• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История Японии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 136

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса заключается в том, чтобы познакомить студентов с ходом исторического процесса на всем его протяжении (начиная от археологических свидетельств и до настоящего дня). История Японии рассматривается с учетом мирового исторического процесса. Особое внимание уделяется особенностям политического и институционального процесса, эволюции социальной структуры и хозяйственных отношений в их связи с духовной культурой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний о ходе исторического процесса на территории современной Японии от первых археологических свидетельств пребывания человека на Японском архипелаге до 1185 г. (конец периода Хэйан)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь охарактеризовать географические условия японского архипелага в древности, их влияния на историко-культурный процесс; знать особенности японской периодизации истории; знание основных календарных систем, применявшихся в Японии.
  • умение охарактеризовать важнейшие особенности периода яёй; уметь дать оценку роли мигрантов в складывании культуры яёй;
  • умение охарактеризовать основные особенности курганного периода; знать основные историографические трактовки проблемы Яматай; уметь охарактеризовать основные источники по курганному периоду; знать основные этапы и особенности формирования раннеяпонского государства.
  • уметь охарактеризовать основные эпиграфические и нарративные источники по истории древней Японии.
  • уметь охарактеризовать законодательные своды «Тайхорё» и «Ёрорё»; знать структуру и особенности функционирования государственного аппарата; знать основные функции японского императора и соотношение местных и континентальных представлений о верховной власти; знать основные события политической истории эпохи Нара.
  • уметь охарактеризовать представления о времени и пространстве; знать главные мифы японской мифологии; уметь дать характеристику основных синтоистских ритуалов; знать основные синтоистские святилища и особенности организации храмового пространства.
  • уметь охарактеризовать особенности взаимоотношений Японии с континентом в периоды Асука и Нара; знать основные цели, состав и значение японских посольств на континент.
  • уметь охарактеризовать важнейшие источники по периоду Хэйан; знать хронологию и общие особенности периода; знать важнейшие методы анализа средневековых источников.
  • уметь выделить причины переноса столицы в Хэйан; знать особенности административного и экономического функционирования столицы Хэйан; уметь охарактеризовать основные культурно-исторические изменения периода.
  • уметь дать общую характеристику социальной структуре периода Хэйан; знать особенности функционирования центра и периферии; уметь охарактеризовать особенности поместий сёэн и их эволюцию.
  • уметь дать общую характеристику политической культуры периода Хэйан; уметь охарактеризовать традицию отречений от трона в японской политической культуре и причины возникновения системы инсэй.
  • уметь выделить и проанализировать причины распада системы «рицурё»; знать особенности соотношения конфуцианства, буддизма и синто в рамках официальной идеологии.
  • уметь охарактеризовать основные письменные и изобразительные источники; уметь охарактеризовать значение создания слоговой азбуки и ее роль в развитии литературы; знать особенности функционирования китаеязычных и японских текстов в культуре; уметь охарактеризовать традицию составления императорских поэтических антологий; знать основные жанры художественной литературы и главные литературные произведения; уметь охарактеризовать живопись ямато-э и особенности ее бытования.
  • уметь охарактеризовать основные буддийские школы в Японии эпохи Хэйан; уметь охарактеризовать процесс синкретизма синто и буддизма; знать особенности независимых от Китая религиозных школ.
  • уметь охарактеризовать основные особенности официальных контактов Японии с континентальными странами; уметь выделить и проанализировать причины сворачивания внешних контактов и последствия такой политики.
  • уметь охарактеризовать основные особенности японских исторических хроник; знать основные особенности возникновения собственной исторической школы и основные исторические сочинения.
  • уметь охарактеризовать самурайство как особую социальную группу; знать особенности организации вооруженных сил; уметь охарактеризовать процесс формирования самурайства как отдельного сословия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: основное содержание курса. Периодизация. Географические особенности архипелага
    Структура курса «История Японии в древности», его цели и задачи. Периодизация истории Японии. Основные периоды и их соотнесенность с европейской историей. Системы летоисчисления. Девизы правления (нэнго), 60-летний цикл. Лунный календарь. Введение в Японии солнечного календаря. Географические особенности Японского архипелага: суша и море. Климат. Природные ресурсы. Способы хозяйственной адаптации человека и их воздействие на стиль жизни, исторический процесс и национальную психологию. Роль растениеводства (рисосеяния), рыболовства и животноводства в хозяйственном комплексе. «Восточная» и «Западная» Япония. Внешний фактор в истории Японии.
