• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Журавлев Дмитрий Анатольевич, Репина Екатерина Анатольевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Основы политологии и коммуникации в политических процессах и институтах» предполагает изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между властью и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием коммуникации как на уровне общих закономерностей коммуникационных процессов, происходящих в рамках политической системы, так и на уровне микрогрупп и индивидов как объектов целенаправленного информационного воздействия. Актуальность курса обусловлена требованием времени. На рубеже веков, когда СМИ получили серьезное развитие и политические акторы в процессе завоевания и удержания власти используют множество каналов и средств для передачи сообщений с целью воздействия на аудиторию, возрастает необходимость подготовки специалистов, чья деятельность концентрируется на изучении и управлении процессами коммуникации в политической сфере. В задачи курса входит знакомство студентов с теоретическими концепциями и моделями политической коммуникации, предоставление знаний о способах организации информационного взаимодействия в сфере политики, об особенностях политического дискурса и текста, формирование представлений о государственной информационной политике, об особенностях отношений государства и медиаструктур и влиянии элит на общественное мнение и политическое поведение. В процессе изучения дисциплины студенты научатся анализировать избирательные и информационно-коммуникационные кампании, направленные на достижение политических целей, планировать в соответствии с поставленными задачами поток политической информации, распространяемый с помощью различных каналов и средств, прогнозировать последствия политической коммуникации. Курс является базовым для специализации «Политическая коммуникация».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с основами науки о политике как особой сфере, связанной с властными отношениями и политической организацией общества, а также с коммуникацией как ключевым политическим процессом и связующим звеном между государством, элитой и обществом. В фокусе внимания находятся вопросы, связанные с пониманием сущности и функций политической коммуникации, а также способов организации политического дискурса в зависимости от отношений между различными участниками политического процесса: политическими субъектами, политическими акторами, медиа и др.. Особое внимание уделяется исследованию того, как теоретические концепции и модели политической коммуникации реализуются в системе властно-управленческих отношений, т.е. на практике. В рамках практических занятий студенты научатся анализировать и моделировать политические кампании, а также распознавать источники, каналы, способы и средства передачи информации в рамках политического взаимодействия. Навыки анализа и моделирования информационно-коммуникационных процессов в политической сфере студенты получают благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса – деловых игр, кейс-стади, решения ситуационных задач и др..
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать сущность и структуру политики, анализировать политические взаимоотношения и ценности, знать политические институты и нормы, модели поведения и механизмы принятия решений.
  • Знать специфику и функции политической коммуникации, уметь применять на практике теории и базовые модели политической коммуникации.
  • Знать, что такое политическая картина мира, распознавать установки и стереотипы массового сознания, понимать механизмы влияния на сознание и поведение массовой аудитории, роль символов в политической коммуникации, а также функции и роль СМИ в политическом процессе.
  • Знать, что представляет собой вербальная и невербальная политическая коммуникация. Различать политический дискурс и текст, знать язык политики, жанровые особенности. Владеть навыками подготовки политического текста. Уметь распознавать политическую метафору, эвфемизмы, фейки, мемы.
  • Уметь анализировать и моделировать политическую кампанию, в частности, распознавать характерные для политической деятельности коммуникативные стратегии и тактики. Понимать, как управлять кризисом в политической кампании. Знать особенности работы политического консультанта.
  • Понимать сущность и функции политической пропаганды и агитации, знать особенности пропагандистских информационных технологий. Распознавать используемый в политической кампании инструментарий (слухи, политическая мода, политический PR, политическая реклама, информационный лоббизм). Анализировать и давать оценку эффективности имиджа политика.
  • Понимать особенности информационного общества и глобальной информационно-коммуникационной среды. Знать возможности интернет-пространства для политиков и политически активных граждан.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политика как особая сфера жизнедеятельности людей.
    Изменяющийся миропорядок, глобализация и регионализация: тенденции и перспективы. Политика и политическая власть: объекты, мотивы подчинения, ресурсы. Теория элит. Формы правления и территориального устройства. Унитаризм и федерализм как принципы государственного устройства. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены. Общая модель политической системы Д. Истона. Идеи К.Дойча как основоположника общей теории политической коммуникации. Институты политической системы. Государство и гражданское общество как главные элементы системы. Что такое идеология. Лоббизм как политический институт и понятия «группы интересов» и «группы давления». Авторитарные и переходные режимы. Демократический политический режим. Политическое устройство и политическая система РФ. Политический процесс как совокупность видов деятельности участников политических отношений. Выборы и типы избирательных систем. Политические партии (их типы и функции) и партийные системы. Политический спектр. Оппозиция: её типы и роль в политическом процессе. Электоральное поведение.
  • Коммуникация как ключевой политический процесс.
