Магистратура
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Научно-исследовательский семинар
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом)
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ганжа Анна Геннадиевна,
Гусейнов Гасан Чингизович,
Иванова Юлия Владимировна,
Савельева Ирина Максимовна,
Чечович Светлана
Прогр. обучения:
Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
Целью Научно-исследовательского семинара на 2 курсе магистерской программы является развитие (на примере избранных актуальных проблем историко-культурологического знания) способностей к постановке и анализу научных проблем, связанных с актуальными проблемами социально-гуманитарного знания, навыков научно-исследовательской работы и академического письма.
Цель освоения дисциплины
- Целью Научно-исследовательского семинара на 2 курсе магистерской программы является развитие (на примере избранных актуальных проблем историко-культурологического знания) способностей к постановке и анализу научных проблем, связанных с актуальными проблемами социально-гуманитарного знания, навыков научно-исследовательской работы и академического письма.
Планируемые результаты обучения
- знает основные этапы реализации научно-исследовательского проекта
- владеет навыками анализа современного состояния проблемного поля современной культурологии;
- владеет методами решения задач в рамках поставленной цели научно-исследовательского проекта;
- умеет анализировать актуальность, степень научной значимости и новизны поставленной проблемы в контексте современных направлени социально-гуманитарного знания
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Работа над магистерской диссертацией: основные этапы и их содержаниеФормулировка проблемы и гипотезы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Формулировка цели. Определение задач исследова-ния, соответствующих поставленной цели. Определение понятийного аппа- рата исследования. Работа с терминологией. Выделение разделов и подраз-делов работы в соответствии с логикой исследования. Формулировка выво-дов. Проблема презентации результатов. Публичная полемика и защита ос-новных тезисов и положений, выносимых на защиту.
- Тема 2. Проблемное поле современной культурологииКультурология в системе современного научного знания. Культурология и culturlal studies. Методологические «повороты» в социально-гуманитарных науках рубежа ХХ-XXI вв., формирование новых проблемных полей. Меж-дисциплинарность и трансдисциплинарность. Кризис традиционных дисци-плинарных границ. Выделение новых объектов исследования. Особенности выбора исследовательского инструментария для изучения новых объектов и проблем.
- Тема 3. Культуральная история в системе современного социально-гуманитарного знанияОт традиционной культурной истории к new cultural history. Культурные практики как новые объекты социально-гуманитарного анализа. Поиск путей интеграции «объективистских» и «субъективистских» подходов. Хабитус и структурация как исследовательские инструменты: эвристический потенциал концепций. Основные направления и представители культурной истории и new cultural history. Анализ ключевых текстов.
- Тема 4. Историческое сознание. Память и репрезентация в культуре.Инерция прошлого в культуре и ее концептуализация. Предрассудок, тра-диция, наследие, историческое сознание, память культуры. Источники фор-мирования исторического сознания. Кейс: историческое сознание амери-канцев. Формы присутствия прошлого в настоящем. Функции прошлого. Кейс: античность в европейской культуре. Античные мотивы в русской поэ-зии ХХ в. Формы репрезентации власти и культурная память. Кейс: россий-ский имперский ритуал. Память, власть и идентичность в культуре. Кейс: польская историография и польская национальная идентичность периода разделов.
- Тема 1. Работа над магистерской диссертацией: основные этапы и их содержание
- Тема 2. Проблемное поле современной культурологии
- Тема 3. Культурная история в системе современного социально-гуманитарного знания
- Тема 4. Историческое сознание. Память и репрезентация в культуре. Проблематика интеллектуальной истории.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Ответы на семинаре + 0.4 * Презентация собственного исследования + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A companion to cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook // ed. by Astrid Erll, Ansgar Nünning, Sara Young. Berlin, New York: De Gruyter, 2008.
- Burke, P. (2018). What Is Cultural History? (Vol. 3rd edition). Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204994
- Kansteiner, W. (2002). Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. History & Theory, 41(2), 179. https://doi.org/10.1111/0018-2656.00198
- Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
- Solomon Volkov. (2010). St Petersburg : A Cultural History. [N.p.]: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1974378
- Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789
- Алефиренко Н.Ф., ГолованеваМ.А., Озерова Е.Г. - Текст и дискурс: учебное пособие для магистратов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-9765-1040-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115831
- История гуманитарных наук, Смит Р., Носов Д.М., 2008
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Умберто Эко. (n.d.). Метафора, словарь и энциклопедия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmetafora-slovar-i-entsiklopediya
- Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (обложка) ISBN 978-5-16-005796-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356848