Магистратура
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Проблемы моделирования инновационных бизнес-проектов"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра управления проектами
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Яковлева Анна Юрьевна
Прогр. обучения:
Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар “Проблемы моделирования инновационных бизнес-проектов” предназначен для студентов 1-го курса «Магистратуры» факультета «Менеджмент» НИУ ВШЭ, обучающихся по магистерской программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации». Курс носит ознакомительный характер и призван дать общее представление об основных особенностях инновационных бизнес-проектов. Курс нацелен на формирование компетенций по реализации бизнес-проектов, а также поиску и анализу исследований, отражающих современные тенденции в развитии академических и практико- ориентированных подходов к реализации инновационных бизнес-проектов.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины " Проблемы моделирования инновационных бизнес- проектов " является получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для реализации новых инновационных проектов.
Планируемые результаты обучения
- Понимание роли инноваций и новых технологий в обеспечении экономического развития
- Понимать содержание понятия "инновация". Представлять основные этапы организации инновационного процесса
- Понимание роли малого бизнеса в современной экономике и обеспечении инновационного развития. Знание основных возможностей для получения стартового финансирования новых инновационных проектов в российской Федерации
- знать характерные особенности венчурного механизма сопровождения инновационных проектов;
- Иметь представление об основных принципах отбора перспективных инновационных проектов в практике венчурного инвестирования
- Понимать характерные особенности отношений предпринимателей и инвесторов в процессе организации и осуществления инновационных проектов с привлечением венчурного капитала. Уметь проводить финансовую оценку доли предпринимателя и инвестора на ранних стадиях венчурного цикла
- Понимание тенденций развития рынков венчурного капитала в России и за рубежом. Знание институтов развития Российской Федерации
- Представления о стратегиях инновационного развития крупных промышленных компаний
- Знать характерные особенности различных этапов венчурного цикла. Понимать механизмы выхода инвесторов из инновационного проекта.
- Изучение данного раздела будет способствовать лучшему пониманию современных тенденций в организации инновационных проектов
- Знать основы и области применения сетевого анализа в управлении инновационными проектами
- Уметь анализировать показатели, иллюстрирующие взаимоотношения между сетевыми акторами инновационных проектов в сферах применения сетевого анализа
- Уметь анализировать и интерпретировать значения характеристик, описывающих сетевые взаимоотношения в проектах (в зависимости от области применения)
Содержание учебной дисциплины
- Роль инноваций в развитии современной экономики. Концепция технологических укладов.Кривая производственных возможностей общества. Концепция длинных циклов (волн) Кондратьева. Понятие экономического развития по Шумпетеру. «Созидательное разрушение». Концепция технологических укладов. Понятие экзогенного научно-технического прогресса (НТП). Вклад НТП в экономический рост. Кривая обучения. Понятие человеческого капитала. Концепция эндогенного научно-технического прогресса (модель П.Ромера).
- Организация инновационного процессаОпределение понятия «инновация». Характерные признаки инноваций. Виды инноваций. Виды инноваций. Содержание понятия “технологическая инновация”. Определения. Связь инноваций и предпринимательской деятельности. Базисные (радикальные) и улучшающие инновации. Примеры. Определение понятия «инновация» в Руководстве «Oslo Manual» и законодательстве РФ. Виды инноваций. Инновационная деятельность. Процесс получения нового знания: организация и управление. Основные стадии НИОКР: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Соотношение затрат на различных стадиях НИОКР. Система научных учреждений. Инновационная цепь. Две основные модели организации инновационного процесса: модель крупных корпораций и модель малого инновационного бизнеса. Динамика финансовых потоков в ходе осуществления инновационного проекта. Связь усилий и результатов в процессе осуществления инновации (эмпирическая кривая). Понятие технологического разрыва.
- Инновационные проекты малого и среднего бизнеса (стартапы). Механизмы финансового обеспечения стартапов.Понятие малого и среднего бизнеса. Роль и функции малого бизнеса в современной экономике. Стартапы и их характерные особенности. Возможности привлечения инвестиций на посевном и стартовом этапах реализации новых инновационных проектов. Краудфандинг. Фонд содействия инновациям. Фонд развития интернет инициатив. Фонд Сколково. Программы московского правительства по развитию инновационного предпринимательства.
