Бакалавриат
2019/2020![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бурда Егор Дмитриевич,
Волкова Ирина Олеговна,
Гаврикова Елизавета Владимировна,
Саидов Зокиржон Баходурович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией,̆ функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их использовать для решения задач развития компании
- Владеет инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования;
- Определяет виды и ценности ресурсов и компетенций и используют их при проведении VRIS анализа ресурсов компании
- Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
- Определяет типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес стратегий и используют их при разработке стратегических решений
- Знает как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура влияют на внедрение стратегии и используют их для изменения стратегии и бизнес-модели компании
- Приводит примеры стратегий в различных отраслях, объясняет выбор ими бизнес-модели и формирует предложения по разработке и стратегии компании на различных уровнях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджментПредпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной̆ дисциплины. Школы стратегий. Стратегическое и оперативное управление. Стратегические решения: сущность и особенности.
- Тема 2. Стратегическое направление развития организации: целевые установкиФормирование стратегического видения, миссии и целевых показателей̆. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Стейкхолдеры и целеполагание. Методологические основы формирования целей̆ деловой̆ организации. Виды целей̆ и их приоритетность. SMART – принцип
- Тема 3. Внешняя среда компании: определение возможностей̆ и угрозЦели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней̆ среды компании. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный̆ анализ отрасли на основе модели М. Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной̆ борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли
- Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегииКонкурентные преимущества: сущность и взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Понятие «Конкурентоспособность». Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Теория конкурентных преимуществ. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ
- Тема 5. Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды фирмыЦели, принципы и методы анализа внутренней̆ среды фирмы. Методы и источники при обретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект разнообразия, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ
- Тема 6. Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ компанииБазовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной̆ компании. Оценка инвестиционной̆ привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный̆ анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода
- Тема 7. Корпоративные и конкурентные стратегииВыстраивание стратегической̆ пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы
- Тема 8. Инновационные стратегииРоль инноваций в системе целей стратегического менеджмента. Роль «экономики знаний» формировании и достижении инновационных технологий бизнеса. Предпринимательство и инновационные возможности. Стратегическая гибкость и инновации. Стратегия как эффективная адаптация к внешней среде через общекорпоративное «научение». Стратегия «голубых океанов». От «открытой организации» к «организации без границ»
- Тема 9. Определение и выбор стратегических альтернативФормулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И. Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня
- Тема 10. Реализация стратегии: управление организационными изменениямиЭтапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной̆ культуры. Стратегический̆ контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий̆ фактор, источники и сила сопротивления, управление со противлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
Элементы контроля
- Контрольные тестыТесты проводятся как по теоретическому материалу, так и по изученным академическим публикациям. Время проведения тестирования – 1-2 модуль
- Групповой кейс (в формате ГИА)Кейс – ситуация или практический пример из бизнеса, где рассматривается конкретная проблемная ситуация, требующая анализа и принятия решения. Выполнение кейсов осуществляется в групповом режиме и оценивается по критериям полноты и аргументированности разработанных вариантов решения ситуации. Кейсы выполняются студентами в рамках практических занятий по курсу. В каждой группе формируется несколько команд студентов (по 3-4 человека), которые в формате презентации представляют свой вариант решения. Время проведения – 3 модуль.
- Экзамен-2Выполняется студентом письменно и индивидуально в формате индивидуального кейса ГИА в рамках экзаменационной сессии 3 модуля
- Домашнее задание «Оценка компании»В течение 1-2 модуля каждая группа в командах из 3-4 человек проводит стратегическое диагностирование выбранной компании (одна студенческая группа – одна компания). В конце 2 модуля студенческая группа готовит итоговую презентацию и представляет ее в рамках бизнес-практикума
- Экзамен -1Проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы.
- «Мини» консалтинговый проектВыполняется в рамках проектной мастерской компании KPMG. Студенты выполняют проект по реальному заданию компании на консалтинговые услуги, под руководством консультантов KPMG, представителей компании и преподавателей ВШЭ. Защита консалтинговых проектов проводится в середине 3 модуля.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * «Мини» консалтинговый проект + 0.1 * Групповой кейс (в формате ГИА) + 0.1 * Домашнее задание «Оценка компании» + 0.1 * Контрольные тесты + 0.3 * Экзамен -1 + 0.15 * Экзамен-2
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * «Мини» консалтинговый проект + 0.1 * Групповой кейс (в формате ГИА) + 0.1 * Домашнее задание «Оценка компании» + 0.1 * Контрольные тесты + 0.3 * Экзамен -1 + 0.15 * Экзамен-2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Учебное пособие / Портер М.Е., Калинина Е.Ю., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 715 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5727-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/615259
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
- Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд III. - Пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, IRWIN, 2000. - 412 с. - ISBN 5-16-000166-2 (русск.), ISBN 0-256-11240-1 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453177
Рекомендуемая дополнительная литература
- Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг, Г., 2000