Магистратура
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии"
Статус:
Курс обязательный (Измерения в психологии и образовании)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Измерения в психологии и образовании
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
82
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Проблемы измерений в психологии и образовании» является обязательной для данной программы дисциплиной и изучается на первом и втором курсе. Семинар предоставляет систематическую структурированную поддержку студентам магистерской программы на всех этапах их работы над курсовой работой и ВКР. Также, дисциплина призвана обеспечить студентов прочным пониманием логики исследовательского процесса и инструментами для анализа исследовательских статей с точки структуры исследования и принципов академического письма.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины научно-исследовательский семинар «Проблемы измерений в психологии и образовании» является обеспечить студентов прочным пониманием логики исследовательского процесса и инструментами для анализа исследовательских статей с точки структуры исследования и принципов академического письма.
Планируемые результаты обучения
- Способы работы и поиска информации с электронными базами поиска научной литературы;
- Владеть навыками поиска и анализа научной литературы по поставленным проблемам и темам
- Уметь критически анализировать и оценивать планируемые и выполненные исследования, в том числе собственные.
- Владеть навыками планирования собственного исследования.
- Уметь генерировать собственные гипотезы и исследовательские вопросы.
- Навыками презентации результатов научно-исследовательской деятельности в соответствии с российскими и международными научными стандар-тами
- Знать структуру научной статьи
- Уметь указывать и описывать проблемные места в научных текста и предлагать способы их решения.
- Владеть навыками планирования собственного исследования
- Знать способы работы и поиска информации с электронными базами поиска научной литературы
- Уметь планировать исследование, логически согласованное с текущим состоянием дел в области
- Уметь планировать исследование, логически согласованное с текущим состоянием дел в области.
- Уметь критически анализировать и оценивать планируемые и выполненные исследования, в том числе собственные
- Уметь оценивать фальсифицируемость научных гипотез, описывать условия принятия/отвержения гипотез.
- Уметь интерпретировать результаты в рамках поставленных вопросов и существующих теорий в данной области.
- Знать этические нормы своей профессиональной деятельности
- Уметь оценивать фальсифицируемость научных гипотез, описывать условия принятия/отвержения гипотез
- Знать этические нормы своей профессиональной деятельности;
- Уметь собрать и проанализировать данные в соответствии с планом.
- Владеть навыками постановки научных гипотез и формулировки исследовательских вопросов
- Знать способы оформления различных разделов научно-исследовательских текстов.
- Владеть навыками написания и оформления результатов научно-исследовательской деятельности в соответствии с российскими и международными научными стандар-тами
- Уметь интерпретировать результаты исследований в рамках поставленных вопросов и существующих теорий в данной области
- Владеть навыками написания и оформления результатов научно-исследовательской деятельности в соответствии с российскими и международными научными стандартами
Содержание учебной дисциплины
- Тема 2. Поиск литературы: структуры баз данных на примере ScienceDirect, Sage и JSTORЭта тема продолжает тему 1 и также предназначена для ознакомления студентов, не знакомых с электронными базами данных публикаций, с принципами работы в них., однако в данной теме больший акцент сделан структуру баз данных, таких как ScienceDirect, Sage и JSTOR. Рассматриваются: индексация публикаций, структура баз данных, правила поиска. Также в рамках данной темы рассматриваются программы для создания собственных библиотек, например, бесплатные Zotero или Menedeley.
- Темы 1. Поиск и оценка литературы в электронных библиотеках.Эта тема предназначена для ознакомления студентов, не знакомых с электронными базами данных публикаций, с принципами работы в них. Рассматриваются: правила поиска, формирование запроса, способы, облегчающие поиск релевантной литературы.
- Тема 3. Природа научного исследования, исследовательские проблемы и вопросыЦель занятий по данной теме - понимание того, что исследование должно быть ответом на вопрос или проблему - а типы вопросов/проблем могут быть разными. Сформировать критерии значимости и интересности исследования; и типы проблем, которые могут двигать исследование. Представление об операционализации широко заявленной проблемы. Различие практических и научных проблем. Различие между актуальностью, новизной и практической значимостью.
