• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Общество и культура современности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Колесник Александра Сергеевна, Соловьев Кирилл Андреевич, Степанов Борис Евгеньевич
Прогр. обучения: Историческое знание
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из трех разделов. Проблематика первого раздела задана представлением о культуре как антропологическом проекте современности. В этом смысле в качестве культурных институтов рассматриваются не только те, что связаны с производством текстов, со сферой культуры в привычном понимании, но и другие институты, обеспечивающие воспроизводство человека (мода, спорт, гигиена и т.д.), а в определенном смысле также политика и экономика. Понятие «культурные практики» еще в большей степени расширяет спектр возможных объектов изучения, направляя внимание слушателей курса на символические, ритуальные, традиционные аспекты социального действия. Во втором разделе рассматривается история популярной культуры в Европе XIX-XX вв. Понятие «популярная культура» охватывает широкое разнообразие культурных форм: от лубка, кинематографа и популярной музыки до музейных выставок и граффити. Несмотря на то что в условиях модерности и формирования массового общества популярная культура становится доминирующей, долгое время академическая среда продолжала считать ее «низовой» и недостойной изучения. Однако в ходе изучения раздела показывается, что роль популярной культуры в европейской истории бесспорна. Значимость радио в жизни британских рабочих первой половины ХХ в., влияние музыкальных автоматов и распространения рок-н-ролла на социальные процессы во Франции в 1950-е гг., важность кинематографа в постфашисткой Италии – этим и ряду других подобных примеров уделяется особое внимание. В рамках третьего раздела курса рассматривается эволюция политической культуры России конца XIX – начала XX вв.: из каких “субкультур” она состояла, как трансформировались представления о политике в России этого времени, можно ли говорить о политической элите применительно к Российской империи, каков был характер массового политического участия. Особое внимание уделяется языкам «политического» – в официальном делопроизводстве, в партийных программах, в ходе избирательных кампаний. Также анализируется пространство принятия политических решений до 1905 г. и феномен публичной политики после 1906 г.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать концепции модерна как объекта социально-исторического и культурного анализа
  • Иметь представление о различных перспективах «культурного поворота» в истории, социологии, литературоведении и других гуманитарных дисциплинах и уметь анализировать примеры взаимодействия и взаимовлияния этих областей знания
  • Знать основные методы анализа европейской популярной культуры и культуры современности, которые существуют на стыке разных дисциплин (cultural studies, media studies, cinema studies, fan studies, социологии культуры, социологии литературы, музыковедения)
  • Представлять себе возможности использования медиатекстов для анализа устойчивых форм социального взаимодействия в современных обществах
  • Знать принципы применения институционального анализа в рамках исследования истории культуры
  • Знать современные принципы написания истории популярной культуры
  • Получить представление об особенностях истории развития и функционирования европейской популярной культуры XIX–XX веков
  • Иметь представление об истории политической культуры России конца XIX – начала XX вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление об основных направлениях рефлексии об обществе и культуре модерна/постмодерна
  • Владеть принципами исторического анализа медиатекстов как форм социального воображения
  • Иметь представление о различных возможностях интерпретации культуры и возможностях построения культурной истории современности
  • Понимать процессы институциализации культуры в современном обществе
  • Уметь анализировать репрезентации социальных институтов в медиатекстах
  • Иметь представление о роли городов в становлении общества и культуры современности
  • Понимать различные возможности исследования городской культуры
  • Знать проблематику представления города в медиатекстах
  • Понимать значение литературной культуры для развития общества современности
  • Иметь представление об основных направлениях становления литературы в качестве социального института
  • Иметь представление о различных субполях в рамках литературы как института и их социальных функциях
  • Понимать принципы анализа различных типов литературных и художественных текстов
  • Иметь представление о принципах формирования современной исторической культуры
  • Представлять себе возможности применения арсенала исследований памяти для анализа феноменов исторической культуры
  • Знать теоретические и методологические основания изучения популярной культуры
  • Знать современные подходы к изучению популярной культуры
  • Понимать основные принципы работы с историческими источниками для изучения истории популярной культуры
  • Иметь представление об истории европейской популярной культуры XIX–XX веков
  • Понимать специфику функционирования и основные направления изучения культурных индустрий
  • Знать основные типы и практики культурного производства
  • Понимать особенности анализа культурных институтов
  • Знать современные подходы к типологии и изучению аудиторий
  • Иметь представление о методах исследования аудиторий в контексте европейской истории ХХ в.