  • Палеолит и период Дзёмон (неолит)
    Палеолит на японском архипелаге. История исследований, региональные особенности, география. Случай Фудзимура, 2000 г. Период дзёмон (неолит). Хронология. Хозяйственные занятия (собирательство, охота, рыболовство), их диверсификация. Региональные отличия. Появление зачатков земледелия. Орудия труда, типы керамики. Стоянки и их географическое распределение. Жилища. Проблема оседлости. Хозяйственный и демографический кризисы. Формирование религиозных представлений.
  • Период яёй (бронзово-железный век)
    Период яёй (бронзово-железный век). Культура яёй: население, хозяйственные занятия, стиль жизни. Миграционные потоки, роль переселенцев с материка в формировании хозяйственно-культурного уклада. Проблема этногенеза японцев. Переход к производящему типу хозяйствования. Формирование хозяйственного уклада, основанного на заливном рисосеянии, богарном земледелии, рыболовстве, собирательстве. Земледелие, производство металлов. Особенности заливного рисоводства как хозяйственного уклада.
  • Курганный период (кофун, раннежелезный век)
    Курганный период (кофун, раннежелезный век). Курганный период. Курганы в Японии: их распространение, континентальные прототипы, эволюция. Хозяйственные занятия, религиозные представления, погребальный ритуал, социальная стратификация. Связи с континентом. Первые эпиграфические данные (надписи на мечах и зеркалах). Начало формирования раннеяпонского государства Ямато. Данные китайской хроники «Вэй Чжи» о японцах. Проблема государства Яматай.
  • Период Асука и формирование раннеяпонской государственности
    Хронологические рамки государства Ямато. Его этнический состав. Функции правящего рода, его связи с родом Сога. Роль корейских и китайских переселенцев в оформлении государственности. Родовая организация общества (система удзи-кабанэ). Распространение письменности и ее социальные функции. Таблички моккан. Отношения Ямато с материковыми государствами (Китай и государства Корейского полуострова). Проникновение буддизма в Японию. Буддизм в Корее и Китае. Социально-исторические и культурные предпосылки распространения буддизма в Японии. История проникновения буддизма. Деятельность Сётоку-тайси. Культурные последствия распространения буддизма (менталитет, индивидуальность, архитектура, скульптура, письменность, отношения с синтоизмом). Место буддизма в официальной идеологии. Реформы Тайка. Предпосылки и побудительные мотивы. Родоплеменная аристократия и служилая знать. Система ранжирования чиновничества, система управления. Реформа системы «удзи-кабанэ». Введение надельного землепользования. Меры по обеспечению информационного единства. События года Дзинсин, проблема легитимности и порядка наследования. Деятельность императора Тэмму, идеологическое оформление верховной власти, титул "тэнно". Строительство столицы Фудзивара.
  • Письменные источники по истории древней Японии
    Эпиграфические и нарративные источники. Сведения о Японии в китайских и корейских источниках. Распространение письменности. Проблемы рецепции китайского письменного языка. Роль письменности в управлении государством. Памятники эпиграфики (надписи на мечах, зеркалах, буддийских статуях, погребальные надписи, таблички моккан). Мифологическо-летописные своды “Кодзики” и “Нихон сёки”. Законодательные своды "Рицурё" и комментарии к ним. Хроника "Сёку нихонги". Свод "Энгисики". Храмовые хроники. Поэтические антологии "Манъёсю" и "Кайфусо". Хроника рода Фудзивара "Кадэн". Надписи на "лаковой бумаге" (урусигами мондзё).
  • Столица Нара
    Ранние резиденции императора, археологические и письменные данные. Причины переноса столицы из Фудзивара в Нара. Строительство Нара, способы его обеспечения. Архитектурные и географические особенности Нара. Сходства и различия с Чанъань. Императорский дворец. Главные буддийские храмы. Рынки и торговля. Типы жилищ. Усадьба принца Нагая. Численность населения и его социальный состав. Экономические основы жизнеобеспечения города. Перенос столицы в Нагаока, его причины и следствия.
