N1 ≥0,45 N1max , то f(N1) = 4 если 0,45 N1max > N1 ≥0,35 N1max , то f(N1) = 3 если 0,35 N1max > N1 ≥0,25 N1max , то f(N1) = 2 если 0,25 N1max > N1 ≥0,15 N1max , то F(N1) = 1 если 0,15 N1max > N1 , то F(N1) = 0.