  • Иметь представление о способах формирования и репрезентации национальных и постнациональных идентичностей в европейской популярной культуре ХХ в.
  • Понимать основные направления изучения национальных и постнациональных идентичностей в популярной культуре
  • Знать подходы к типологии и способы анализа репрезентаций прошлого в популярной культуре
  • Иметь представление о значении прошлого в европейской популярной культуре ХХ в.
  • Иметь представление о способах осмысления и репрезентации актуальных проблем в европейской популярной культуре ХХ в. и проблемах их анализа
  • Уметь выявлять и анализировать разные формы репрезентаций в популярной культуре
  • Знать основные направления изучения социального воображения
  • Иметь представление о месте фантастического и утопического воображения в европейской популярной культуре ХХ в.
  • Иметь представление о роли популярной культуры в формировании городских образов, а также о способах историзации и репрезентации истории популярной культуры
  • Знать основные исследовательские подходы к изучению культурного наследия
  • Уметь выявлять механизмы влияния популярной культуры на формирование культурного наследия
  • Знать теоретические и методологические основания изучения политической культуры
  • Знать достижения новейшей историографии, посвященной политической культуре России Нового времени
  • Обладать глубокими знаниями в области источниковедения политической и правовой мысли России
  • Знать существующие в современной науке типологии империй
  • Уверенно называть характерные черты России конца XIX – начала XX вв. как империи, ее отличия от прочих континентальных империй
  • Выявлять особенности правового регулирования жизни окраин рубежа столетий
  • Уверенно различать основные современные направления в изучении наций и национализма
  • Знать основные вехи и особенности нациостроительства в России начала XX в.
  • Знать основные подходы к изучению бюрократии и бюрократической системы управления
  • Обладать глубокими познаниями в области функционирования институтов государственной власти конца XIX – начала XX вв.
  • Представлять характер эволюции властных институтов в начале XX в.
  • Знать эволюцию общественных представлений о насильственных формах политического противостояния в конце XIX – начале XX вв.
  • Знать общественный и политический контекст разговора о насильственных и ненасильственных средствах борьбы в интеллектуальном пространстве России начала XX в.
  • Знать основные дефиниции гражданского общества в общественных науках
  • Точно определять направленность эволюции форм общественной самоорганизации на рубеже XIX–XX вв.
  • Знать основные социальные и правовые параметры такого явления как российская общественность конца XIX – начала XX вв.
  • Знать основные течения и особенности леворадикального движения в России в начале XX в.
  • Уметь корректно использовать терминологию, характерную для социалистов различных направлений
  • Знать важнейшие черты политического поведения леворадикальной оппозиции начала XX столетия
  • Знать тенденции эволюции основных идеологических построений начала XX в.
  • Уметь анализировать программные тексты ведущих политических партий начала XX в.
