Магистратура
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Психолингвистика и психолингвистические методы изучения политического дискурса
Статус:
Курс по выбору (Политическая лингвистика)
Направление:
45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Политическая лингвистика
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на формирование у студентов, обучающихся по магистерской программе «Политическая лингвистика» фундаментальных и прикладных знаний по психолингвистике – науке, изучающей процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Теоретическая часть, проводимая в форме лекций, знакомит студентов с основными отечественными и зарубежными концепциями в области психолингвистики и возможностями их применения для изучения различных типов дискурса. Практическая часть курса интегрирована в лекции в форме дискуссий и докладов студентов. В результате освоения дисциплины студент знакомится с основные понятия современной психолингвистики, этапами возникновения и становления психолингвистики, с основами психолингвистические школы и спецификой психолингвистического подхода к анализу языковых явлений и изучения языка как достояния человека. Студенты в итоге овладевают навыками наблюдения за процессами речевой коммуникации в различных ситуациях и проведения психолингвистических исследований в процессе анализа политической реальности. В процессе освоения учебного материала студенты учатся использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области политики, учитывать особенности языковой личности и положения теории речевой деятельности при анализе современных политических технологий и методы современной психолингвистики при проведении психолингвистических исследований.
Цель освоения дисциплины
- Освоения дисциплины «Психолингвистические методы исследования политического дискурса» является представление методов психолингвистики - науки, изучающей язык и речь как познавательные процессы, в политическом дискурсе.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными понятиями современной психолингвистики; знаком с основными п/л школами
- Владеет навыками наблюдения за процессами речевой коммуникации в различных ситуациях;
- Владеет навыками проведения психолингвистических исследований в процессе
- Умеет пользоваться методами современной психолингвистики при проведении
- Умеет использовать систематизированные
- Владеет современными методами дискурс анализа. Учитывает особенности и положения теории РД
- Знает специфику психолингвистического подхода к анализу языковых явлений; специфику изучения
Содержание учебной дисциплины
- Проблемы психолингвистики: языковая личность, этнопсихолингвистика, гендерные исследованияПонятие языковой (речевой / коммуникативной) личности. Структура языковой личности, ее уровни. Направления исследования языковой личности. Языковая личность в прикладных политических исследованиях. Язык и культура. Национально-культурная специфика слов. Билигвизм. Современные гендерные исследования о реализации власти на уровне языка.
- Текст как объект психолингвистикиПроизводство текстов. Включённость текста в неречевую деятельность. Свойства текста. Восприятие текста. Текст и политическая деятельность.
- Психолингвистика – наука о речевой деятельности. История психолингвистикиВозникновение, объект, предмет и задачи психолингвистики. Ассоцианистское направление (50-е г.). Трансформационистское направление (60-е г.). Становление советской психолингвистики. Тенденции развития психолингвистики в 70-80-е годы. Современная когнитивная психология и развитие психолингвистики. Ресурсы психолингвистики для прикладных исследований в области политики.
- Эксперимент в психолингвистикеРоль эксперимента в психолингвистике. Прямой (свободный) ассоциативный эксперимент. Парный ассоциативный эксперимент. Направленный ассоциативный эксперимент. Цепной ассоциативный эксперимент
- Классические методы психолингвистического анализа речи.Построение семантических пространств (семантический дифференциа, субъективное шкалирование, ТРР). Семантический дифференциал. Субъективное шкалирования. Семантические пространства (на материале политического дискурса). Техника личностных конструктов Дж. Келли
- Логико-психологический анализ текста. Методики проведения контент- и интент- анализаМетодика оценки смыслосодержательной стороны текста. Денотативный подход к анализу текста. Анализ коммуникативного аспекта текста. Методика проведения контент-анализа (качественного и количественного). Методика проведения интент-анализа. Методика «встречного текста» при изучении комментирования интернет-сообщений.
- Компьютерные программы психолингвистического анализаЗарубежные и российские программы психолингвистического анализа текста.
- Современные методы дискурс-анализаМетод дискурс-анализа Лакло и Муфф. Метод анализа дискурса Н. Фэркло. Метод исследования дискурса в дискурсивной психологии. Комбинированный подход к эмпирическому исследованию Л. Филлипс и М.В. Йоргенсен (на материале политического дискурса). Конверсационный анализ.
Элементы контроля
- коллоквииум, тесты
- презентации
- Активность
- Экзамен"Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи."
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Активность + 0.2 * коллоквииум, тесты + 0.2 * презентации + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566
- Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат: Монография / Репина Е.А., Шкуратов В.А., Белянин В.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 90 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-005215-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/537963
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психолингвистические параметры политического текста: (на материале программых и агитационных текстов различных политических партий конца 90-х гг. XXв.) / Е.А. Репина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 20 с.: 60x90 1/16. (e-book) ISBN 978-5-16-012007-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/320809