Бакалавриат
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
Российская экономика
Статус:
Курс обязательный (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Гасс Татьяна Александровна,
Кузнецов Борис Викторович,
Орлова Юлия Александровна,
Пеникас Генрих Иозович,
Солнцев Сергей Андреевич,
Шагалов Игорь Львович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История экономических учений; Математическая статистика; Микроэкономика; Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: дать представления о современном состоянии российской экономики; сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения
- Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
- Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
- Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
- Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
- Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах
- Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
- Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса
- Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
- Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
- Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья..
- Формирование у слушателей понимания комплексности принимаемых решений на уровне государственной политики, необходимости оценки последствий регулирующих воздействий на социально-экономическую систему.
Содержание учебной дисциплины
- Экономическая история РоссииВ рамках данной темы слушателям лаются базовые факты из экономической истории России и особенности социально-экономического развития в период перехода к индустриальной экономике в рамках Российской империи (начиная с середины ХIX века) и в Советский период (1917-1990 гг.). Основной фокус лекций и семинарских занятий сделан на описания географических, исторических и институциональных факторов, формировавших экономическую структуру в эти периоды и влияющих на особенности построения в России рыночной экономики.
- Переход от планово-административной системы к рыночной экономикеРассматриваются причины и механизмы развития экономических дисбалансов и социальных противоречий в период позднего СССР, объективные предпосылки к отказу от плановой системы хозяйства, существовавшие альтернативные подходы к модернизации экономики. Особое внимание уделено программам рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века , положительным и отрицательным экстерналиям либерализации торговли, приватизации государственной собственности и т.д. Тема затрагивает два основных периода: период трансформационного спада, завершившегося кризисом 1998 г., и период восстановительного роста (1999-2008), вклюючая кризис 2009г.
- Современное состояние и тенденции в развитии экономики РоссииРассматриваются вопросы позиционирования России в мировой экономики, включая общий уровень экономического и социального развития, место и роль в мировой торговле. Тема включает также обсуждение таких проблем как механизмы и модели экономического роста, структуры экономики и роль структурных сдвигов в экономическом развитии, а также проблемы развития основных секторов экономики России, включая нефте-газовый сектор, обрабатывающую промышленности, сельской хозяйство и др.
- Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решенияЛекции и семинары в рамках темы посвящены проблематике поиска новой модели экономического роста, актуальным институциональным и экономическим вызовам для социально-экономического развития. Рассматриваются вопросы места и роли государства в современной экономике России, государственной экономической политики в условиях исчерпания прежних источников роста, нарастания геополитических противоречий.
- Социальные проблемы и экономический ростРассмотрены проблемы социальной структуры российского общества, вопросы социального неравенства, бедности, основные демографические тенденции. Основной акцент сделан на обсуждении основных характеристик, тенденции и проблемы в формировании человеческого капитала (здравоохранение, образование и др.), а также на обсуждении прошедших и/или обсуждаемых реформ в части социального развития. Обсуждение в рамках лекций и семинарских занятий сфокусировано на взаимосвязи процессов социального и экономического развития.
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- ЭкзаменПроводится в письменной форме и предполагает, что студент должен уметь полно отвечать на открытые вопросы, задаваемые в соответствии с содержанием основных и дополнительных источников литературы, которые используются в ходе освоения дисциплины «Российская экономика». Экзамен проводится на платформе LMS. За 10 минут до начала экзамена студентам необходимо проверить наличие доступа к LMS. В случае отсутствия доступа/проблем с доступом немедленно сообщить об этом преподавателю, ведущему семинары, по электронной почте1. Описание процедуры экзамена: До 12.00 13 июня 2020 г. каждый студент должен в папку «Обязательства» в Проекты LMS прикрепить фотографию листа, где им собственноручно написана следующая фраза: "Обязуюсь выполнять экзаменационную работу по курсу «Российская экономика» самостоятельно, не пользоваться помощью других людей и не оказывать помощь другим. За нарушение несу полную ответственность, вплоть до отчисления. Дата, ФИО, группа, подпись" В 12.10 13 июня 2020 г. в системе LMS в разделе Файлы открывается доступ к файлу со списком студентов и номерами назначенных каждому из них вариантов экзамена. Варианты экзамена будут доступны в разделе Тесты. На выполнение экзамена дается 80 минут. Ответы на вопросы экзамена оформляются в файл Word. Скан, фотография не допускаются. Таким образом, до 13.30 студент обязан прикрепить файл с ответами на вопросы экзамена в разделе Проекты в папку с номером своей группы (группы, с которой посещал семинары). Сдача ответов на вопросы экзамена после 13.30 штрафуется (минус 1 балл за каждые 5 минут опоздания). Формат экзамена: Экзамен состоит из 6 открытых вопросов, каждый из которых требует развернутого ответа (но не более 2500 знаков с пробелами). Каждый вопрос имеет вес 2 балла, за неполные ответы засчитываются неполный балл, кратный 0,25. Во время экзамена студент обязан соблюдать правила академической этики: запрещается подлог, списывание, заимствование идей без указания авторства и т.п. После экзамена работы будут проверены в системе Антиплагиат. В случае идентичных ответов у двух и более студентов баллы за ответ засчитываются только первому сдавшему, остальные студенты с идентичным ответом получают 0 баллов за ответ. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. В случае невозможности использования системы LMS по объективной причине студент обязан не позднее, чем до 12:00 четверга 11 июня сообщить преподавателю, ведущему семинары о проблеме. Отсутствие сообщений приравнивается к подтверждению работоспособности.