• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Педагогика и психология высшей школы: языковые проблемы образовательной политики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.02. Лингвистика
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Языковая политика и языковое планирование неотделимы от социальных, культурных, экономических и политических проблем, включая и сферу образования (Pennycook, 2000). В пост-колониальном мире усилия по макро-языковому планированию направлялись на анализ языковых проблем, которые возникали как неизбежные последствия деколонизации. Было показано (Taylor-Leech and Liddicoat, 2014), что языковые проблемы образования представляют собой один из важнейших аспектов языкового планирования на макроуровне. Образовательные учреждения являются инструментами передачи языка и культуры или культур (Kaplan and Baldauf, 1997). В этой связи, выбор языка обучения и преподавания непосредственно связан с вопросами власти, престижа и потенциальной экономической выгоды, а также – с социальным и языковым неравенством. В данном курсе основное внимание уделяется рассмотрению языковой политики и планирования в сфере образования. Мы рассмотрим, как в разных странах в зависимости от ряда факторов реализуется языковая политика в образовании, как она регулируется на государственном и международном уровне, с какими проблемами сталкиваются носители языков, отличающихся от официального государственного. Мы будем анализировать, как выбор языка преподавания и планирование программ обучения письму отражаются на успехах учащихся и как это может усиливать социальное неравенство. Кроме того, мы рассмотрим образовательные программы, реализуемые на двух языках в мультиязычной образовательной среде, уделяя внимание сильным и слабым сторонам такого подхода. В глобальном контексте мы проанализируем различия между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы. Наконец, мы сфокусируем внимание на важности языковой идеологии и власти в разработке образовательной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотрение реализации языковой политики и планирования в сфере образования.
  • Анализ различий между языками меньшинств и государственными языками, их статус и связанные с этим педагогические вопросы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности реализация языковых прав в образовании: языки республик, языки в национально-культурных автономиях, языки коренных малочисленных народов. Сравнивает образование для иностранцев (мигранты, беженцы).
  • Знает особенности регулирования языка обучения, изучения, письменности, диалектов, использования языка жестов. Понимает влияние языка на обучение.
  • Знает особенности регулирования образовательной системы, анализирует роль федеративного устройства, национально-территориальный принцип формирования республик, регулирование языка изучения и языка обучения, учебники, подготовка кадров.
  • Анализирует ключевые «языковые» дела в Европейском суде по правам человека. Сравнивает специальное международное регулирование в отношении прав национальных меньшинств, мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
  • Владеет концепцией «европейского гражданства», «мультилингвализма», «билингвализма» в образовании, политика интеграции.
  • сравнивает статусы языков в образовании, специальное регулирование «языка матери» / родного языка. Анализирует дискриминацию в области языковой политики в зарубежных странах, запреты на использование языка в образовании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык в образовании
    Особенности регулирования языка обучения, изучения, письменности, диалектов, использования языка жестов. Влиянии языка на обучение. Язык как преимущество и основание дискриминации. Образование как инструмент языковой политики. Концепция «языкового геноцида».
  • Языки в образовании в России: текущая ситуация.
    Особенности регулирования образовательной системы, роль федеративного устройства, национально-территориальный принцип формирования республик, регулирование языка изучения и языка обучения, учебники, подготовка кадров.
  • Эволюция языковой политики в образовании в Росси: опыт СССР
    Языковая политика новой России: от распада СССР до текущей ситуации. Реализация языковых прав в образовании: языки республик, языки в национально-культурных автономиях, языки коренных малочисленных народов. Образование для иностранцев (мигранты, беженцы). Внешняя языковая политика в образовании, русские школы за рубежом.
  • Регулирование языков в образовании на международном уровне
    Ключевые «языковые» дела в Европейском суде по правам человека. Специальное международное регулирование в отношении прав национальных меньшинств, мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев.
  • Политика Европейского союза в отношении языков в образовании: границы общеевропейского регулирования и предлагаемые модели
    Концепции «европейского гражданства», «мультилингвализма», «билингвализма» в образовании, политика интеграции.
  • Модели реализации языковой политики в образовании в зарубежных странах
    Статусы языков в образовании, специальное регулирование «языка матери» / родного языка. Дискриминация в области языковой политики в зарубежных странах, запреты на использование языка в образовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Итоговый контроль проводится в форме обсуждения подготовленных рецензий.
    Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = k1 × О накопленная + k2 × О экзамен, где: О экзамен – оценка за экзамен; k1 – равен 0,4; k2 – равен 0,6.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Порядок формирования оценок по дисциплине: 1. Преподаватель оценивает домашнюю работу студентов. 2. Накопленная оценка рассчитывается по следующей формуле: О накопленная = k1 × О домашняя работа + k2 × О активность, где: О домашняя работа – оценка, полученная за рецензию; О активность – оценка активности работы студентов на занятиях; k1 – равен 0,8; k2 – равен 0,2. 3. Оценка за домашнюю работу рассчитывается по следующей формуле: О домашняя работа = (О рецензия 1 + О рецензия 2) / 2 4. Итоговый контроль знаний студентов осуществляется на последнем занятии, в ходе которого проводится публичное обсуждение рецензий, подготовленных студентами. 5. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = k1 × О накопленная + k2 × О экзамен, где: О экзамен – оценка за экзамен; k1 – равен 0,4; k2 – равен 0,6.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Рожкова А.И. - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-08709-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovatelnoe-pravo-433082

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Superfine, B. M. (2013). Equality in Education Law and Policy, 1954–2010. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=569183