  • Уверенно выявлять связь между идеологическими проектами и историософским видением представителей различных направлений общественной мысли России
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблематика современности/модерна в исторической и социологической перспективе: социальные структуры – культурные практики – символические формы
    Природа дискуссий о модерне и постмодерне модерна/постмодерна в современном гуманитарном знании. Исследования общества и культуры модерна: вклад истории, социологии и культурных исследований, перспектива их взаимодействия. Модерн как предмет интеллектуальной, социальной и культурной истории. Исследование культуры как антропологического проекта и культурной составляющей развития общества модерна. Культурный поворот и социальная история современности. Роль культурных институтов в воспроизводстве общества модерна. Проблематика социального воображения и использование медиатекстов в историческом анализе
  • Культура как антропологическая программа модерна. Культурные институты и культурные практики в историческом изучении
    Общества модерна в перспективе культурной истории: ценности, типы общности, социальное воображение, повседневная культура (Н. Элиас, М. Фуко, Дж. Урри, Б. Андерсон). Проблематика субъективности и ее значение для современной культуры. Общество модерна как достижительское общество. Нация как основной тип политических сообществ. Процесс секуляризации. Культура как антропологическая программа модерна. Гигиена, спорт, мода, туризм: социокультурные практики и их институционализация. Институты модерна: общедоступность и автономия. Базовые понятия для характеристики институтов: ценности, нормы, роли, табу, санкции
  • Города как лаборатории современной культуры. Культура модерна в контексте городской повседневности
    Большие города как лаборатории современной культуры (Г. Зиммель, В. Беньямин). Эволюция городских исследований и культурный поворот в городской истории. Современный город: формы социальной связи, новые пространства и культурные практики. Социальная история архитектуры. Город и современные медиа. Место литературы в городской культуре. Панорамность современной литературы, конструирование социального в литературных текстах. Образ города в литературе, фотографии, кинематографе
  • Литература как социальный институт: структурные и динамические характеристики
    Культурные институции и группы как предмет социологии культуры (П. Бурдье). Литература как модельный институт современности. Историческая социология литературы, литературоведение и история: перспектива взаимодействия. «Литература» и «искусство»: внутренняя дифференциация институтов и социальная динамика. Устройство литературы как социального института: ценности, нормы, роли. Роль автора в современном литературном институте: процесс становления и возможности историко-социологического изучения. (Р. Шартье)
  • Социальная роль литературы. Классика, массовая культура, авангард как культурные поля
    Литература в контексте становления национального самосознания и феномен национальных литератур. Споры о соотношении массового и элитарного, классического и авангардного в современном гуманитарном знании. Понятие и социальные функции литературной классики. Феномен классики в контексте становления национальных культур (Б. Дубин). Массовая культура как источник историко-антропологического исследования. Авангард и динамика высокой культуры. Институт литературы в сравнительно-исторической перспективе. Классика, авангард и массовая культура в контексте развития современных медиа. Роль рецепции в изучении истории современной культуры
  • Современная историческая культура: институты и практики
    Историческая культура как феномен современности (Й. Рюзен). История и память (П. Нора, А. Хьюссен и др.) в перспективе исследования исторической культуры. Историческая политика. Формирование современного исторического сознания и механизмов его воспроизводства (школа, музей, архив). Историзм в городском пространстве. Проблематика наследия. История в литературе, кинематографе. Сообщества любителей истории и краеведение. Коммеморативные практики. Концепция «мест памяти» и ее использование в эмпирическом анализе
  • Современные подходы к изучению популярной культуры: от cultural studies до новой культурной истории
