Бакалавриат
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Научно-исследовательский семинар "Прикладная социоэкономика и маркетинговые исследования"
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Алексахина Наталья Алексеевна,
Карачаровский Владимир Владимирович,
Шабанова Марина Андриановна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар готовит студентов к самостоятельной исследовательской работе в области прикладной социоэкономики и маркетинговых исследований. Семинар предполагает активную самостоятельную работу студентов: чтение и анализ научных статей, разбор кейсов, работу с разными информационными базами и др. Требования к основным элементам исследовательского проекта закрепляются в ходе работы над самостоятельными проектами в рамках мини-групп. Проекты ВКР студентов обсуждаются всеми слушателями семинара, включая одновременное участие двух преподавателей.
Цель освоения дисциплины
- Формирование систематизированного представления о современных направлениях и типах социоэкономических исследований
- Выбор предметного поля и обоснование предполагаемой темы дипломного исследования студента
- Овладение основными навыками научного поиска (работа с библиотечными базами, знакомство с основными базами статистических данных в изучаемой области, открытыми архивами данных выборочных социально-экономических исследований и др.)
- Освоение навыков презентации исследовательских проектов, оппонирования, ведения дискуссии.
Планируемые результаты обучения
- 1. Знать основные направления и типы современных социоэкономических исследований, ключевые критерии качества, предъявляемые к исследованиям в этой области, используемые методы
- 2. • Уметь критически осмысливать научные статьи в данной области, оппонировать авторам/докладчикам, вести дискуссию
- 3. Иметь способность к постановке и обоснованию целей проекта, исследовательской проблемы, практической и научной актуальности, разработке теоретической схемы предмета исследования.
- 4. Уметь работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач. Уметь выбирать адекватные методы анализа собранных данных.
- 1. Знать критерии качества и методы сбора информации в маркетинговых исследованиях
- 2. Уметь самостоятельно разрабатывать инструментарий для маркетингового исследования.
- 1. Способность к презентации и защите результатов аналитической и исследовательской деятельности
- 2. Способность свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию
Содержание учебной дисциплины
- 1. Прикладное социоэкономическое исследование: разработка исследовательского проекта1. Социоэкономическое исследование: критерии качества, типы, основные направления. Разбор конкретных примеров (Шабанова М.А.). 2. Разработка исследовательского проекта. Основные элементы и связи между ними (Шабанова М.А.). (а) Общие требования к выпускным квалификационным работам по направлению «Прикладная социоэкономика и маркетинговые исследования». Типичные трудности в работе над исследовательскими проектами, отражающиеся на их качестве. Выбор темы и характеристика области исследования. Критерии качества формулировки темы. : Формулировка цели исследования. Роль точной формулировки цели во всей организации исследования. Критерии качества выдвигаемой цели. Обобщение и разбор типичных ошибок. (b) Описание исследовательской проблемы: обоснование практической и научной актуальности исследования. Критерии убедительного обоснования социально-экономической актуальности исследования. Обобщение и разбор типичных ошибок. Обоснование научной актуальности выдвинутой цели. Обобщение и разбор типичных ошибок . (с). Исходная теоретическая схема предмета исследования. Язык теоретической схемы. Содержание и определение основных понятий. Частные задачи и гипотезы. Ограничения, лежащие в основе теоретической схемы, и обоснование их правомерности. Критерии хорошо построенной теоретической схемы. Использование теоретической предмета исследования для построения системы частных задач. Обобщение и разбор типичных ошибок. Формулировка гипотез исследования. Основные требования к гипотезе в методологии науки. (d). Характеристика информационной базы, методов сбора и анализа данных. Операционализация теоретической схемы: индикаторы и показатели. Основные шаги и примеры операционализации понятий. Характеристика основных источников информации, используемых в исследовании. Обоснование необходимости и достаточности имеющейся информации научным задачам. Характеристика эмпирического объекта исследования. Оценка репрезентативности выборки. Доказательство соответствия эмпирического объекта цели и задачам исследования. Обоснование методов сбора и анализа данных. Доказательство адекватности избираемых методов обработки данных содержанию задач и качеству информационной базы исследования. Обобщение и разбор наиболее типичных ошибок в представлении методических основ исследовательских проектов. 3. Статистические базы данных. Архивы данных выборочных социально-экономических исследований (Карачаровский В.В.) Знакомство с доступными базами статистических данных, данными открытого архива социально-экономических исследований, Среди: база данных Росстата (http://www.gks.ru), ЕАЭСД (http://sophist.hse.ru), СПАРК (http://spark.interfax.ru), FIRA (http://www.fira.ru), GMID (http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm#GMID), OECD (http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm#OECD), Всемирного банка (http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm#WorldBank), а также данные специализированных исследований.
