Бакалавриат
2020/2021




Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Финансы (очно-заочное обучение))
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент финансов
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Корчагина Елена Викторовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Основной целью освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» является предоставление понимания студентами основных теоретических и практических основ к формированию стратегии компании в современных условиях высокой конкуренции и неопределенности внешней среды.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте.
- Освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента
- Изучить классические модели анализа внешней и внутренней среды.
- Приобрести знания и навыки для анализа конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ.
- Изучить и приобрести практические навыки использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса.
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет навыками грамотного аргументирования собственной точки зрения в вопросах определения стратегии компании
- Студент демонстрирует способность анализировать социально-экономическую информацию для определения положения компании на рынке
- Студент демонстрирует способность анализировать социально-экономическую информацию для определения конкурентных преимуществ компании
- Студент владеет навыками грамотного аргументирования собственной точки зрения в вопросах формулирования бизнес-стратегии компании
- Студент владеет навыками грамотного аргументирования собственной точки зрения в вопросах формулирования корпоративной стратегии компании
- Студент демонстрирует способность анализировать социально-экономическую информацию, а также строить прогнозы развития ситуации на основе проведенного анализа по вопросам международной конкуренции
- Студент интерпретирует собранную статическую информации для решения поставленных задач по вопросам реализации стратегии компании
Содержание учебной дисциплины
- Миссия, видение, цели и организационная культура компанииРоль миссии, видения и ценностей компании. Создание миссии и видения. Новейшие тенденции в составлении миссии. Примеры заявлений о миссии. Стратегические намерения и цели компании. Виды целей. Проблема согласования целей. Требования к формулировке целей. Организационная культура компании.
- Анализ внешней среды компанииВнешняя среда бизнеса и ее основные факторы. Методы анализа макросреды: PESTEL-анализ, сценарный анализ. Разработка сценариев развития внешней среды компании.
- Анализ внутренней среды компанииРоль ресурсов и способностей в формировании прибыли. Виды ресурсов: материальные, нематериальные, человеческие. Анализ внутренних ресурсов и способностей компании. Ценность ресурсов в условиях конкуренции. VRIO-анализ и его применение. Компетенции (способности) фирмы. Отличительные компетенции. Ключевые компетенции фирмы как основа ее конкурентоспособности. Оценка ценности ресурсов для конкурентного преимущества (Коллинз, Монтгомери). Динамические способности фирмы. Развитие ресурсов и способностей и подходы к их развитию. Управление знаниями.
- Бизнес-стратегия компанииПрирода и источники конкурентного преимущества. Типы конкурентного преимущества: преимущество по издержкам и преимущество дифференциации. Базовые конкурентные стратегии (по М. Портеру). Стратегия лидерства по издержкам. Эффект масштаба, кривая опыта. Источники преимущества по издержкам. Оценка возможностей лидерства по издержкам. Стратегия дифференциации. Источники дифференциации и ее преимущества. Оценка возможностей дифференциации. Интеграция стратегий: лидерства по издержкам и дифференциации. Оценка скорости как конкурентного преимущества. Стратегии, основанные на скорости. Стратегия фокусирования. Оценка фокусирования как способа достижения конкурентного преимущества. Размеры фирм и факторы их конкурентоспособности. Создание конкурентного преимущества на основе базовых стратегий по «принципу ценности»: операционное превосходство, понимание потребителя, лидерство продукта.
- Корпоративные стратегии компанииСтратегии на корпоративном уровне: интеграция и диверсификация. Вертикальная интеграция. Различные типы вертикальной интеграции. Преимущества и недостатки вертикальной интеграции. Аутсорсинг. Стратегические альянсы: причины создания и последствия для партнеров. Стратегические сети. Горизонтальная интеграция: слияния и поглощения. Стратегия диверсификации. Причины и основания для диверсификации: рост, прибыльность, снижение риска. Конкурентное преимущество на основе диверсификации. Типы диверсификации. Значение родственной диверсификации. Диверсификация в неродственные отрасли: преимущества и недостатки.
- Международные стратегии компанииДрайверы интернационализации. Национальные и региональные конкурентные преимущества. Оценка международной обстановки. Процессы интернационализации.
- Реализация стратегии компанииРеализация стратегии. Запланированные и спонтанные стратегии (по Г. Минцбергу). Различие между стратегией и тактикой. Функциональные тактики. Признаки плохих и хороших стратегий (Р. Румельт). Причины возникновения плохих стратегий.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеДомашнее задание – поэтапная разработка концепции бизнеса с использованием всех знаний, полученных в рамках изучения дисциплины, а также по смежным дисциплинам. Домашнее задание выполняется индивидуально.
- ЭкзаменЭкзамен – презентация и защита разработанной концепции компании.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
Рекомендуемая дополнительная литература
- Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента : учеб. пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 330 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24214. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/770810
- Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Портер М.Е. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 947 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-4835-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/560961
- Румельт Р. - Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 448с. - ISBN: 978-5-91657-906-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62238
- Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 365 с.: ISBN 978-5-9614-5347-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925066
- Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923