    Введение в основную проблематику курса. Цель и задачи курса. Презентация основных идей, методов и оптик работы с популярной культурой в рамках cultural studies, popular music studies, media studies, textual studies, visual studies, социологии культуры, музыковедения и новой культурной истории. Проблематизация современной культуры Т. Адорно: деление на «высокую» и «низкую», роль социально-экономических институций и фигуры слушателя/зрителя при анализе и интерпретации культуры. Критика подхода Т. Адорно: терминология и абстрактный подход. Появление cultural studies: актуализация повседневной культуры в контексте исследовательских практик (от абстрактных понятий к конкретным культурным явлениям). Институционализация и академизация знания о популярной культуре: появление профессиональных ученых и институтов, специализирующихся на изучении популярной культуры. Понимание популярной культуры как сложного социального явления, имеющего свою институциональную структуру
  • Развитие популярной культуры и культурные индустрии
    Технологические революции в культурном производстве XIX–XX веков: от изобретения фонографа до появления цифровых технологий. Изменения медиа и транформация культурной индустрии. Устройство литературы как социального института, антропология чтения. Массовая литература, массовый журнал. Литература как отражение общества, литература как средство социального контроля Появление визуальной культуры: фотография и рождение кинематографа. Основные направления изучения визуального. Особенности зрительного восприятия, формирования фотографического зрения (В. Беньямин, Р. Барт, современные cinema studies). Трансформация понятия современности с появлением кинематографа. Развитие звукозаписывающей индустрии, феномен Tin Pan Alley. Мюзик-холл в эпоху модерна. Изучение онлайн-курса "History of Rock, Part One": https://ru.coursera.org/learn/history-of-rock
  • Технологии культурного производства и дистрибуции: медиа, рынки и культурные практики
    Дистрибуция. Появление звуковых усилителей и электронных эффектов и их влияние на развитие популярной культуры: кинематограф и музыкальная индустрия. Экономическая составляющая технологии звукозаписи и распространения (носители). Изменение способов продажи и распространения музыки и кино (от «довиниловых» носителей к цифровым): шеллак, винил, кассеты, CD, DVD. Медиа-бум: Интернет как новый способ дистрибуции. Специфика развития традиционных медиа: радио, телевидение, журналистика. Британское пиратское радио и его роль в развитии популярной музыки 1960-х гг. Телевидение как часть культурного производства. Появление института авторского права. Проблема плагиата, свободного творческого заимствования и защиты продукции
  • Зритель, слушатель, читатель: специфика массовой аудитории и культуры соучастия
    Представления об аудитории как об управляемой массе, которая является рабом медиа и готова потреблять любой товар, продукт, который получает через медиа (Т. Адорно и Франкфуртская школа). Аудитория как масса. Аудитория vs элита. Аудитория как бездумные потребители. Особенности зрительского/читательского/слушательского восприятия. Фигура слушателя в процессе конструирования музыкального «текста». Типы музыкальных слушателей (Т. Адорно, Дж. Фиске). Аффективное поведение как часть стиля. Возраст слушателя популярной музыки: молодость как обязательное качество поклонника музыки, как и самих музыкантов. Медленное изменение ситуации с возрастной сегрегацией. Старение самих музыкантов и их публики. Молодежная культура, контркультура и субкультура (Д. Хебдидж, С. Торнтон). Фэнзины и их роль в конструировании субкультур. Культуры соучастия (participatory cultures) и фанатские аудитории (Г. Дженкинс, fan studies)
  • Национальные и постнациональные идентичности в популярной культуре
    Национальные образы в популярной культуре Европы XIX–XX веков. Переход от национального к постнациональному в ХХ веке. «Столкновение идентичностей» и диалог культур в контексте поиска альтернативных моделей современности. Феномен европейского нового кино: французская «новая волна». Репрезентация «английскости» (Englishness) и «британскости» (Britishness) в английском романе, постколониальном кинематографе и британской популярной музыке. Идеология мультикультурализма в постколониальной Великобритании и ее рефлексия в популярной культуре
  • Место прошлого в популярной культуре: ностальгия и ретромания
    Репрезентация прошлого и рецепция настоящего в популярной культуре, какие образы из прошлого были востребованы в популярной культуре, что для них характерно и что является причиной обращения к подобным образам. Европейское ностальгическое кино. Популярная музыка как форма знания о прошлом. Феномен «ностальгии» и «ретромании» в британской популярной музыке: одержимость современной британской музыки артефактами прошлого, стремление к аналоговым переживаниям прошлого. Ностальгия как способ обращения к различному прошлому: недавнему или давно ушедшему, собственному или чужому. Появление практики реюнионов, юбилейных и памятных туров, переизданий альбомов, собирания и издания бутлегов и бисайдов; создание музеев и проведение мемориальных мероприятий; изменения технологий звукозаписи (тяготение к устаревшим техникам записи, использование виниловых пластинок, использование исторических музыкальных инструментов и т.д.). Музыка и память в эру Youtube. Ретромания как общекультурное явление
