• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Политическая история Ближнего Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору, продолжающих и развивающих страновую и региональную специализацию студентов, обучающихся по направлению подготовки 41.03.05. Международные отношения. Курс рассчитан на целевую группу студентов 4-го курса факультета мировой экономики и мировой политики, обучающих по базовому учебному плану ОП «Международные отношения» для специализаций «Международная безопасность», «Международное сотрудничество» и «Международное развитие». Место курса в образовательном процессе в НИУ ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами исторического, политологического и регионоведческого профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов, а также при подготовке студентами самостоятельных и групповых проектов и написании выпускных квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение студентами комплексного целостного представления о том, как происходило становление и развитие современной политической карты региона Ближний Восток и Северная Африка (БВСА), что включает в себя изучение ключевых подходов к пониманию и квалифицированному описанию эволюции межгосударственных отношений и процесса формирования регионального миропорядка, а также последовательного поступательного развитие политических систем государств региона, ключевых меж- и внутригосударственных расколов и конфликтов, государственных и негосударственных институтов, основных политических идеологий, партий и объединений под воздействием конкретных эндогенных и экзогенных факторов в ХХ – начале XXI вв.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками работы с историческими исследованиями по теме.
  • Объясняет основные подходы, теории и концепции. Обобщает и сравнивает их.
  • Распознает основные подходы в историографии. Обобщает и сравнивает их, показывает и объясняет с помощью карты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политическая история: что это такое? Политическая история Ближнего Востока: теоретические и методологические основы.
  • Османский период и османское наследие Ближнего Востока
  • Первая мировая война и складывание современной политической карты Ближнего Востока
  • Колонии, протектораты и мандатная система: колониальное наследие в истории взаимоотношений Ближнего Востока и Европы
  • Идейные поиски и развитие общественной мысли в странах БВСА: национализм, коммунизм/социализм и исламизм
  • Палестинский вопрос и возникновение государства Израиль
  • Арабо-израильский и палестино-израильский конфликты
  • Ближний Восток в эпицентре Холодной войны: региональная политика США и СССР
  • Политическое возрождение ислама в регионе БВСА
  • 9/11 и глобальная война против терроризма
  • Ключевые нарративы политической истории БВСА в начале XXI в.
  • Арабская весна: как поворотный момент в политической истории БВСА
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Написание и защита эссе (12-16 тыс. знаков)
  • неблокирующий Участие в обсуждении на семинарском занятии
  • неблокирующий Написание и защита эссе (12-16 тыс. знаков)
  • неблокирующий экзамен в виде защиты заранее написанного эссе
    Экзамен проводится в устной форме. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена не считается нарушением т.к. экзамен прошел в 3-м модуле (25.03.2020). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
  • неблокирующий Написание и защита эссе (12-16 тыс. знаков)
  • неблокирующий Участие в обсуждении на семинарском занятии
  • неблокирующий Написание и защита эссе (12-16 тыс. знаков)
  • неблокирующий экзамен в виде защиты заранее написанного эссе
    Экзамен проводится в устной форме. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена не считается нарушением т.к. экзамен прошел в 3-м модуле (25.03.2020). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * экзамен в виде защиты заранее написанного эссе + 0.4 * Участие в обсуждении на семинарском занятии + 0.2 * Написание и защита эссе (12-16 тыс. знаков) + 0.2 * Написание и защита эссе (12-16 тыс. знаков)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bligh, A. (2014). Redefining the Post-Nation-State Emergence Phase in the Middle East in Light of the “Arab Spring.” Journal of the Middle East & Africa, 5(3), 201–219. https://doi.org/10.1080/21520844.2014.964139
  • Jones, K. M. (2015). Unmaking the Middle Eastern working classes: labour and the politics of historiography. Social History, 40(2), 145–156. https://doi.org/10.1080/03071022.2015.1010780
  • Jung, D. (2017). Muslim History and Social Theory : A Global Sociology of Modernity. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1491979
  • Menshawy, M. (2017). State, Memory, and Egypt’s Victory in the 1973 War : Ruling by Discourse. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1416915
  • Smith, L. V. (2016). Drawing Borders in the Middle East after the Great War: Political Geography and ‘Subject Peoples.’ First World War Studies, 7(1), 5–21. https://doi.org/10.1080/19475020.2016.1159594
  • Soleimani, K. (2016). Islam and Competing Nationalisms in the Middle East, 1876-1926. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1251385
  • Ventura, L. (2018). Hegel in the Arab World : Modernity, Colonialism, and Freedom. Cham, Switzerland: Palgrave Pivot. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1804193

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cammett, M. C. (DE-588)139181121, (DE-627)609026089, (DE-576)310639735. (2015). A political economy of the Middle East Melani Cammett . Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.443629552
  • Gendzier, I. L. (2015). Dying to Forget : Oil, Power, Palestine, and the Foundations of U.S. Policy in the Middle East. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1094840
  • Gürbey, G., Hofmann, S., & Seyder, F. I. (2017). Between State and Non-State : Politics and Society in Kurdistan-Iraq and Palestine. New York, NY: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1490242

Авторы

  • Лукьянов Григорий Валерьевич