• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Психолингвистика и психолингвистические методы изучения политического дискурса

Статус: Курс по выбору (Политическая лингвистика)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Меркулова Эдита Николаевна, Соснин Алексей Владимирович
Прогр. обучения: Политическая лингвистика
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование у студентов, обучающихся по магистерской программе «Политическая лингвистика» фундаментальных и прикладных знаний по психолингвистике – науке, изучающей процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Теоретическая часть, проводимая в форме лекций, знакомит студентов с основными отечественными и зарубежными концепциями в области психолингвистики и возможностями их применения для изучения различных типов дискурса. Практическая часть курса интегрирована в лекции в форме дискуссий и докладов студентов. В результате освоения дисциплины студент знакомится с основные понятия современной психолингвистики, этапами возникновения и становления психолингвистики, с основами психолингвистические школы и спецификой психолингвистического подхода к анализу языковых явлений и изучения языка как достояния человека. Студенты в итоге овладевают навыками наблюдения за процессами речевой коммуникации в различных ситуациях и проведения психолингвистических исследований в процессе анализа политической реальности. В процессе освоения учебного материала студенты учатся использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области политики, учитывать особенности языковой личности и положения теории речевой деятельности при анализе современных политических технологий и методы современной психолингвистики при проведении психолингвистических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоения дисциплины «Психолингвистические методы исследования политического дискурса» является представление методов психолингвистики - науки, изучающей язык и речь как познавательные процессы, в политическом дискурсе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными понятиями современной психолингвистики; знаком с основными п/л школами
  • Владеет навыками наблюдения за процессами речевой коммуникации в различных ситуациях;
  • Владеет навыками проведения психолингвистических исследований в процессе
  • Умеет пользоваться методами современной психолингвистики при проведении
  • Умеет использовать систематизированные
  • Владеет современными методами дискурс анализа. Учитывает особенности и положения теории РД
  • Знает специфику психолингвистического подхода к анализу языковых явлений; специфику изучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы психолингвистики: языковая личность, этнопсихолингвистика, гендерные исследования
    Понятие языковой (речевой / коммуникативной) личности. Структура языковой личности, ее уровни. Направления исследования языковой личности. Языковая личность в прикладных политических исследованиях. Язык и культура. Национально-культурная специфика слов. Билигвизм. Современные гендерные исследования о реализации власти на уровне языка.
  • Текст как объект психолингвистики
    Производство текстов. Включённость текста в неречевую деятельность. Свойства текста. Восприятие текста. Текст и политическая деятельность.
  • Психолингвистика – наука о речевой деятельности. История психолингвистики
    Возникновение, объект, предмет и задачи психолингвистики. Ассоцианистское направление (50-е г.). Трансформационистское направление (60-е г.). Становление советской психолингвистики. Тенденции развития психолингвистики в 70-80-е годы. Современная когнитивная психология и развитие психолингвистики. Ресурсы психолингвистики для прикладных исследований в области политики.
  • Эксперимент в психолингвистике
    Роль эксперимента в психолингвистике. Прямой (свободный) ассоциативный эксперимент. Парный ассоциативный эксперимент. Направленный ассоциативный эксперимент. Цепной ассоциативный эксперимент
  • Классические методы психолингвистического анализа речи.
    Построение семантических пространств (семантический дифференциа, субъективное шкалирование, ТРР). Семантический дифференциал. Субъективное шкалирования. Семантические пространства (на материале политического дискурса). Техника личностных конструктов Дж. Келли
  • Логико-психологический анализ текста. Методики проведения контент- и интент- анализа
    Методика оценки смыслосодержательной стороны текста. Денотативный подход к анализу текста. Анализ коммуникативного аспекта текста. Методика проведения контент-анализа (качественного и количественного). Методика проведения интент-анализа. Методика «встречного текста» при изучении комментирования интернет-сообщений.
  • Компьютерные программы психолингвистического анализа
    Зарубежные и российские программы психолингвистического анализа текста.
  • Современные методы дискурс-анализа
    Метод дискурс-анализа Лакло и Муфф. Метод анализа дискурса Н. Фэркло. Метод исследования дискурса в дискурсивной психологии. Комбинированный подход к эмпирическому исследованию Л. Филлипс и М.В. Йоргенсен (на материале политического дискурса). Конверсационный анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий коллоквииум, тесты
  • неблокирующий презентации
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Экзамен
    "Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи."
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность + 0.2 * коллоквииум, тесты + 0.2 * презентации + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глухов В. П. - ПСИХОЛИНГВИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 361с. - ISBN: 978-5-534-00480-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psiholingvistika-433566
  • Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат: Монография / Репина Е.А., Шкуратов В.А., Белянин В.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 90 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-005215-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/537963

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психолингвистические параметры политического текста: (на материале программых и агитационных текстов различных политических партий конца 90-х гг. XXв.) / Е.А. Репина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 20 с.: 60x90 1/16. (e-book) ISBN 978-5-16-012007-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/320809