  • Репрезентации, образы и идеологии в популярной культуре: от gender studies до критической расовой теории
    Феномен репрезентаций в культуре. Конструирование и трансляции определенных ценностей в культуре. Идеология как элемент системы культуры. Репрезентации классовых, гендерных, расовых образов в культуре. Конструирование политических образов в культуре
  • Коллективное воображение: фантастическое и утопическое в популярной культуре
    Роль коллективного воображения и фикционального мышления в культуре модерна (М. Сэлер). Фантастическое как социально-антропологический проект. Фантастические, утопические и антиутопические миры в английской литературе рубежа XIX-XX веков. Особенности фантастического реализма. Проблема рационального и иррационального в культуре. Научная фантастика и вымышленные «другие». Особенности фантастического кино. Репрезентация фантастического в популярной музыке. Появление отдельных музыкальных жанров, ориентированных на фантастическую тематику. Комиксы и комикс-реальность
  • Популярная культура и культурное наследие: публичные места, места памяти, музеи в современных городах
    Конструирование истории популярной культуры. Музеи об истории популярной культуры. Понятие культурного наследия. Музыкальная история как часть культурного наследия Великобритании. Репрезентация городской истории через музыкальное прошлое: опыт Шеффилда, Ливерпуля и Бирмингема в Великобритании. Историческая политика и проекты городской регенерации в Западной Европе. Культурный туризм и места памяти
  • Методологические и источниковедческие подходы к изучению политической культуры
    Определение политической культуры: дискуссия в политической науке. Применимость термина в отношении политических реалий прошлого. Проблема политических субкультур и контр-культур. Феномен политической элиты. Политическая элита и политический класс. Политическая культура и институты государственной власти. Неоинституциональный подход. Дисциплинарные практики: перспективы их изучения
  • Морфология имперского пространства
    Империи морские и континентальные. Метрополии и колонии. Традиции имперского строительства в России. Фронтир в русской истории. Центр и региональные элиты. Инкорпорация местной аристократии в общероссийское дворянство. Немецкое дворянство и военно-бюрократическая элита империи. Польская аристократия и западные окраины империи. Поляки в Петербурге. Польский вопрос и внешнеполитический курс Российской империи. Кавказ и правовой плюрализм Российской империи. Империя и национализм
  • Проблематика национальной идентичности
    Романтизм и становление национальной историографии. Национальные и наднациональные элиты Российской империи. Система элитарного образования XIX – начала XX вв. Имперская идентичность. Институты национального государства в имперском пространстве России. Русский национализм и политика русификации. «Православная империя». Традиции Московского государства и «сценарии власти» начала XX в.
  • Бюрократические модели управления
    Численность бюрократии в России и СССР. Социальный состав, имущественное положение образование бюрократии в XIX–XX вв. Концепция «идеального чиновника». Проблема коррупции. Становление управленческой элиты Российской империи. Критерии эффективности государственного управления. Петербург и Москва: топография власти. Феномен столичной бюрократии. Система чинопроизводства. Межведомственные противоречия. «Битва бумаг». Правительственные учреждения и губернаторская власть
  • Насилие в политической жизни России XIX–XX вв.
    Военные и бюрократия: история взаимоотношений в XIX–XX вв. Милитаризм и бюрократизм. Проблема обороноспособности страны и стратегии внешней политики России. Эволюция понятия войны в XIX–XX вв. Война и технологии. Война и финансы. Война и промышленность. Военные и концепция государственного планирования. Милитаризм и новая технология производства
  • Концепции гражданского общества
    Салонная культура в России в первой половине XIX в. Кружки и университетская культура в XIX в. Литературные кружки и салоны. Университетская идея в XIX–XX вв. Студенческая субкультура в XIX–XX вв. Органы местного самоуправления и общественная самодеятельность в XIX – начале XX вв. Земский конституционализм. Адвокатура и становление институтов гражданского общества в Российской империи. Общественные объединения конца XIX – начала XX вв. Кампания помощи голодающим в 1891–1892 гг. Протопартийная система в России в конце XIX – начале XX вв. Партийная система в России в начале XX в.
