• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Академическое письмо

Статус: Курс обязательный
Направление: 50.06.01. Искусствоведение
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение дисциплины нацелено на развитие у аспирантов соответствующих компетенций, направленных на формирование готовности и способности научно-педагогических кадров к реализации собственных исследовательских проектов и представлению их результатов в письменной форме в соответствии с нормами международного академического сообщества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с требованиями международного академического сообщества к оформлению и структуре представления результатов научного исследования в различных жанрах, таких как эссе, научная статья, диссертация и др.;
  • формирование навыков постановки продуктивного исследовательского вопроса и выработки методологического инструментариядля реализации научного проекта;
  • формирование навыков поиска и отбора литературы по теме, написания обзора литературы и оформления ссылочного аппарата;
  • развитие навыков критического чтениясобственной и чужой работы, предоставления обратной связи, аргументированной дискуссии;
  • подготовка научной статьи для публикации в рецензируемом издании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аспиранты получают ясное представление о структурных особенностях академических текстов различных жанров.
  • Аспиранты получают ясное представление о формальных и инструментальных различиях между источниками и литературой.
  • Аспиранты получают ясное представление о требованиях к оформлению академических текстов различных жанров в русскоязычном и англоязычном академических контекстах.
  • Аспиранты приобретают навыки, позволяющие им формулировать продуктивные исследовательские вопросы.
  • Аспиранты получают навыки, позволяющие им ориентироваться в исследовательских методах и подбирать релевантный инструментарий для реализации собственного научного проекта.
  • Аспиранты получают навыки, позволяющие им аргументированно излагать положения своего исследования, подкрепляя их фактами и примерами.
  • Аспиранты получают навыки, позволяющие им формулировать цель, задачи, предмет и объект научной работы.
  • Умение сформулировать актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость исследования, а также гипотезу и предполагаемые результаты исследования.
  • Аспиранты получают навыки, позволяющие им ориентироваться в литературе по теме, пользоваться библиографическими ресурсами и поисковыми системами для научной работы.
  • Аспиранты получают навыки, позволяющие им корректно оформлять ссылки на источники и исследовательскую литературу.
  • Аспиранты получают опыт реферирования и сжатого изложения информации, написания библиографического обзора.
  • Аспиранты получают опыт написания аннотации к статье, заявки на конференцию или грант.
  • Аспиранты получают опыт рецензирования и экспертизы качества научной работы.
  • Аспиранты получают опыт написания научной статьи по теме диссертационного исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности академического дискурса: стиль, жанры, проблематика
    Общие принципы академического письма. Взаимосвязь формы и содержания в академическом дискурсе. Стилистические особенности академического письма. Жанры академического письма и их специфика. Основные принципы структурирования письменного научного текста. Характеристики аналитического и дескриптивного текста. Проблематика академического текста и подходы к ее разработке как ключевые параметры научности исследовательского проекта. Основные различия англоязычного и русскоязычного научного дискурса.
  • Постановка исследовательского вопроса
    Тема и проблема исследования. Стратегии проблематизации. Идентификация исследовательского вопроса в научных статьях из своей предметной области. Типы исследовательских вопросов. Конкретизация исследовательского вопроса. Методологические основания исследовательского вопроса. Источниковая база, предполагаемая постановкой исследовательского вопроса. Позиция исследователя и условия производства знания как аспекты постановки проблемы. Объективность и субъективность в академическом тексте.
  • Структура введения и его роль в представлении результатов научной работы
    Введение как резюме исследовательского проекта. Структура введения в русскоязычной академической практике. Формальные требования к введению в кандидатскую диссертацию. Формулирование цели и задач работы. Различение предмета и объекта работы. Теоретико-методологический раздел введения. Обзор источников и литературы. Анализ и описание вклада автора в развитие научной мысли; выражение собственной позиции. Подготовка теоретической и эмпирической части обзора источников. Анализ степени разработанности проблемы. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Гипотеза и предполагаемые результаты исследования. Вводный раздел научной статьи: стилистические и структурные особенности. Отличия введения в англоязычной академической практике. Модель Дж.Суэйлза “Creating A Research Space”, ее применимость для анализа существующих статей по теме исследования и использование в публичном представлении собственного научного проекта.
