Бакалавриат
2021/2022
Население и развитие
Статус:
Курс по выбору (Экономика и статистика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
58
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Население и развитие» является продолжением цикла демографических дисциплин для студентов образовательной программы «Экономика и статистика». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление об основных демографических и экономических составляющих концепции человеческого развития. В рамках учебной дисциплины рассматриваются взаимосвязи между демографическими, социально-экономическими и политическими процессами, их влияние на развитие человека и общества. В ходе освоения курса студенты будут знать природу демографических показателей, основные закономерности развития социально-демографических процессов и их взаимосвязи в России и мире; уметь правильно оценивать демографические тренды и тенденции социально-экономического развития, а также ознакомятся с основами социально-демографического моделирования и прогнозирования, подготовят аналитическую работу, которая может быть использована для принятия решений по вопросам социальной и демографической политики.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных демографических и экономических составляющих концепции человеческого развития. В рамках курса рассматриваются взаимосвязях между демографическими, социально-экономическими и политическими процессами, их влияние на развитие человека и общества. Задачей курса также является ознакомление студентов с основами социально-демографического моделирования и прогнозирования, закрепление методов визуализации данных о развитии населения.
Планируемые результаты обучения
- Понимает значение законодательства и программ регулирования международной миграции для успешности демографической политики
- Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
- Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
- Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
- Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
- Анализирует ошибки прошлых прогнозов
- Анализирует роль демографических сдвигов в динамике численности населения развитых и развивающихся стран.
- Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые в развитых и развивающихся странах.
- Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.
- Демонстрирует понимание взаимосвязи демографического и экономического развития.
- Демонстрирует понимание концепции глобального бремени болезней
- Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
- Демонстрирует понимание методов расчета интегральных оценок человеческого развития.
- Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей моделей смертности разных стран.
- Демонстрирует понимание целей использования функциональных прогнозов в практических целях
- Знает основные индикаторы измерения здоровья правильно их интерпретирует.
- Знает основные направления социальных расходов бюджетов развитых и развивающихся стран и их влиянии на экономический рост
- Знает основные показатели, характеризующие уровень образования населения.
- Знает основные показатели, характеризующие человеческий потенциал и правильно их интерпретирует.
- Имеет необходимые представления о концепции человеческого развития.
- Имеет представление о современных методах построения функциональных прогнозов населения.
- Имеет представление об опыте демографического прогнозирования разными странами и международными организациями
- Имеет представление об основных результатах построения прогнозов населения в России..
- Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и меры по минимизации возникающих негативных эффектов.
- Оценивает результативность демографической и семейной политики, реализуемой в России
- Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в регионах и странах, а также в целом в мире.
- Понимает роль образования как фактора модернизации.
- Умеет пользоваться результатами мультистатусных и функциональных прогнозов
- Умеет различать основные положения концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала
- Умеет рассчитывать и интерпретировать основные индексы развития
Содержание учебной дисциплины
- Концепции человеческого развития. Цели развития тысячелетия. Понятие человеческого капитала.
- Демографический переход и его последствия для развитых и развивающихся стран
- Индикаторы человеческого потенциала в странах мира и регионах России. Методы построения интегральных оценок и их содержательная интерпретация
- Демографические структуры и последствия их изменений. Демографическое старение.
- Экономический рост и развитие
- Здоровье население. Индикаторы измерения здоровья. Ожидаемая продолжительность жизни, в том числе здоровой. Глобальное бремя болезней.
- Неравенство перед лицом смерти. Конвергенция и дивергенция стран по продолжительности жизни.
- Образование и человеческое развитие. Образование как фактор модернизации.
- Демографическое прогнозирование. Методы прогнозирования. Мультистатусные прогнозы. Функциональные прогнозы.
- Демографические прогнозы стран мира.
- Прогнозирование численности и структуры населения России. Функциональные прогнозы для России.
- Демографическое развитие России: текущее состояние и перспективы
- Основные направления демографической политики в развитых и развивающихся странах.
Элементы контроля
- Мини-контрольные работы на семинарахНа последнем семинарском занятии можно переписать 1 мини-контрольную. В случае наличия документов, подтверждающих пропуски занятий по уважительной причине, разрешается переписать несколько мини-контрольных на даты пропуска по уважительной причине
- Контрольная работаМожно пересдать в случае отсутствия по уважительной причине (подтверждается документально), либо получения неудовлетворительной оценки, на одном из семинарских занятий
- Домашнее заданиеДомашняя работа представляет собой задания (индивидуальный вариант) в виде проектов по прогнозированию численности и состава населения определенной территории (региона или города). Повторная сдача домашней работы студентами, пропустившими занятия по уважительной причине, либо получившим неудовлетворительную оценку, предусмотрена в день показа работ.
- ЭкзаменПисьменный экзамен, состоящий из теоретических вопросов по курсу и задач, разобранных на семинарских занятиях, готовится в 3 вариантах. Повторная сдача экзамена студентами, пропустившими занятия по уважительной причине (подтверждается документально), либо получившим неудовлетворительную оценку, предусмотрена в день показа работ.
- Мини-контрольные работы на семинарахНа последнем семинарском занятии можно переписать 1 мини-контрольную. В случае наличия документов, подтверждающих пропуски занятий по уважительной причине, разрешается переписать несколько мини-контрольных на даты пропуска по уважительной причине
- Контрольная работаМожно пересдать в случае отсутствия по уважительной причине (подтверждается документально), либо получения неудовлетворительной оценки, на одном из семинарских занятий
- Домашнее заданиеДомашняя работа представляет собой задания (индивидуальный вариант) в виде проектов по прогнозированию численности и состава населения определенной территории (региона или города). Повторная сдача домашней работы студентами, пропустившими занятия по уважительной причине, либо получившим неудовлетворительную оценку, предусмотрена в день показа работ.
- ЭкзаменПисьменный экзамен, состоящий из теоретических вопросов по курсу и задач, разобранных на семинарских занятиях, готовится в 3 вариантах. Повторная сдача экзамена студентами, пропустившими занятия по уважительной причине (подтверждается документально), либо получившим неудовлетворительную оценку, предусмотрена в день показа работ.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Мини-контрольные работы на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
- Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
- Демография: Учебник / В.М. Медков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 332 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430218
- Саградов, А.А. Экономическая демография [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / А.А. Саградов. - M.: ИНФРА-М, 2005. - 254 с. - ISBN 5-16-002016-0.
- Шапкин И.Н. - Человеческий капитал: теория, исторический опыт и перспективы развития - Русайнс - 2017 - ISBN: 978-5-4365-1826-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929833
Рекомендуемая дополнительная литература
- Демография : учебник для вузов, Борисов, В. А., 2003
- Демография : учебник для вузов, Борисов, В. А., 2005
- Демография и статистика населения : учебник для вузов, Елисеева, И. И., 2006
- Человеческий капитал организации в разрезе стоимости бизнеса : монография / О.Ю. Ворожбит, Т.Е. Даниловских, И.А. Кузьмичева, А.А. Уксуменко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — (Научная мысль). — 149 с. — DOI: https://doi.org/10.12737/1714-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916277
- Экономическая демография : учеб. пособие для вузов, Саградов, А. А., 2011