- 2. Методы сбора и анализа данных в маркетинговых исследованияхМаркетинговое исследование (Мареева С.В.) Знакомство с методами сбора информации в маркетинговых исследованиях. «Качественный» и «количественный» подходы к получению информации. «Количественные» методы в маркетинговых исследованиях: возможности и ограничения. Формализованное интервью: особенности применения; специфика различных схем реализации метода. Проблемы измерения, возникающие в исследованиях. Понятие уровня измерения и шкалирования. Классификация шкал. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Функции вопроса. Критерии оценки вопроса. Требования к словесной формулировке вопроса. Виды вопросов. Способы задания вопросов на деликатные темы. Особенности формулировки «сенситивных» вопросов. Общий вид и структура анкеты. Порядок вопросов в анкете. Построение блоков вопросов. Методы анализа данных количественных исследований. Корреляционный анализ. Применение кластерного и факторного анализа, интерпретация результатов. Регрессионные модели. Использование фиктивных переменных. Логит-модели. Интерпретация результатов. «Качественные» методы в маркетинговых исследованиях: возможности и ограничения. Фокус-группы и глубинные интервью: сравнительная характеристика. Неформализованное интервью. Экспертные интервью. Разбор ряда маркетинговых исследований, проводившихся в России в последние годы: «Определение оптимального позиционирования нового финансового журнала», «Определение эффективных методов продвижения биржевого индекса», «Тестирование Интернет-портала для российского малого и среднего бизнеса», «Оценка качества туристского продукта г.Москвы», «Определение сегментации пользователей ноутбуков в России», «Исследование энергопотребления и энергоэффективности ряда отраслей промышленности и выявление потребности в их финансировании». Методы анализа данных рассматриваются с использованиями массивов данных RLMS, исследовательской компании «ИНСОМАР», ИС РАН, ISSP.
- 3. Презентация исследовательского проекта(а) Презентация исследовательского проекта мини-групп. Основные элементы и типичные ошибки (В.В. Карачаровский, М.А.Шабанова). Студенты делают презентации результатов исследовательских проектов, реализованных ими в мини-группах. Другие мини-группы и преподаватели высказывают критические соображения. (в) Дипломные проекты студентов: презентации и обсуждения Основная часть времени в 3-м модуле – обсуждение дипломных проектов студентов. В течение модуля каждый должен выступить с характеристикой основных элементов своего дипломного проекта. Остальные студенты задают вопросы, рецензируют проекты и дают советы друг другу. Кроме того, закрепляются навыки ясного объяснения своей точки зрения, ответов на вопросы, публичной защиты, ведения дискуссии и др.
Элементы контроля
- Активность на семинарахПосещение семинара, вопросы докладчику, участие в дискуссиях, разборе типичных ошибок, кейсов
- Презентация результатов исследования в мини-группеДоклад на 15-20 мин. с презентацией
- Доклад по теме дипломного исследованияДоклад на 15-20 мин. с презентацией
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)ОН= 0,2*ОС (модули 1 и 2)+ 0,2*ОС(модуль 3). + 0,3* ОППГ + 0,3*Опроект ВКР
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих) : учеб. пособие для вузов, Шабанова, М. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hal R. Varian. (2016). How to Build an Economic Model in Your Spare Time. The American Economist, (1), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sae.amerec.v61y2016i1p81.90
- Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах : учеб. пособие / П.С. Завьялов. — Москва : ИНФРА-М, 2014. — 336 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа https://new.znanium.com/]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/913(www.doi.org). - ISBN 978-5-16-006289-1 (print); ISBN 978-5-16-100274-2 (online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/434699
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Тюрин Д. В. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-9916-4561-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-426329