  • Японское государство в период Нара
    Термин «рицурё кокка» и его расшифровка. Законодательные своды «Тайхорё» и «Ёрорё». Соотношение между «Рицу» и «рё». Законодательные своды как идеальный автообраз государства. Организация управления и контроля. Структура государственного аппарата, его численность. Управление в Центре и в провинциях. Границы японского государства, отношения с эмиси. Меритократия и аристократия. Система ранжирования чиновничества, поощрения и наказания. Численность населения, социальная стратификация общества. Надельная система землепользования. Налоги и отработочные повинности. Государство и информационные процессы. Образ государя, влияние местных и континентальных представлений о верховной власти. Проблема престолонаследования. Функции императора: жреческая, социальная, военная, двигательная, речевая, образовательная. Император и другие органы власти. Тэнно и "сын Неба". Политическая история периода Нара. Императорский род и род Фудзивара, система авункулата. Деятельность императора Сёму. Мятежи Татибана Мороэ и Фудзивара-но Хироцугу. Роль императриц в политической динамике. Переход власти к потомкам императора Тэнти. Центр и периферия. Хроника «Сёку нихонги». Динамика распространения буддизма в VIII в. Деятельность Сёму по поощрению буддизма. Строительство храма Тодайдзи. Учреждение «провинциальных храмов». Буддизм как средство вертикальной мобильности. Ранжирование духовенства. Место буддизма в официальной идеологии. Докё, его деятельность и социальные последствия попытки переворота.
  • Мир человека Нара
    Представления о пространстве и времени. Освоение пространства и времени с помощью практических и символических методов. "Время богов" и "время императоров". Кодификация синтоистского мифа. Миф и его влияние на жизнь человека и общества. Место мифа в японской культуре. Японская мифология как продукт взаимовлияния различных традиций. Основные циклы японской мифологии. Главные мифы и божества. Категории божеств. Боги Ямато и боги Идзумо. Миф как средство осмысления современности и истории. Синтоизм. Стадиальные соответствия синтоизму в истории религий. Пантеон синтоизма. Место Аматэрасу в пантеоне. Функции синтоистских божеств. Основные ритуалы и обряды. Способы передачи сакральной информации. Основные святилища и организация храмового пространства. Письменные источники по раннему синтоизму. Отношение к образованию. Система образования (столичная и провинциальные школы чиновников). Образование при буддийских монастырях. Степень знакомства японцев с текстами континентальной традиции. Текстопорождающая деятельность государства и общества. Объем письменной информации в нарской Японии. Хранилище Сёсоин. Соотношение между коллективными и индивидуальными ценностями. Формирование государственной идеологии. Соотношение местных и континентальных представлений. Япония как "Поднебесная". Переименование Ямато в Японию, введение собственного законодательства и девизов правления как обоснование независимости Японии. Позиционирование императора, аристократии, чиновничества, "народа". Причины смен девизов правления.
  • Япония и внешний мир в древности
    Внешне-политические связи государства Ямато в период Кофун. Сведения китайских и корейских источников. Взаимоотношения с материковыми государствами в периоды Асука и Нара (конец VI – VIII вв.). Роль переселенцев в формировании японской культуры. Официальные контакты с Китаем, корейскими государствами, государством Бохай. Военное вмешательство Японии в развитие событий на Корейском полуострове. Японские посольства на материк: цели, состав, маршруты. Роль посольств в процессе адаптации континентальной культуры. Варварская периферия древнеяпонского государства: хаято и эмиси.
  • Общая характеристика периода Хэйан (794-1185)
    Источники по истории средневековой Японии. Условность термина "средневековье" по отношению к истории Востока и Японии. Материальные и письменные источники. Проблема сохранности и передачи. Классификация письменных источников: нарративные, законодательные, литературные. Их роль в изучении средневековой истории. Важнейшие методы их анализа. Особенности перевода и издания средневековых источников. Хронология и общая характеристика периода Хэйан.
  • Столица Хэйан и ее обитатели
    Причины переноса столицы из Нара (Нагаока) в Хэйан. Дворцовый комплекс. Императорский род и придворная аристократия. Административное и экономическое функционирование города. Усадьбы аристократов. Формирование основ национальной (придворной) культуры, ее интровертность. Смена пространственной парадигмы в политике, управлении, культуре и искусстве.
  • Социальная структура в период Хэйан
    Придворная аристократия и чиновничество. Состав и особенности функционирования придворной знати. Мифо-генеалогическая аргументация: «Синсэн сёдзироку» («Вновь составленные списки родов»). Центр и периферия в эпоху Хэйан. Провинциальное чиновничество. Крестьянство, системы землевладения и налогообложения. Возникновение поместий сёэн и их эволюция. Повседневная жизнь простого люда в провинциях. Буддийские монахи.
