Бакалавриат
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Теория и практика русского литературного языка
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с теоретическими представлениями о русском литературном языке, систематизирует знания о русской речи, тренирует умения и формирует навыки редакторской и корректорской правки, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере журналистики.
Цель освоения дисциплины
- сформировать теоретические представления о русском литературном языке в его устной и письменной формах в соответствии с современными научными знаниями
- систематизировать, расширить знания о русской речи как реализации потенциала языковой системы в различных коммуникативных условиях
- создать навыки идентификации и нормативного использования основных фонетических, лексических и семантических и средств русского языка
- создать навыки использования профессиональных словарей, справочников, грамматик русского языка; современных электронных ресурсов по русскому языку
- развить навыки редакторской и корректорской правки
Планируемые результаты обучения
- имеет детализированное представление об основных признаках литературного языка, о нелитературных сферах, о региональных вариантах русского языка, о видах и источниках языковых норм, типах речевой культуры, о кодификации и государственной языковой политике, о толковых словарях и языковых корпусах
- знает основные принципы орфографии и особенности русской орфографии, историю русской графики и орфографических реформ
- выносит суждения о целесообразности орфографических реформ
- имеет представление о типах русского произношения, об орфоэпической норме, о требованиях к орфоэпии в радио- и телеречи, об особенностях русского ударения
- имеет понятие о структуре значения слова, внутренней форме слова, коннотациях, языковой картине мира
- определяет оценочную лексику и лексику с иными коннотациями
- находит синонимы и антонимы слов в заданном контексте, определяет различия синонимов
- различает антонимы и конверсивы, исправляет ошибки, вызванные смешением паронимов, различает омонимию и многозначность
- стилистически использует синонимы, антонимы, омонимы, многозначность
- иметь представление о структуре лексического значения, уметь определять метафору, метонимию
- иметь понятие о когнитивной функции метафоры и о значении метафоры в формировании языковой картины мира, об использовании метафоры в СМИ, о разновидностях публицистических метафор
- имеет представление о месте русского языка среди языков мира, его истории, причинах и особенностях формирования русского литературного языка, роли старославянского языка для развития русской письменности и культуры, о современных процессах в русском языке
- имеет представление об исконной лексике, об основных путях заимствования, основных языках-источниках заимствований, о фонетическом и грамматическом освоении заимствованного слова и о не до конца освоенной лексике, о проблеме избытка заимствований в языке и путях ее решения, о причинах заимствований
- имеет представление об основной стилистической шкале, о стилистической дифференциации русской лексики и синтаксических конструкций, о функционально- и экспрессивно-стилистических разрядах лексики
- различает стилистическую окраску слов и конструкций
- знает словообразовательные стилистические признаки
- находит стилистические синонимы
- имеет представление об активном и пассивном словарном запасе
- знает типы устаревших слов, опознает устаревшую лексику и грамматические формы, знает основные источники пополнения словарного запаса
- различает типы новообразований в языке
- имеет представление о структуре фразеологического фонда русского языка, различает идиомы и коллокации
- имеет представление о процессе возникновения фразеологизмов и об их источниках
- различает стилистическую окраску фразеологизмов, определяет лексическое значение фразеологизмов и находит синонимы
- знает основные способы переработки фразеологизмов, использующиеся в СМИ
- имеет представление о способах и моделях словообразования, об основных продуктивных и непродуктивных способах и моделях, о потенциальном и окказиональном словообразовании
- определяет способ и модель образования слова, определяет типичные потенциальные слова и окказионализмы
Содержание учебной дисциплины
- Русский литературный языкЛитературные и нелитературные пласты языка. Вариативность как важное свойство языка. Территориальные и социальные варианты. Региональные варианты русского языка. Понятие о диалектах. Понятие о жаргоне и просторечии. Коммуникативные варианты: вариативность речи в зависимости от ситуации общения. Понятие о норме. Разновидности нормы. Динамика нормы. Нормативные разновидности русского языка. Норма и правильность. Словари русского языка. Электронные ресурсы по русскому языку.
- Русская орфографияПринципы русской орфографии. Краткий экскурс в историю русской графики. Реформы графики и орфографии.
- Русское произношение и ударениеКраткий экскурс в историю русского литературного произношения. Старшая и младшая норма в произношении. Диалектные различия в произношении. Современная норма произношения и требования к произношению в радио- и телеречи. Основные особенности русского ударения. Акцентные типы.
- Понятие о лексикологии и о семантикеЛексическое значение, его структура. Коннотации. Оценка. Внутренняя форма слова. Языковая картина мира.
- Парадигматические отношения в лексикеСинонимия и антонимия. Конверсивы. Паронимы. Омонимы. Многозначность и омонимия.
- МногозначностьПрямое и переносное значение. Основные типы переноса значения: сужение значения, метонимия, метафора. Метафора как когнитивный механизм, как способ образования нового значения слова и как образное средство.
- Русский язык и его место среди языков мираИстория русского литературного языка. Языковые семьи и группы. Славянские языки. Русский язык в мире: русский как язык международного общения. Начало славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица. Первые литературные памятники. Разновидности литературного языка в Древней и средневековой Руси. Формирование русского литературного языка. Современные процессы в русском языке.
- Происхождение русской лексикиЗаимствованная и исконная лексика. Старославянизмы. Освоение заимствованного слова в языке. Проблема нормативно-стилистической оценки заимствований в языке. Общественное и государственное отношение к заимствованиям.
- Стилистическая дифференциация русской лексикиНейтральная лексика. Экспрессивная лексика. Функционально-стилистические разряды лексики. Стилистические синонимы.
- Старое и новое в лексикеПассивный и активный запас. Устаревшие и новые слова. Типы устаревших слов. Типы новых слов, способы их вхождения в язык. Стилистическая оценка и стилистические возможности устаревших и новых слов.
- Русская фразеологияТипы фразеологизмов. Источники русской фразеологии. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Использование фразеологии в СМИ.
- Русское словообразованиеПродуктивные и непродуктивные словообразовательные типы и модели. Потенциальное словообразование. Окказионализмы.
Элементы контроля
- работа на семинарах
- контрольное домашнее задание 1
- орфографический диктант
- контрольное домашнее задание 2
- итоговый доклад
- письменный экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * итоговый доклад + 0.15 * контрольное домашнее задание 1 + 0.15 * контрольное домашнее задание 2 + 0.1 * орфографический диктант + 0.4 * письменный экзамен + 0.1 * работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Голуб И. Б. - СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 484с. - ISBN: 978-5-534-07472-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilistika-russkogo-yazyka-433368