    Коммуникация как связующее звено между государством, элитой и обществом. Двухступенчатый и многоступенчатый характер политической коммуникации. Общественное сознание, общественное мнение, массовые политические настроения: соотношение понятий. Концепция У.Липпмана в книге «Общественное мнение» и её важность для современной политической коммуникации. Модель ограниченного воздействия Дж.Клаппера в современных политических условиях. Теория повестки дня как инструмент в политической коммуникации. Роль общества в принятии решений согласно теории использования и удовлетворения. Информационное поле как ключевой сегмент политической коммуникации и уровни взаимодействия в нем. Роль и функции СМИ в структуре политической коммуникации: власть СМИ и власть над СМИ. Современные СМИ как «посредник между хозяевами и теми, кто от них зависит». Общество как активный реципиент: модель медиазависимости С.Болл-Рокеш и М. де Флера и теория селективной экспозиции. Осмысление и практическое применение теорий «влияния СМИ»: теория волшебной пули, теория аккумуляции, теория спирали молчания, теория культивирования, теория искажения.
  • Психологический аспект политической коммуникации.
    Социальный конструктивизм и символический интеракционизм как важнейшие социально-психологические теории в политической коммуникации. Концепция политического действия как символического М.Эдельмана. «Психологические проблемы массовых информационных процессов» Ю.А.Шерковина. Понятие конформизма. Политическая картина мира. Механизмы реализации стратегии формирования и сохранения образа мира: идентификация, стереотипизация, атрибуция. Осмысление теории социальной идентичности Г.Тэшфела и теории самокатегоризации Д.Тернера. Установки и стереотипы политического сознания: роль, структура, функции, свойства. Теория установки Д.Н.Узнадзе и «парадокс Лапьера». Механизмы психологического воздействия на общественное сознание (убеждение, внушение, заражение, подражание) и возможности их использования. Механизм заражения по А.Назаретяну.
  • Лингвистический аспект политической коммуникации.
    Знаки в политической коммуникации и их сочетание как символы. Вербальная политическая коммуникация. Политический язык, политическая речь, политический текст, политический дискурс. Стратегические задачи политического текста. Формы выражения сведений по А.А.Леонтьеву. Жанры, жанровые особенности политического текста и дискурса. Политическая метафора как форма символического выражения мыслей. Слоган - суть политической идеи. Игра со смыслами в политической коммуникации. Создание информационного повода. Особенности контент-анализа политического дискурса. Невербальная политическая коммуникация: особенности, способы кодирования невербальных сообщений, знаковые системы. Креолизованный текст в политической коммуникации: виды, особенности, функции. Роль мемов в политической коммуникации.
  • Политическая кампания и бизнес политического консультирования.
    Что такое современная политическая кампания: стратегическое планирование, фандрайзинг, содержательный и организационный аспекты. Профессии имиджмейкера и политконсультанта. Избирательная кампания как форма политической деятельности. Информационно-коммуникационная кампания в политике. Негативная политическая кампания. Управление кризисом в политической кампании. Понятие информационной войны.
  • «Ремесла» в политической коммуникации.
    Немаркетинговые способы организации политического дискурса: пропаганда и агитация. «Пропаганда» Э.Бернейса и современный взгляд на пропагандистскую машину. Маркетинговые способы организации политического дискурса. Пропаганда, политический PR и политическая реклама: соотношение понятий. Политический имиджмейкинг. Слухи как вид неформальной массовой политической коммуникации. Мода как инструмент в политике. Информационный лоббизм и особенности GR-коммуникаций. Роль видеороликов и фильмов в политической коммуникации.
  • Особенности дигитализации политической сферы.
    Роль интернета в политике: аргументы «за» и «против». Государственная информационная политика и её особенности в области информационной безопасности. Электронное правительство. Политическая интернет-кампания: интернет-стратегия, работа с онлайн-ресурсами, содержательный и организационный аспекты. Особенности работы в соцсетях и блогосфере. Мобилизация общественного мнения. Постправда и фейковые новости в политическом дискурсе. Политический имидж в интернете.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание.
  • неблокирующий Анализ кейса
    Анализ кейса (политическая рекламная кампания, политический имидж, интернет-сайт политика, политическая интернет-кампания). Для выполнения анализа кейса каждый студент самостоятельно выбирает кейс и представляет его анализ на семинаре в формате компьютерной презентации, дополненной устными комментариями. Временные рамки для выбора кейса: с 1996 г. по наст. время.
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
    Содержание вопросов и заданий письменной контрольной работы совпадает с содержанием разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Анализ кейса + 0.4 * Письменная контрольная работа + 0.3 * Практическое задание.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кузнецов, П.А. Политическая реклама. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П.А. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 127 с. - ISBN 978-5-238-01830-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028537
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А. - Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2013 - 348с. - ISBN: 978-5-7567-0542-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68827
  • Деркач А. А., Лаптев Л. Г. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 591с. - ISBN: 978-5-9916-3032-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskaya-psihologiya-425908
  • Соловьев А.И. - Политология: учебник для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 242с. - ISBN: 978-5-7567-0909-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97258
  • Чудинов А.П. - Политическая лингвистика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 255с. - ISBN: 978-5-89349-897-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109594