- Тема 4. Старт индивидуальной исследовательской работы (master thesis). Короткая презентация планируемого исследованияОбсуждение выбранной темы курсовой/магистерской. Определение и фиксация ключевых понятий, их операционализация. Поиск релевантной литературы. Анализ структуры исследований. Пишем введение: начало истории и переход к литературному обзору.
- Тема 5. Обзор литературы. Цели, сюжетная история и структура.Необходимость в теории как основе эмпирического исследования. Введение в проблему исследования. Демонстрация важности проблемы. Обобщение более ранних исследований. Обнаружение противоречий, пробелов, расхождений в научных источниках. Постановка гипотез. Реконструкция и анализ структуры опубликованных научных исследований по данной теме. Связывание предложений и абзацев научного текста. Механика стиля: устойчивые выражения, параллельные конструкции, жаргон, самоцитирование и пр. Анализ опубликованных научных статей с целью идентификации выше перечисленных пунктов.
- Тема 6. Написание литературного обзора АРА стиль. Основные статистики и формы их презентации в публикации: таблицы, текст, графическое представление данных.Очерчивание области научного интереса собственного исследовательского проекта студента. Различные типы литературного обзора в зависимости от вида публикации: аннотация, научные тезисы, тезисы конференции, отчет, магистерская диссертация, научная статья. Упражнения на разворачивание логики и структуры литературных обзоров статьи (на примере опубликованных статей). Написание собственного литературного обзора студента для его(ее) магистерской диссертации (проспектус). Академический стиль. Цитирование в стиле ГОСТ и APA. Пир-оценивание проектов научных статей: анализ структуры, изложения, стиля, логики и последовательности. Проблемы плагиата.
- Тема 7. Связь литературного обзора и логики исследованияПланирование дизайна, метода и процедур сбор данных. Ожидаемые результаты, возможные результаты, обсуждение и интерпретация результатов. Пилотное исследование. Оценка возможностей реализации исследовательского проекта. Анализ опубликованных научных статей: инструменты связывания различных разделов литературного обзора и переход к эмпирической части исследования.
- Тема 8. Подготовка теоретической части диссертации (длинная версия).Основные составляющие успешного исследования. Дизайн исследования: гипотезы и альтернативные гипотезы. Планирование эмпирического исследования. Интерпретация результатов. Пилотное исследование. Практические вопросы: невозможность подтверждения гипотез. Репликация исследования: необходимость, правила, основные ошибки. Практические проекты и наука: финансирование исследований Работа со студентами над их диссертационным исследованием. Стили ГОСТ и APA для введения и методологической части исследования
- Тема 9. Подведение итога литературного обзора и планирование эмпирического (мета-аналитического) исследованияСпособы операционализации гипотез и определения переменных. Проблемы валидности. Методы исследований: эксперимент, кейс-стади, квази экспериментальный дизайн, опросы, тесты. Надежность сбора данных и измерений. Доступность данных и спорность результатов. Интегрирование индивидуального исследования в большой проект. Поиск (fishing). Работа в команде и индивидуальный импакт. Отчеты и статьи. Конфиденциальность и анонимность данных. Авторство.
- Тема 10. Методы исследования, этические вопросы и планируемое распространение результатов.Продвижение студентов в написании диссертации: основные трудности, время, финансовые ресурсы, доступность данных/выборки, методы анализа, собственные исследовательские навыки студентов. Выбор исследовательской стратегии.
- Тема 11. Написание части Методология. Технически и этически трудные ситуации с точки зрения методовТипичный дизайн методологической части исследования. Какой должна быть хорошая метод.часть? Все необходимое для репликации исследования: выборка, инструменты, процедуры. Представление данных. Роль и место анализа данных. Нормы /аксиомы анализа данных: анализ данных на базе теории, сжимание данных, логичное и структурированное представление анализа. Как анализ вытекает из гипотез? Что если результаты не подтверждают гипотезы? Что делать исследователю в случае получения «странных»/противоречивых результатов?