  • Революционная культура
    «Подпольный человек». Политическая контр-культура. Формы нелегального действия. Революционное движение и политические репрессии. Теория и практика пассивного сопротивления. Конституционная революция. Марксизм и неонародничество: дискуссия о революции. Концепция перманентной революции
  • Идеология и историографические дискурсы
    Эволюция русского либерализма. Классический русский либерализм. Русский либерализм и западноевропейская интеллектуальная традиция. Либерализм и демократия. История «левого проекта» в России. Славянофильство и народничество. Неонародничество и традиции немецкой классической философии. Направления русского марксизма. Марксистское прочтение исторического процесса. Становление русского консерватизма. Русский консерватизм и религиозная мысль. Политический консерватизм и российская историография
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий 3 письменные работы (2 эссе и 1 реферат)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * 3 письменные работы (2 эссе и 1 реферат) + 0.6 * активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., 2001
  • Избранное. Т.1: Философия культуры, Зиммель, Г., 1996
  • Исторические судьбы социализма. - М., 2004. - 327 с. ISBN 5-201-02116-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346602
  • Либерализм в России. - М., 1996. - 448 с. ISBN 5-201-1898 - X. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348723
  • Массовая культура: современные западные исследования, , 2005
  • Общество индивидов, Элиас, Н., 2001
  • Правительность. Власть и правление в современных обществах / Дин М. - М.:Дело АНХ, 2016. - 592 с.: 84x108 1/32 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1190-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982410

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rosenstone, R. A. (2017). History on Film/Film on History (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565165
  • Блюстители верховной власти : институт губернаторства в России: исторический очерк, Манько, А. В., 2004
  • Внешняя политика Российской империи, 1801 - 1914, Айрапетов, О. Р., 2006
  • Гайденко, П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века [Электронный ресурс] : / П. П. Гайденко. – М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 471 с. – ISBN 978-5-89826-516-8. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018095 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018095
  • Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе, Медушевский, А. Н., 1998
  • Дударев Сергей Леонидович. (n.d.). О новом опыте написания региональной истории (к выходу учебного пособия “Северный Кавказ в составе Российской империи” / отв. Ред. В. О. Бобровников, И. Л. Бабич. М. : новое литературное обозрение, 2006. 460 с. ). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fo-novom-opyte-napisaniya-regionalnoy-istorii-k-vyhodu-uchebnogo-posobiya-severnyy-kavkaz-v-sostave-rossiyskoy-imperii-otv-red-v-o
  • Законы из-за границы: Политикоправовые аспекты классического евразийства : монография / Б.В. Назмутдинов. — М. : Норма, 2018. — 272 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918403
  • Западные окраины Российской империи, Бережная, Л. А., 2007
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
  • Истоки современной политической мысли: в 2 т. Т. 2: Эпоха Реформации: Монография / Скиннер К. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2016. - 568 с.: ISBN 978-5-7749-1312-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982591
  • Истоки современной политической мысли: В 2 томах Том1: Эпоха Ренессанса / Скиннер К. - М.:Дело РАНХиГС, 2018. - 464 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1313-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982649
  • Культурные индустрии, Хезмондалш, Д., 2014
  • Мифологии, Барт, Р., 2008
  • Множество: война и демократия в эпоху империи, Хардт, М., 2006
  • Модели общественного переустройства России. XX век, Зверев, В. В., 2004
  • Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика, , 2000
  • Топографии популярной культуры: Сборник статей / Ред.-сост. Розенхольм А. - М.:НЛО, 2015. - 408 с. ISBN 978-5-4448-0284-7
  • Феномен прошлого, , 2005