  • Оформление библиографии и справочного аппарата
    Источники и литература: формальное и функциональное разделение. Обоснование критериев отбора источников и их классификация. Поиск научной информации по теме исследования. Основные правила цитирования и оформления списка использованной литературы, и внутритекстовых и затекстовых ссылок на цитируемые источники. Системы и способы цитирования научной литературы. Понятие о плагиате. Виды плагиата. Автоплагиат. Распространенность плагиата в академической среде: причины, последствия, способы преодоления. Рецензируемые журналы и «мусорный список».
  • Типы аннотаций и особенности их составления
    Аннотации в русскоязычной и англоязычной академической традиции. Требования к содержанию и структуре аннотаций. Функциональные задачи аннотаций. Типы и формат: дескриптивные, информативные и критические аннотации. Принципы составления аннотации к научной статье, диссертационному исследованию, научному докладу на конференции. Аннотации и ключевые слова. Анализ аннотаций к докладам на тематических конференциях, статьям в рецензируемых журналах. Сопоставление текста статьи и аннотации, классификация авторских стратегий в представлении работы.
  • Рецензирование научного текста
    Рецензия как академический жанр: структура, задачи. Рецензия и библиографический обзор: общее и особенности. Реферативный и аналитический компоненты рецензии. Способы выражения критического отношения. Культура академической дискуссии. Статус рецензии в русскоязычной и англоязычной академической среде. Анализ рецензий, опубликованных в авторитетных журналах по специальности. Рецензия как экспертиза качества академической работы. Принципы анонимного рецензирования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ статьи из рецензируемого журнала
  • неблокирующий Написание заявки на конференцию (аннотации доклада)
  • неблокирующий Написание библиографического обзора для диссертации
  • неблокирующий Написание введения к диссертации
  • неблокирующий Написание статьи по теме диссертационного исследования
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Накопленная отметка за курс учитывает результаты аспиранта следующим образом: О накопленная= 0,1 х О ауд +0,2 х О аннотация + 0,3 х О обзор литературы + 0,4 х О введение . Результирующая отметка за курс рассчитывается по следующей формуле: О результирующая = О накопленная х 0,6 + О экзамен х 0,4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bailey, S. (2017). Academic Writing : A Handbook for International Students (Vol. Fifth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650435
  • Hartley, J. (2008). Academic Writing and Publishing : A Practical Handbook. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=224109
  • Johnson, A. P. (2016). Academic Writing : Process and Product. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1222793
  • MacDonald, S. (2010). Professional Academic Writing in the Humanities and Social Sciences (Vol. Paperback ed). Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=367965
  • Sawaki, T. (2016). Analysing Structure in Academic Writing. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1243326
  • Цыпин Г. М. - РАБОТА НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ. НАВИГАТОР ПО "ТРАССЕ" НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 35с. - ISBN: 978-5-534-11574-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-nad-dissertaciey-navigator-po-trasse-nauchnogo-issledovaniya-445665

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dudley-Evans, T., & Hewings, M. (2001). Academic Writing in Context : Implications and Applications. Birmingham: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226902
  • Gáliková, S. (2016). Academic Writing : Selected Topics in Writing an Academic Paper. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1235840
  • I. Korotkina B., & И. Короткина Б. (2018). Academic Writing in Russia: The Urge for Interdisciplinary Studies ; Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4FCD320
  • Pecorari, D. (2015). Academic Writing and Plagiarism : A Linguistic Analysis (Vol. Bloomsbury classics in linguistics edition). London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=993909
  • Sword, H. (2012). Stylish Academic Writing. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=464125
  • Волков Ю.Г. - Диссертация: подготовка, защита, оформление (для аспирантов) - КноРус - 2017 - 218с. - ISBN: 978-5-406-06016-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922870
  • Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей / Б.А. Райзберг. - 9-e изд., доп. и испр. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.: 60x90 1/16 + СD-ROM. - (Менеджмент в высшей школе). (переплет) ISBN 978-5-16-003698-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/199437