• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Социологические теории XX века

Статус: Курс по выбору
Направление: 39.06.01. Социологические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Преподавание учебной дисциплины «Современные социологические теории» осуществляется в объеме требований образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы определено общим пониманием современных социологических теорий как одного из основных элементов системы современного социологического знания. Цель учебного курса – сформировать у аспирантов систему ключевых представлений об основных принципах, особенностях и тенденциях развития социологической мысли рубежа ХХ – ХХI вв., познакомить их с трудами некоторых ведущих социологов-теоретиков современности, связать полученные знания с научно-исследовательской работой по теме диссертации. В основе курса лежит представление о социологии как науке, исследующей различные формы совместной жизнедеятельности людей, ее факторы и результаты. Центральной задачей данного курса является формирование навыков понимания основных теоретических подходов к изучению современных социальных явлений и процессов, освоение концептуальных познавательных средств, позволяющих практически ориентироваться в современной социальной реальности. Эта задача решается через ознакомление аспирантов в ходе лекционных и семинарских занятий с ключевыми теориями и понятиями современной социологии, а также самостоятельной работой, связанной с написанием эссе, изучением первоисточников, подготовкой докладов и участием в дискуссиях на семинарах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебного курса – сформировать у аспирантов систему ключевых представлений об основных принципах, особенностях и тенденциях развития социологической мысли рубежа ХХ – ХХI вв., познакомить их с трудами некоторых ведущих социологов-теоретиков современности, связать полученные знания с научно-исследовательской работой по теме диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: базовые принципы и понятия современной теоретической социологии; взгляды основных представителей современной теоретической социологии; главные тенденции и особенности развития социологических теорий современности.
  • Уметь: применять полученные знания для анализа современных социальных явлений и процессов; использовать полученные знания для осмысления и решения социальных проблем; использовать полученные знания для формирования эффективных стратегий поиска и научно-исследовательской работы по своей научной специальности; применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологической теории.
  • Иметь навыки (приобрести опыт): работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках; - осуществления информационного поиска по социологической тематике; написания письменных работ по одной из тем курса; устных выступлений, докладов, презентаций по определенной теме; - применения полученных знаний при работе над диссертацией.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные социологические теории: введение
    Содержание и границы курса. Какие теории считать современными? Какие теории считать социологическими? Какие теории считать теориями? Значения термина «теория» в социологии. Виды социологических теорий. Социологические теории stricto sensu и lato sensu. Внутринаучные и вненаучные факторы развития современных теорий в социологии. Критерии отбора теорий.
  • Мишель Фуко как социолог
    Истоки воззрений Фуко. Творческий путь. Проблемы реконструкции его взглядов. Основные понятия. Эпистемы у Фуко и парадигмы у Томаса Куна. Дискурс, власть, институты. Власть-знание. Интерпретация общества, нормативности и дисциплины. Основные выводы и оценки.
  • Социологические теории Пьера Бурдье
    Идейные истоки и основания. Этапы научной деятельности. Особенности социологического подхода. «Рефлексивная социология». Объективации и практический смысл. Социальное пространство. Социальные поля. Социальное воспроизводство и изменение. Капиталы: экономический, культурный, социальный, символический. Трактовка понятия «хабитус». Классы и власть. Основные выводы и оценки.
  • Социология Никласа Лумана
    Теоретические истоки и основания. Роль философской антропологии, структурного функционализма, феноменологии. Теория познания. Понятие аутопоэзиса и аутопоэтические системы. Теория социальных систем. Дифференциация систем. Типы социальных систем. Общество и его подсистемы. Социокультурная эволюция. Теория коммуникации. Власть и доверие. Основные выводы и оценки.
  • Юрген Хабермас как социолог
    Истоки и основания социологических воззрений. Хабермас и Франкфуртская школа. Понимание социальной науки. Труд и интеракция. Типы действия. Теория коммуникативного действия. Коммуникация и рациональность. Социальная система и жизненный мир. Модерн и современное общество. Легитимация в современных обществах. Публичная сфера и трансформация публичности. Темы демократии, легитимации и справедливости. Влияние Хабермаса на современную социальную теорию и политическую практику. Хабермас и Аксель Хоннет. Основные выводы и оценки.
  • Социологические теории Энтони Гидденса
    Истоки и основания теоретических воззрений. Связь с социологической традицией. Structure и agency. Теория структурации. «Новые правила социологического метода». Правила в социальных отношениях. Трактовка институтов. Общество позднего модерна. Классы и социальная стратификация. Трансформация интимности. Глобализация, детрадиционализация и ускорение. «Третий путь». Основные выводы и оценки.
  • Социологическая теория на рубеже ХХ – ХХI вв.: общие черты, тенденции и особенности
    Социология и другие научные дисциплины. Борьба с «позитивизмом». Влияние «постмодернизма» на социологическую теорию. Жан Бодрийяр: «гиперреальность», потребление, симулякры, «конец социального». Джеффри Александер: от неофункционализма к культурализму. «Анклавизация» и контекстуализм в современной социологии. Борьба с постколониализмом. Влияние моды: основные моды в современной социологической теории. Социологическая теория sricto sensu. Разработки Джонатана Тернера. Работы Ричарда Сведберга. Социологическая теория в России на рубеже ХХ – ХХI вв.: основные проблемы, характерные черты и особенности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценку выставляет преподаватель, ведущий семинар. Максимальная оценка за работу на семинаре 1 балл. Максимальная оценка за 10 семинаров 10 баллов.
  • неблокирующий Письменный тест, составленный по материалам лекций
    В рамках первой и второй пересдачи пересдается только письменный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Письменный тест, составленный по материалам лекций + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Интеллектуалы и власть. Ч.1: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2002
  • Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2006
  • Общество общества. Кн. 1: Общество как социальная система, Луман, Н., 2004
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002
  • Теоретическая социология: Антология: В 2 ч.. Ч.2:, ,
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004
  • Устроение общества : очерк теории структурации, Гидденс, Э., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Западная экономическая социология : хрестоматия современной классики, , 2004
  • Основные понятия в социологии, Гидденс, Э., 2018
  • Традиция, солидарность и социологическая теория : избранные тексты, Гофман, А. Б., 2015