- Тема 13. Обсуждение/Интерпретация: возвращение к началу и подходы к продолжениюЦели дискуссионной части диссертационного исследования. Исследование как аргументация. Когда начинается интерпретация? Что необходимо для интерпретации результатов? Пере-смотр теории и результатов предыдущих исследований. Формирование нового видения привычных вещей. Построение дискуссии. Стиль и структура дискуссии. Как рассказать интересную историю в своем исследовании? Проблемы репликации научных исследований. Pre-registred studies
- Тема 12. Написание частей Методология и РезультатыСтруктура части диссертации, посвященной результатам. Порядок представления результатов. Структура «сверху-вниз». Выбор статистических процедур и проверки их адекватности. Акцент на интерпретации смысловых связей в данных (а не отдельных индивидуальных статических показателях). Стили ГОСТ и APA в представлении результатов. Графическое и текстовое представление результатов. Форматирование таблиц и графиков. Названия таблиц и графиков. Представление данных в специальных таблицах и графиках (особенности психометрического анализа, регрессионого анализа, дисперсионного анализа и пр.) Список таблиц/графиков. Работа с исследованием студентов.
- Тема 14. Написание частей Результаты и ИнтерпретацииРабота с диссертационным исследованием студентов. Интегрирование результатов студентов и создание «истории». Анализ и обсуждение литературного обзора в связи с результатами исследования студента. Применение результатов. Перспективы. Стиль ГОСТ и APA в дискуссионной части исследования.
- Тема 15. Практические вопросы: реакция на критику, отклонение работы от публикации и академическая коммуникацияРабота с реальными рецензиями. Осмысление рецензии. Типы решений редактора. Защита статьи. Отказ от следования рекомендациям рецензентов. Доработка и пересмотр статьи.
- Тема 16. Завершение диссертацииРабота с диссертационным исследованием студента. Взаимное оценивание проектов дисcертаций студентов. Проблемы использования стилей ГОСТИ и APA. Представление диссертации: экономия слов и места, акцент на основных результатах, тайм-менеджмент, и пр.
Элементы контроля
- Письменная работа (домашние задания)
- Активная работа на семинаре
- Защита проспекта курсовой работы
- Прохождение онлайн-курса
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Активная работа на семинаре + 0.3 * Защита проспекта курсовой работы + 0.2 * Письменная работа (домашние задания) + 0.3 * Прохождение онлайн-курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- McElreath, R., & Smaldino, P. E. (2015). Replication, Communication, and the Population Dynamics of Scientific Discovery. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0136088
- Sangseok Lee. (2016). Why do we read many articles with bad statistics? : what does the new American Statistical Association’s statement on p-values mean? Korean Journal of Anesthesiology, 69(2), 109–110. https://doi.org/10.4097/kjae.2016.69.2.109
- Why most published research findings are false ; Por qué la mayoría de los resultados de investigación publicados son falsos. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38D4A379
Рекомендуемая дополнительная литература
- Brzeziński, J. M. (2016). Contexts of Empirical Research in the Social Sciences. Człowiek i Społeczeństwo / Uniwersytet Im. Adama Mickiewicza w Poznaniu. Wydział Nauk Społecznych, 211. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171456165
- Helena Maria Amaral Espirito Santo, & Fernanda Daniel. (2018). Calculating and reporting effect sizes on scientific papers (3): Guide to report regression models and ANOVA effect sizes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.64A9D541
- Liu, M., Hu, M., & Zhou, X.-H. (2018). Modeling individualized coefficient alpha to measure quality of test score data. Statistics In Medicine, 37(22), 3230–3243. https://doi.org/10.1002/sim.7812
- Nuzzo, R. (2014). Scientific method: statistical errors. Nature, 506(7487), 150–152. https://doi.org/10.1038/506150a
- Sharma, D. (2016). Understanding Coefficient Alpha: Assumptions and Interpretations. IIMA Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.iim.iimawp.14490