Бакалавриат
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Административно-правовое регулирование сферы коммуникаций
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Административно-правовое регулирование сферы коммуникаций» направлена на формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с пониманием и решением правовых вопросов в сфере рекламной деятельности. Учебный курс рассчитан на 1 модуль, содержит рекомендуемую литературу, а также необходимые для изучения нормативно-правовое акты. В качестве промежуточного контроля предполагается письменный тест, решение кейсов, деловая игра и письменный экзамен по пройденному материалу. За время обучения студент в том числе научится использовать и учитывать юридические возможности и ограничения при производстве, размещении, распространении коммерческой, политической и социальной рекламы, деятельности СМИ.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с пониманием и решением правовых вопросов в сфере рекламной деятельности
Планируемые результаты обучения
- Знает основные понятия и категории российского рекламного законодательства, порядок и механизмы регулирования рынка рекламных услуг в России и за рубежом
- Знает общие требования российского законодательства к регулированию рынка рекламных услуг, может оценить на корректность использование образов и текстовых сообщений в рекламных материалах, при наличии нарушений студент может указать на них, предложить варианты изменений.
- Знает общие и специальные требования российского законодательства к регулированию рынка рекламных услуг. Дает правовую оценку информационным и рекламным материалам, корректно перечисляет возможные варианты ответственности сторон и способов устранения нарушений (при наличии).
- Знает понятие, виды и механизмы регулирования спонсорской рекламы. Приводит примеры из правоприменительной практики. Корректно выявляет правонарушения и предлагает обоснованные способы их устранения.
- Знает понятия, виды и механизмы регулирования политической рекламы и предвыборной агитации. Знает законодательные акты, приводит примеры из правоприменительной практики по теме семинарского занятия. Корректно выявляет правонарушения и предлагает обоснованные способы их устранения.
- Знает основные правовые категории и государственно-правовые явления (темы 1—9).
- В рамках деловой игры в интерактивном формате проверяется знание и понимание студентом тем 1—11. Студент также демонстрирует знание законодательных актов, регулирующих коммуникационную сферу и рынок рекламных услуг, участвует в групповой дискуссии по предложенным кейсам.
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1. Российское рекламное законодательство (темы 1-2)Тема 1. Российское рекламное законодательство. Реклама: понятие, юридические признаки, виды. Предмет и система курса. Основные понятия. Рекламное право, как совокупность правовых норм конституционного, административного, гражданского и др. отраслей права, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы. Специфика рекламного законодательства. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в сфере регулирования рекламы. Международный кодекс рекламной деятельности. Федеральный закон от 13.03.2006 с послед изм. и доп. N 38-ФЗ "О рекламе". Реклама как правовое явление. Специфика понятия информации в различных науках. Понятие рекламы, признаки. Виды информации, не подпадающие под действие Федерального закона о рекламе. Виды рекламы. Общие требования к рекламе. Недобросовестная, недостоверная реклама. Тема 2. Правовой статус рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Правовой статус субъектов рекламной деятельности. Организационно-правовые формы субъектов рекламной деятельности. Права и обязанности субъектов рекламной деятельности. Ответственность субъектов рекламной деятельности.
- Блок 2. Общие требования к рекламе (тема 3)Тема 3. Общие требования к рекламе. Реклама алкогольной продукции. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, биологически активных добавок. Реклама основанных на риске игр и пари. Реклама финансовых услуг и ценных бумаг. Требования к содержанию рекламы; требования к средствам распространения рекламы; требования к рекламным акциям. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Контрреклама.
- Блок 3. Специальные требования к рекламе (тема 4)Тема 4. Специальные требования к рекламе в целях защиты несовершеннолетних. Требования к содержанию рекламы. Требования к средствам распространения рекламы. Требования к рекламным акциям. Понятие и классификация информационной продукции для несовершеннолетних. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе.
- Блок 4. Система регулирования и контроль в сфере рекламной деятельности (тема 5)Тема 5. Система регулирования и контроль в сфере рекламной деятельности. Государственное регулирование и контроль рекламной деятельности в Российской Федерации. Антимонопольные органы. Роль экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе. Налоговое регулирование. Международный кодекс рекламной практики и Российский рекламный кодекс. Саморегулирование в сфере рекламы в РФ. Принципы саморегулирования. Зарубежный опыт саморегулирования в сфере рекламной деятельности.
- Блок 5. Спонсорская реклама (тема 6)Тема 6. Спонсорская реклама. Понятие и содержание спонсорства. Спонсор. Спонсорская реклама, понятие и виды. Спортивное спонсорство: ограничения и возможности.