- Особенности реализации и управления проектами с привлечением венчурного капитала. Роль бизнес-ангелов. Организация и основные принципы деятельности венчурных фондовРоль венчурного бизнеса в обеспечении технологического развития. Характерные особенности механизма венчурного инвестирования. Основные подходы к минимизации финансовых рисков. Организационные формы рисковых капиталовложений. Венчурные фонды.
- Основные принципы и модели отбора перспективных предпринимательских проектов в целях венчурного инвестированияСоотношение факторов риска и ожидаемой доходности в процессе отбора перспективных проектов. Критерии отбора в практике венчурного инвестирования. Можно ли построить решающее правило? Модель Tiebji-Bruno. Современные модели отбора проектов. Организация отбора проектов и ведение переговоров. Характерные ошибки предпринимателей в процессе представления проектов. Процедура «Due Diligence», ее значение и практическая организация. Перечень условий.
- Методы оценки стартапов на ранних стадиях реализации. Распределение долей (акций) нового бизнеса между предпринимателями и инвесторамиОсновные показатели оценки венчурных инвестиций. Мультипликаторы. Норма прибыли инвесторов. Внутренняя норма доходности. Норма дисконта. Дисконтированная стоимость новой фирмы. Распределение акций между предпринимателем и инвестором. Как оценить стоимость идеи нового бизнеса? Основные методы оценки. Традиционный метод. Метод «хоккейной клюшки». Метод «Ферст Чикаго». Решение задач на распределение акций между предпринимателем и инвестором
- Изменение стоимости и доли предпринимателя в процессе привлечения в проект новых инвесторов. Модель венчурного цикла. Организация выхода инвесторов ранних стадий из проекта.Основные этапы венчурного цикла: достартовый этап (Seed), стартовый этап (Start-up), этап начального расширения (Early expansion), этап быстрого роста (Rapid growth), этап подготовки к продаже акций фирмы и выхода инвесторов из проекта (Exit). Выкуп долей предпринимателя или инвесторов акций ( management buy-in и management buy-out). Риски и доходность инвестиций на разных стадиях венчурного цикла. Изменение стоимости финансового участия.Перераспределение акционерного капитала в случае нескольких раундов венчурного инвестирования. Два механизма выхода, их соотношение и эффективность. Организация IPO венчурных проектов. NASDAQ, AIM, Рынок инноваций инвестиций Московской биржи.
- Сравнительный анализ динамики развития рынков венчурного капитала в России и за рубежом. Институты развития Российской Федерации.Особенности развития рынков венчурного капитала в США, странах Западной Европы. Цикличная динамика рынков венчурного капитала. Венчурный капитал в странах БРИКС. Становление рынка венчурного капитала и прямых инвестиций в России. Региональные фонды венчурного капитала. ОАО «Российская венчурная компания». «Роснано». Корпоративные венчурные фонды. Иностранные венчурные фонды. Проблемы развития российского рынка венчурного капитала
- Инновационные стратегии крупных промышленных компаний. Управление программами инновационного развития.Масштабы расходов крупных корпораций на НИОКР и инновации. Связь расходов на НИОКР и достигнутого уровня инновационной активности. Эволюция подходов к организации и управлению инновационным процессом в рыночной экономике. Модели освоения инноваций: 5 поколений моделей инновационного развития по Rothwell; портфель стратегий Б.Твисса; Стратегии инновационного развития по Dogdson; Модель конструирования изменений (T.Brown). Классификация инновационных стратегий и их связи с инвестиционной активностью компаний (по Strategy& и PriceWaterhouseCoopers) Программы инновационного развития крупных российских предприятий с государственным участием и их результативность. Концепция открытых инноваций. Концепция «подрывных инноваций». Траектории инновационного развития бизнес моделей
- Новые тенденции в моделировании инновационных бизнес проектовКонцепция открытых инноваций. Концепция «подрывных инноваций». Траектории инновационного развития бизнес моделей
- Управление сетевыми взаимоотношениями участников инновационных проектовОсобенности сетевых взаимоотношений участников инновационных проектов. Применение сетевого подхода к управлению инновационными проектами: планирование предметных областей. Параметры сети участников и стэйкхолдеров проектов Конфигурация и управление сетью участников и стэйкхолдеров инновационных проектов
Элементы контроля
- Результирующая оценка по итогам работы студентов по первой и второй части семинараЭкзамен проводится в форме собеседования в MSTEAMS или очно (в зависимости от эпидемиологической ситуации) по итогам работы студентов в первой и второй части семинара.
