Бакалавриат
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Теории личности
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Костенко Василий Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Теории личности — ядерный курс трека «Психология личности и психологическое консультирование» — рассматривает историю развития и современное состояние психологии личности как академической дисциплины. В курсе лекций, посвященных доклассическому, классическому и постклассическому (современному) этапу становления психологии личности, через рассмотрение основных персоналий освещается поступательное движение этой науки от обособленных теорий личности к современной психологии личности. На семинарских занятиях разбирается материал повышенной сложности и анализируются современные подходы внутри этой науки. В рамках курса выполняется мидтерм (промежуточный тест) и письменная работа (эссе). Экзамен проводится в письменной форме.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление о развитии теорий личности в ХХ веке как едином поступательном движении, выделить его основные направления и изучить современные тенденции развития психологии личности.
- Сформировать знания об основных теориях личности в психологии ХХ века как составляющих этого исторического процесса, характеризующихся собственной логикой и историей развития.
- Раскрыть закономерности влияния на научные теории общенаучного и социально-исторического контекста их возникновения, а также особенностей личности и биографии их авторов.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные этапы развития психологии личности. Отличает теорию личности от другой психологической теории и психотехнического мифа.
- Знает ранние теории личности. Отличает номотетический и идиографический подходы в социальных науках применительно к психологии личности. Знаком с основными положениями теорий В. Дильтея, Э. Шпрангера, П. Жане и У. Джеймса.
- Знаком с биографией З. Фрейда и основными этапами развития его теории. Отличает топические и динамические аспекты в теориях личности. Отличает инстанциональные теории личности от холистических.
- Знаком с биографией учеников З. Фрейда и содержанием их теорий. Отличает преформистские и эволюционные (онтогенетические) аспекты в теориях личности.
- Знает основное содержание критики психоанализа неофрейдистами. Знаком с понятиями самореализации и самоидеализации, социального характера и экзистенциальных потребностей. Отличает теории личности от теорий развития личности.
- Знает историю развития гуманистической психологии и ее основные понятия. Отличает потенциалистские и экзистенциалистские теории личности.
- Знает историю развития и основные понятия экзистенциальной психологии. Отличает основные школы экзистенциальной психологии и знаком с их представителями.
- Знаком с основными подходами к пониманию "человеческой ситуации" в экзистенциальной психологии. Отличает понятия одиночества / уединения, существования / ничтожения, смысла / отчуждения. Знаком с особым представлением о причинности в экзистенциальной психологии.
- Различает диспозициональные и динамические, классические и социально-конструкционистские теории личности.
- Формулирует лексическую гипотезу. Знаком с математическими методами, оказавшими влияние на формирование диспозициональных теорий личности. Знает историю развития и содержание трехфакторной, 16-факторной и пятифакторной теорий личности.
- Знает историю развития представления о самости в психологии личности. Отличает потенциалистскую и экзистенциалистскую поставку вопроса о самости.
- Отличает психологическую теорию развития от теории развития личности. Знаком с классическим и пост-пиажистским этапами психологии развития личности.
Содержание учебной дисциплины
- Экзистенциализм: история и современные подходыИстоки экзистенциальной психологии. Швейцарская школа экзистенциальной психологии: Dasein-анализ. Австрийская школа экзистенциальной психологии: логотерапия и экзистенциальный анализ. Калифорнийская школа экзистенциальной психологии: подходы Ролло Мэя и Джеймса Бьюдженталя. Британская школа экзистенциальной психологии: Эмми ван Дорцен и Эрнесто Спинелли.
- Введение в теории личностиПсихологическая теория, теория личности, психотехнический миф — понятие и область их применения. Развитие представлений о личности в психологии: доклассический, классический и постклассический периоды развития психологии личности. Проблема предмета психологии личности.
- Ранние представления о личности в психологииВзгляды на личность Уильяма Джеймса. Понимающая психология Вильгельма Дильтея. Типология ценностей Эдуарда Шпрангера. Теория Пьера Жане.
- Экзистенциализм: основные проблемыОсновные проблемы экзистенциальной психологии: смерть, одиночество, свобода, смысл
- Новые подходы в психологии личности классического периодаТеория поля Курта Левина: галилеевское мышление и принцип взаимодействия. «Новый метод исследования личности» Джорджа Кёлли: понятие о личностном конструкте и экзистенциальные идеи поздних работ. Теория позитивной дезинтеграции Казимежа Домбровского.
- Классический психоанализВозникновение психоанализа и ранние работы Зигмунда Фрейда. Продуктивный период психоанализа: от открытия к психотехническому мифу. Психоанализ как метатеория. Раскол психоаналитического движения.
- Теория чертЛексическая гипотеза. Методологическое основание теории черт в работах Гордона Олпорта. Подход Ганса Айзенка: трехфакторная теория личности. Подход Раймонда Кеттелла: 16 личностных факторов, аттитюды, эрги и чувства. Большая пятерка личностных черт.
- Разногласия в психоанализе: ученики«Индивидуальная психология» и «Наука жить» Альфреда Адлера. Аналитическая психология Карла Густава Юнга. «Травма рождения» и «Теория воли» Отто Ранка.
- СамостьПроблема самости (das Selbst / the Self). Самость как цель и самость как причина. «Истинное Я» Дональда Винникотта. «Экзистенциальный центр» Сальваторе Мадди. Снятие проблемы самости в экзистенциализме, культурно-историческом подходе и холистических теориях личности.
- Разногласия в психоанализе: неофрейдизмДискуссия о противоречиях: позиции Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Неофрейдизм: теория личности Карен Хорни. Эпигенетический подход Эрика Эриксона. Теория социального характера и экзистенциальных потребностей Эриха Фромма.
- Потенциализм«Человеческая природа» Курта Гольдштейна: самоактуализация. «Дальние горизонты человеческой природы» Абрахама Маслоу: движение за развитие человеческого потенциала. Теория «Я-концепции» и «полноценно функционирующая личность» Карла Роджерса. Кризис потенциализма.
- Развитие личностиПонятие о развитии. Понятие о развитии личности. До-пиажистские теории развития личности. Пост-пиажистские теории развития личности.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Активность + 0.2 * Мидтерм (промежуточный тест) + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., Зиглер, Д., 2002
- Философия в систематическом изложении / Дильтей В., Риль А., Вундт В.М. - М.:ИД Тер. будущего, 2006. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-011-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/137436
- Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393
Рекомендуемая дополнительная литература
- Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128
- Фрейд З. - Хрестоматия. В 3 т. Том 1: Основные понятия, теории и методы психоанализа - ООО "Когито-центр" - 2016 - 363с. - ISBN: 978-5-89353-468-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109308