Магистратура
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Стратегии в международном бизнесе"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар, обеспечивает подготовку магистров к научным исследованиям и служит основой для их профессиональной ориентации при выборе направления научного исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Для магистров 2 года обучения по программе «Стратегии бизнеса: управление и консалтинг» участие в НИС является обязательным. Пререквизитами для участия в НИС являются: • Знание основных положений теории стратегического менеджмента • Владение английским языком на уровне не ниже С1 • Наличие опыта написания аналитической работы (в форме курсовой работы) с развитым библиографическим аппаратом
Цель освоения дисциплины
- Цель научно - исследовательского семинара - развитие у студентов магистерской программы компетенций в области применения современных методов исследования проблем международного бизнеса и управления международными компаниями.
Планируемые результаты обучения
- Знать историю развития теории международного бизнеса (МБ) как предметной области управленческих исследований.
- Знать базовую литературу в области теории МБ.
- Знать основные положения актуальных теоретических концепций МБ.
- Знать основные дискуссионные площадки, на которых ведется обсуждение проблематики МБ (журналы и конференции), а также ведущие мировые центры исследований в области МБ.
- Знать важнейшие актуальные направления исследований в области МБ.
- Знать методы, используемые в актуальных исследованиях в области МБ.
- Уметь проводить научные исследования в формате систематического обзора и представлять их результаты.
- Уметь проводить научные исследования в формате мета-анализа и представлять их результаты.
- Уметь диагностировать прикладные проблемы в сфере МБ и управления международными компаниями и определять адекватные парадигмы их анализа и решения.
- Иметь навыки аналитического чтения научных статей на английском языке в ведущих мировых журналах.
- Уметь формулировать исследовательские задачи, определять форматы и инструменты исследований в области МБ.
- Иметь навыки групповой работы над кейсами из международных баз учебных материалов.
- Иметь навыки выступлений на научном семинаре в роли основного докладчика и оппонента.
- Иметь навыки написания эссе.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в теорию международной фирмы.Объект анализа. Определение международной компании. Понятие расстояния. Позитивное и негативное влияние международной фирмы на экономику и общество в целом.
- Теория Хаймера.Понятие особых преимуществ. Петля обратной связи в теории Хаймера. Дилемма отношения к конкуренции в международном бизнесе. Управление международной фирмой по Хаймеру. Ограничения теории.
- Теория интернализации.Различие между теориями Хаймера и интернализации. Объяснение горизонтальной интеграции в теории интернализации. Cheating и Shirking. Парадокс децентрализации. Ограничения теории. Джон Даннинг. Эклектическая парадигма – OLI.
- Теория институционализации и политическая роль международной фирмы.Теория институционализации. Политическая роль международной фирмы. Обобщение тем курса
- Эволюционные теории международной фирмыТеория организационных способностей. Эволюционная теория Когута и Зандера. Эволюционная теория Джона Кантвелла.
- Contingency TheoryContingency Theory. Исследование Стопфорда-Веллса. Управление международной фирмой с точки зрения Contingency Theory
- Теория бизнес-сетей.Теория бизнес-сетей. Международная фирма с точки зрения теории бизнес-сетей. Механизмы влияния на международную фирму. Роль ценностей в теории
Элементы контроля
- Защита плана систематического обзора
- Написание и защита эссеЭссе предполагает расширение тематики магистерской диссертации с точки зрения теории международной фирмы.
- Презентация систематического обзора
- Решение кейсов
- Написание плана систематического обзора литературы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.7 * Защита плана систематического обзора + 0.3 * Презентация систематического обзора
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Написание и защита эссе + 0.3 * Презентация систематического обзора + 0.3 * Решение кейсов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Forsgren, M. (2017). Theories of the Multinational Firm : A Multidimensional Creature in the Global Economy (Vol. Third edition). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1815131
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hymer, S. (1970). The Efficiency (Contradictions) of Multinational Corporations. American Economic Review, 60(2), 441–448. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=20583826
- ZAHEER, S. (1995). Overcoming the Liability of Foreignness. Academy of Management Journal, 38(2), 341–363. https://doi.org/10.2307/256683