- Результирующая оценка по итогам работы студентов на второй части семинара
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Результирующая оценка Е определяется по формуле: E = сE1 +dE2, где E1 и E2 – накопленные оценки по первой и второй части семинара, соответственно, c и d – весовые коэффициенты, пропорциональные продолжительности первой и второй части семинара, соответственно (c=0,6; d=0,4; c+d=1). E1 формируется исходя из суммы баллов, набранных студентами семинара по итогам изучения научных статей, активности на семинарских занятиях, успешного решения задач и написания итогового теста на первой части семинара. Студенты, набравшие максимальную сумму баллов, получают итоговую оценку E1=10. Далее оценки определяются по следующей шкале: Если Eimax – является лучшим показанным студентами курса результатом, то E1= Ei max = 10. Оценки других студентов Ej определяются, исходя из следующих критериев: если Ej ≥0,95 Ejmax , то Ej = 10 если 0,95 Ejmax > Ej ≥0,9 Ejmax , то Ej = 9 если 0,9 Ejmax > Ej ≥0,85 Ejmax , то Ej = 8 если 0,85 Ejmax > Ej ≥0,75 Ejmax , то Ej =7 если 0,75 Ejmax > Ej ≥0,65 Ejmax, то Ej = 6 если 0,65 Ejmax > Ej ≥0,55 Ejmax, то Ej = 5 если 0,55 Ejmax > Ej ≥0,45 Ejmax , то Ej = 4 если 0,45 Ejmax > Ej ≥0,35 Ejmax , то Ej = 3 если 0,35 Ejmax > Ej ≥0,25 Ejmax , то Ej = 2 если 0,25 Ejmax > Ej ≥0,15 Ejmax , то Ej = 1 если 0,15 Ejmax > Ej , то Ej = 0. Оценка E2 рассчитывается исходя из участия в дискуссии – Д, П1 - презентации по группе статей, предоставленных для изучения преподавателем, П2 – дополнение новыми статьями и их обзор в рамках презентации группы статей, рассмотренных в рамках П1, К – разработанный группой студентов кейс по тематике. E2 = 0,2*Д+0,2*П1+0,2*П2+0,4*К; Д – выставляется за активное участие в дискуссии – вопросы, комментарии, дополнения. Сумма оценок за участие в дискуссии делится на количество занятий. П1 – выставляется каждому участнику группы студентов, делающих презентацию. В случае отсутствия студента во время выступления, ему выставляется минимальная положительная оценка - 4. П2 - выставляется каждому участнику группы студентов, делающих презентацию. В случае отсутствия студента во время выступления, ему выставляется минимальная положительная оценка - 4. К - выставляется каждому участнику группы студентов, делающих презентацию. В случае отсутствия студента во время выступления, ему выставляется минимальная положительная оценка - четыре.Экзамен проводится в форме собеседования в MSTEAMS или очно (в зависимости от эпидемиологической ситуации) по итогам работы студентов в первой и второй части семинара.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Основы инновационного менеджмента : учеб. пособие для вузов, Барыкин, А. Н., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- БУНИАТОВА А.Р. (2012). Бизнес-Моделирование Как Механизм Реализации Инвестиционных Проектов. Вестник Северо-Кавказского Гуманитарного Института, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16023674
- Управление проектами : фундаментальный курс: учебник для вузов, Алешин, А. В., 2013