  • Политическая культура в период Хэйан
    Род Фудзивара и императорский род. Система «сэккан сэйдзи». Введение должностей сэссё и кампаку. Фудзивара Митинага (966-1028). Смуты в период Хэйан (810, 842, 866, 939-941 гг). Ссылка Сугавара-но Митидзанэ, его посмертная реабилитация и вера в "разгневанных духов". Противостояние между родами Тайра и Минамото. «Сёмонки» («Записи о Масакадо», X в.). Мятеж Тайра-но Тадацунэ. Смута годов Хогэн (1156). Традиция отречений от трона в японской политической культуре. Система инсэй («правление из кельи»), 1087-1192 гг.
  • Распад системы "рицурё"
    Характеристика основных письменных источников. Причины распада системы «рицурё». Отсутствие вертикальной мобильности. Аристократия и меритократия. Распад системы надельного землепользования. Развитие частного поместного землевладения (сёэн). Отказ от крупных государственных проектов. Деградация налоговой и финансовой системы. Прекращение попыток расширения территории государства и завоевания эмиси. Роспуск общенациональной армии. Общая децентрализация жизни. Система правления государей-монахов ("инсэй"). Официальная идеология: соотношение между конфуцианством, буддизмом и синто.
  • Формирование основ национальной культуры
    Характеристика основных письменных и изобразительных источников. Создание слоговой азбуки и ее роль в развитии словесности. Рост престижа сочинительства на родном языке. Соотношение сочинительства на японском и китайском языках, сферы их употребления. Дневники женские и мужские. Осознание отличий японской культуры от китайской. "Литература женского потока", ее характерные особенности. Семантика взгляда, интериоризация актуализируемого пространства. Столица Хэйан как культурный центр. Поэтическая антология "Кокинвакасю". Составление императорских поэтических антологий на японском языке, их структура и особенности. Личные поэтические сборники. Беллетристика на японском языке, основные жанры (роман-повесть, дневник, дзуйхицу, воинские сказания, рэкиси-моногатари) и главные произведения. "Повесть о Гэндзи", "Мурасаки-сикибу никки", "Окагами", "Эйга моногатари", "Тайхэйки". Живопись ямато-э, формы ее бытования. Эмаки-моно. Скульптурные изображения Хатимана, Сугавара Митидзанэ.
  • Религиозная ситуация
    Школы Тэндай и Сингон. Кукай и Сайтё: учеба в Китае, деятельность по возвращении в Японию. Слияние буддизма и синто (синбуцу сюго). Доместикация буддизма (рёбу синто), создание единого для синто и буддизма пантеона божеств. Касуга-мандара. Эволюция художественного отображения горы Фудзи. Распространение буддизма "вширь", появление собственной агиографии, формирование независимых от Китая религиозных школ (Нитирэн-сю, Ватараи-синто). «Путь Темного и Светлого начал».
  • Внешние контакты в период Хэйан
    Официальные контакты с Китаем, Силла, Бохай. Причины свертывания внешних контактов и культурно-исторические последствия такой политики. Докладная записка Фудзивара-но Мамору (799-857) о запрете въезда в страну людей из Силла. Докладная записка Сугавара-но Митидзанэ (845-903) о необходимости отменить посольство в Танский Китай. Контакты на частном уровне. Прекращение экспансии на северо-восток. Центр и периферия, столичная и провинциальная знать. Потеря властных полномочий, изменений функций и потенций верховной власти.
  • Исторические сочинения
    Влияние китайской культуры. Составление исторических хроник (риккокуси), причины угасания данной традиции. Становление собственной исторической школы, осознание особенностей Японии в истории и политике. Историческое сочинение Дзиэна "Гукансё". "Дзинно сётоки" Китабатакэ Тикафуса.
  • Формирование самурайства
    Формирование самурайства как особой социальной группы. Соотношение между «гражданским» и «военным» в придворном дискурсе. Место силовой составляющей в управлении. Организация вооруженных сил. Появление частных военных дружин, их организация. Формирование самурайства как отдельного сословия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Зачёт
    Проводится в конце 1 семестра (2 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Зачёт + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Реферат + 0.3 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Работа на семинарах + 0.35 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Древней Японии : учеб. пособие для вузов, Мещеряков, А. Н., 2010
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kidder J.E. Himiko and Japan`s Elusive Chiefdom of Yamatai: Archaeology, History and Mythology. University of Hawaii Press, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3413342