• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория и практика русского литературного языка

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Буйлова Надежда Николаевна, Жукова Светлана Юрьевна, Зибер Инна Арнольдовна, Тарасова Ксения Павловна, Тарасова Мария Алексеевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теории языка, основных особенностях его функционирования и эволюции, систематизирует знания об основных фонетических, лексических, семантических, словообразовательных нормах и средствах русского литературного языка, тренирует умения и формирует навыки составления грамотного и связного текста или устного выступления, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере медиакоммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать основы теории языка, основные особенности его функционирования и эволюции
  • знать статус и особенности литературной нормы и региональных, социальных и индивидуальных вариантов русского языка
  • знать основные фонетические, лексические, семантические, словообразовательные нормы и средства русского литературного языка
  • знать понятия, связанные с указанными аспектами лингвистического знания
  • уметь профессионально пользоваться словарями, корпусами текстов и электронными ресурсами, посвященными русскому языку
  • уметь выявлять явно и неявно выраженные смыслы, критично относиться к устным и письменным текстам
  • уметь составлять грамотный и связный текст или устное выступление
  • владеть лексическими, грамматическими, стилистическими нормами русского языка, навыками редактирования текста с использованием справочных электронных ресурсов и лингвистических корпусов
  • владеть базовыми навыками анализа основных особенностей лексики и грамматики, определения стандартных и нестандартных вариантов, оценки их допустимости для того или иного письменного или устного регистра русского языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использует понятия, связанные с функционированием языка и его вариантов
  • понимает и интерпретирует чужие устные и письменные тексты
  • анализирует воздействие текста и языковую игру
  • знает основы теории языка
  • знает основные понятия, связанные с литературной нормой и вариантами языка
  • использует понятия из области лингвистической прагматики
  • выявляет явно и неявно выраженные смыслы
  • владеет лексическими, грамматическими, стилистическими нормами русского языка, навыками редактирования текста с использованием справочных электронных ресурсов и лингвистических корпусов
  • владеет базовыми навыками анализа основных особенностей лексики и грамматики, определения стандартных и нестандартных вариантов, оценки их допустимости для того или иного письменного или устного регистра русского языка
  • знает основные понятия, связанные с лексической семантикой и стилистикой
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русский литературный язык, пласты и варианты языка
    Понятие современного русского литературного языка. Литературная норма, кодификация. Разговорная речь. Нелитературный язык: социальные и территориальные варианты языка, просторечие. Норма и узус, развитие языка, развитие нормы. Интернет-узус. Отношение к норме и нарушениям нормы. Норма и внутренние законы языка. Норма и экстралингвистические факторы (на примере обращений). Фиксация нормы и фиксация узуса: словари, справочные издания, лингвистические корпуса, Национальный корпус русского языка. Филология, риторика, культура речи, стилистика. Русский язык и его место среди языков мира. История русского литературного языка. Языковые семьи и группы. Славянские языки.
  • Лексика. Стилистика (начало)
    Понятие о лексикологии и о семантике. Лексическое значение, его структура. Коннотации. Оценка. Внутренняя форма слова. Парадигматические отношения в лексике: Синонимия и антонимия. Конверсивы. Паронимы. Омонимы. Многозначность и омонимия. Происхождение русской лексики. Заимствованная и исконная лексика. Старославянизмы. Освоение заимствованного слова в языке.
  • Лексика. Стилистика (продолжение)
    Стилистическая дифференциация русской лексики. Нейтральная лексика. Экспрессивная лексика. Функционально-стилистические разряды лексики. Стилистические синонимы. Старое и новое в лексике. Пассивный и активный запас. Устаревшие и новые слова. Типы устаревших слов. Типы новых слов, способы их вхождения в язык. Стилистическая оценка и стилистические возможности устаревших и новых слов. Русская фразеология. Типы фразеологизмов. Источники русской фразеологии. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Использование фразеологии в СМИ. Русской словообразование. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы и модели. Потенциальное словообразование. Окказионализмы.
  • Принципы эффективной коммуникации. Неявно выраженные смыслы. Метафора
    Принципы эффективной коммуникации: постулаты эффективной коммуникации Грайса; коммуникативная импликатура. Теория речевых актов. Косвенные речевые акты. Коммуникативная неудача. Неявно выраженные смыслы. Пресуппозиция и её выявление; ложная пресуппозиция; навязывание пресуппозиции. Анализ коммуникативных неудач. Языковая игра. Прямое и переносное значение. Основные типы переноса значения: сужение значения, метонимия, метафора. Метафора, её особенности и функции, метафорическое осмысление мира, политическая метафорика. Метафора как когнитивный механизм, как способ образования нового значения слова и как образное средство. Понятие о языковой картине мира.
  • Практика письменной речи: грамматика, стилистика
    Лексическая сочетаемость. Употребление деепричастий. Смысловая и словобразовательная избыточность. Устаревшая лексика. Управление глагола. Анафора. Коннекторы. Лёгкие глаголы. Компаративы. Падежные роли. Интенсификаторы. Придаточные предложения. Предикатные имена. Однородность. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий проверочная работа
  • неблокирующий терминологический диктант
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен подлежит пересдаче в период пересдач по сформированному для экзамена списку вопросов и заданий
  • неблокирующий домашнее задание 2
    Домашние задания принимаются по электронной почте до начала сессии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * домашнее задание 1 + 0.15 * домашнее задание 2 + 0.15 * проверочная работа + 0.15 * терминологический диктант + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Басовская Е. Н. - СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 211с. - ISBN: 978-5-534-06922-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilistika-i-literaturnoe-redaktirovanie-441149

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голуб И. Б. - СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 484с. - ISBN: 978-5-534-07472-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/stilistika-russkogo-yazyka-433368