- Блок 6. Правовое регулирование политической рекламы и предвыборной агитации. Правовое регулирование социальной рекламы. Договоры. (темы 7-9)Тема 7. Правовое регулирование политической рекламы и предвыборной агитации. Политическая реклама как базовая правовая категория, выделяются ее признаки, типология и субъекты. Соотношение понятий «пропаганда», «политическая реклама», «информирование избирателей», «предвыборная агитация». Определяются законодательные требования к политической рекламе в Российской Федерации и за рубежом. Скрытая политическая реклама. Предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума как разновидность политической рекламы. Особенности правового регулирования предвыборных агитационных кампаний на ТВ и радио, в печатных изданиях, во время проведения публичных мероприятий. Специальные требования к созданию, выпуску и распространению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также к распространению результатов социологических исследований в рамках избирательной кампании. Правовые требования к средствам массовой информации и к журналистам при осуществлении информирования избирателей и проведении предвыборной агитации. Наиболее показательные избирательные споры в сфере предвыборной агитации. Тема 8. Правовое регулирование социальной рекламы: проблема общественного интереса и его экспертизы. Понятие, цели и признаки социальной рекламы. Типология социальной рекламы. Понятие благотворительной деятельности. Объекты и субъекты правоотношений в сфере социальной рекламы. Юридические возможности и ограничения при производстве, размещении, распространении социальной рекламы. Особенности правового регулирования социальной рекламы в России и за рубежом. Тема 9. Договоры в сфере рекламной деятельности. Понятия договора, сделки. Содержание договоров. Правовое регулирование договоров в сфере рекламы. Виды договоров. Порядок заключения, изменения, расторжения договоров. Договоры в сфере политической рекламы. Содержание договоров. Договор подряда. Договор возмездного оказания услуг. Договор безвозмездного оказания услуг. Договоры об использовании объектов авторского права и смежных прав в политической рекламе. Договоры в сфере социальной рекламы. Содержание договоров. Безвозмездные договоры. Договор пожертвования. Договоры для государственных нужд. Авторский договор о передаче исключительных прав. Авторский договор о передаче неисключительных прав. Авторский договор заказа. Служебные произведения. Условия авторского договора. Вознаграждение и (или) порядок его определения за каждый способ использования. Форма авторского договора.
- Блок 7. Договоры в сфере рекламной деятельности (Тема 9)Тема 9. Договоры в сфере рекламной деятельности. Понятия договора, сделки. Содержание договоров. Правовое регулирование договоров в сфере рекламы. Виды договоров. Порядок заключения, изменения, расторжения договоров. Договоры в сфере политической рекламы. Содержание договоров. Договор подряда. Договор возмездного оказания услуг. Договор безвозмездного оказания услуг. Договоры об использовании объектов авторского права и смежных прав в политической рекламе. Договоры в сфере социальной рекламы. Содержание договоров. Безвозмездные договоры. Договор пожертвования. Договоры для государственных нужд. Авторский договор о передаче исключительных прав. Авторский договор о передаче неисключительных прав. Авторский договор заказа. Служебные произведения. Условия авторского договора. Вознаграждение и (или) порядок его определения за каждый способ использования. Форма авторского договора.
- Блок 8. Правовое регулирование рекламы в зависимости от способов ее распространения (Темы 10-11)Тема 10. Правовое регулирование рекламы в зависимости от способов ее распространения. Реклама в кино и видеообслуживании. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи. Наружная реклама. Специальные правила телерекламы в детских и образовательных передачах. Требования к размещению спонсорской рекламы. Требования к размещению рекламы на транспортных средствах. Промо-акции. Продакт-плейсмент. Тема 11. Особенности правового регулирования размещения рекламных материалов в СМИ. Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и телепередачах. Правовое регулирование радиопрограммах и радиопередачах. Реклама в периодических печатных изданиях. Понятие периодического печатного издания. Законодательные требования к СМИ.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.196 * Аудиторная работа + 0.098 * Деловая игра + 0.147 * Контрольная работа + 0.049 * Письменная работа №3 + 0.51 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Богацкая, С. Г. Правовое регулирование рекламной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Г. Богацкая. - М.: Университетская книга, 2007. - 368 с. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98699-032-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468185
Рекомендуемая дополнительная литература
- Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике / Шарков Ф.И., - 3-е изд. - Москва :Дашков и К, 2016. - 336 с.: ISBN 978-5-394-00783-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/414955