• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Опросные методы в психологических исследованиях

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление студентов с технологией применения метода опроса под разные цели и исследовательский дизайн. Курс включает следующие темы: 1) введение; 2) опрос как метод и методика; 3) опрос как когнитивный процесс; 4) качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования; 5) количественная методология при обработке данных опросного исследования; 6) исследовательская практика по курсу. В ходе освоения курса студенты получают знания о методологии опроса как метода психологического исследования, умения определять познавательные процессы, которые лежат в основе работы респондента с вопросами исследователя, и навыки проведения исследования, основанного на методе опросе. Изучение дисциплины базируется на ранее пройденных курсах по общей психологии, социальной психологии, практикуме по наблюдению и беседе, курсам по статистическому анализу данных. Курс включает 12 лекционных (24 ак.часа) и 18 семинарских (36 ак.часов) занятий и длится в течение двух модулей. При освоении студентами курса оцениваются следующие элементы контроля: аудиторная работа на семинарских занятиях (0.3 – вес в итоговой оценке), выполнение самостоятельных работ (0.3), тест (0.1) и исследовательский проект (0.3).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов знание о ключевых характеристиках метода опроса в ряду других методов психологического исследования. Дополнить и развить знание студентов о методологических принципах построения психологического исследования.
  • Сформировать навык анализа эффектов, возникающих в процессе понимания респондентами вопросов анкеты и форматирования ответов. Применить навык при создании учебного исследования.
  • Сформировать знание об основных этапах конструирования анкеты и применить навыки оценки качества анкеты.
  • Развить навыки студентов по планированию, реализации и оценке опросного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками анализа научной литературы и корректного представления данных психологического исследования.
  • Студент владеет навыками поиска информации в базах данных, электронных источников литературы.
  • Студент знает ключевые характеристики метода опроса в ряду других методов психологического исследования.
  • Студент знает основные методологические принципы психологического исследования.
  • Студент знает основные этапы конструирования анкеты и оценки ее качества.
  • Студент умеет определить проблему, цель и дизайн исследования, релевантные применению метода опроса.
  • Студент умеет определять ключевые познавательные феномены и эффекты, связанные с процессом понимания респондентами вопросов и форматирования ответов.
  • Студент умеет определять релевантную технологию обработки данных опросного исследования.
  • Сопоставляет метод опроса с другими методами социально-психологического исследования. Описывает задачи для его применения в исследовании.
  • Формулирует свой запрос к освоению учебного курса.
  • Формулирует основные этапы конструирования анкеты. Проверяет качество готовой анкеты согласно ключевым критериям.
  • Различает ключевые познавательные феномены и эффекты, связанные с процессом понимания респондентами вопросов и форматированием ответов. Разрабатывает технику ослабления (или усиления) выявленных эффектов для улучшения качества анкеты (методики).
  • Аргументирует выбор методологии (качественной или количественной) и техники для исследования на основе метода опроса. Определяет цель исследования и создает план исследования.
  • Описывает суть различных видов качественной методологии, применяющейся в методе опроса (полуструктурированное интервью, тематический анализ, контент-анализ и другие). Объясняет задачи применения этих видов организации исследования.
  • Объясняет смысл различных видов шкал, применяющихся для измерения мнений респондентов. Выявляет основные ошибки в составлении утверждений и вариантов ответов, которые искажают тип шкалы. Определяет методы статистической обработки данных, адекватные типу шкалы, в которой эти данные измерены.
  • Проводит учебное качественное исследование на основе метода опроса (например, тематического анализа данных интервью; контент-анализа и т.п.): разрабатывает программу исследования, обосновывает технику и выборку, собирает данные, обрабатывает полученные данные, формирует научный отчет.
  • Проводит учебное количественное исследование на основе метода опроса (например, для оценки взаимосвязи феноменов или оценки структуры методики): разрабатывает программу исследования, обосновывает технику и выборку, собирает данные, обрабатывает полученные данные при помощи программ статистической обработки, формирует научный отчет.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Опрос как метод и методика
  • Опрос как когнитивный процесс
  • Качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования
  • Количественная методология при обработке данных опросного исследования
  • Исследовательская практика по курсу
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Не подлежит пересдаче. Оценка по аудиторной работе складывается из различного рода активностей, которые происходят на семинарских занятиях (обсуждение прочитанной литературы, выполнение заданий на семинарах, представление результатов выполненной работы). В течение каждого семинарского занятия студент набирает баллы (от 0 – отсутствие на занятии, до максимально возможного на этом занятии), которые далее суммируются и трансформируются в 10-ти балльную шкалу при завершении курса.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    В течение курса студенты выполняют 4 письменные самостоятельные работы, различные по своему типу (анализ статьи, подготовка вопросов методики, проведение предварительного опроса респондентов, обсчет данных уже проведенного исследования). Каждая самостоятельная работа оценивается по шкале: 0 – работа не сдана или является плагиатом; 1 – работа очень слабая и не соответствует большинству критериев оценивания; 2 – работа удовлетворительная, содержит существенные недочеты; 3 – работа хорошая, содержит не существенные недочеты, нарушает один из критериев оценивания; 4 – работа отличная, соответствует всем критериям, может включать лишь незначительные недочеты. Оценки за все работы суммируются и переводятся в 10-балльную шкалу при завершении курса.
  • неблокирующий Тест
    Тест направлен на проверку знаний студентами материалов лекционных занятий и домашнего чтения. Тест включает 20 вопросов с заданными вариантами ответов (от 3 до вариантов), где студенту необходимо выбрать правильный вариант. Ответ на каждый вопрос оценивается как верный, либо неверный, процент верных ответов переводится далее в 10-балльную шкалу.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Исследовательский проект выполняется студентами в течение курса и состоит в разработке и реализации исследования по методу опроса. Каждая из самостоятельных работ, а также задания на семинарах являются промежуточными этапами для подготовки исследовательского проекта, либо направлены на развитие умений, необходимых для реализации проекта. Подробное описание задания и критерии оценивания предоставляются студентам в ходе первого семинарского занятия по курсу, датой предоставления отчета по проекту является последнее семинарское занятие курса, которое посвящено представлению и обсуждению проектов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Аудиторная работа + 0.1 * Тест + 0.3 * Самостоятельные работы + 0.3 * Исследовательский проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов, А., 2011
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • John Hummel, Mark Whatley, David Monetti, Deborah Briihl, & Katharine Adams. (2009). Using the Sixth Edition of the APA Manual: A Guide for Students. https://doi.org/10.20429/ger.2009.070201
  • Peel, K. L. (2020). A beginner’s guide to applied educational research using thematic analysis. https://doi.org/10.7275/ryr5-k983
  • Saris, W. E., & Gallhofer, I. (2007). Estimation of the effects of measurement characteristics on the quality of survey questions. https://doi.org/10.18148/srm/2007.v1i1.49
  • Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие / Н. В. Кодола. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 174 с. — ISBN 978–5–7567–0605–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118
  • Чернышева, Н. С. Практикум по психологии интервью : учебное пособие / Н. С. Чернышева. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 127 с. — ISBN 978-5-9765-2465-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72736 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Котова Марина Викторовна