• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Религиозно-философские системы Китая

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Языки и литература Юго-Восточной Азии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Религиозно-философские системы Китая» читается на третьем курсе студентам образовательной программы «Языки и литература Юго-Восточной Азии». Курс предполагает ознакомление с истоками китайской религиозной и философской традиции, с периодизацией истории китайской религии и философии, с многообразием религий Китая. Тесное взаимодействие вьетнамской культуры с китайской, постоянное влияние китайских религиозных и философских систем на становление религии, философии и идеологии во Вьетнаме обуславливают необходимость включения дисциплины «Религиозно-философские системы Китая» в программу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у учащихся понимание концепций ведущих философских школ Китая
  • ознакомить учащихся с особенностями взаимодействия философской и религиозной традиций Китая
  • сформировать у учащихся понимание того, насколько и какими путями социально-политическая обстановка влияет на формирование религиозных и философских учений
  • обеспечить усвоение учащимися особенностей основных религиозных и философских учений Китая
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение информацией о преобразовании неоконфуцианцами основ официальной идеологии, об основных концепциях неоконфуцианства и о его взаимоотношениях с буддизмом и даосизмом
  • Владение информацией о процессе становления государственной идеологии в эпоху Хань
  • Владение информацией об основных концепциях, истории и социальной базе раннего конфуцианства и даосизма
  • Владение сведениями о субстратах китайской культуры
  • Знакомство со спецификой основных древнекитайских «канонических» книг и с содержанием концепции «небесного предопределения»/«мандата Неба»
  • Понимание механизмов распространения буддизма в Китае. Усвоение сведений о функционировании буддийской церкви в обществе и о её взаимодействии с даосизмом в период с I по VII века новой эры
  • Сформированное представление о содержании и этапах полемики конфуцианства и буддизма
  • Сформированное представление об истоках даосизма как институционализированной религии, умение характеризовать основные даосские памятники этого периода
  • Сформированные представления о функционировании «варварских религий» в средневековом Китае, владение информацией об объёме и значении гонений У-цзуна
  • Умение соотносить ранние конфуцианские и даосские концепции с представлениями предшествующего периода
  • Усвоение сведений о деятельности главных философских школ китайского буддизма
  • Усвоение сведений о специфике и истории народных верований и синкретических религий в Китае
  • Усвоение сведений о школах средневекового и современного даосизма, представлений о даосском пантеоне
  • Формирование представления об особенностях древнекитайского мировоззрения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зарождение религии и философии. Картина мира в Древнем Китае
  • Становление конфуцианства и даосизма
  • Формирование официальной идеологии императорского Китая
  • Религиозные институты даосизма в дотанское время
  • Начало буддизма в Китае
  • Школы китайского буддизма. Полемика буддистов и конфуцианцев. Буддизм после гонений
  • Неоконфуцианство и обновление официальной идеологии
  • Зороастризм, манихейство и христианство в средневековом Китае
  • Средневековый и современный даосизм. Школы и пантеон
  • Народные верования и синкретические религии в позднем императорском Китае и в современности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Текущая работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Аудиторная активность + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Текущая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cua, A. S. (2013). Encyclopedia of Chinese Philosophy. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=661956
  • Hansen, C. (2000). A Daoist Theory of Chinese Thought : A Philosophical Interpretation. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=288570

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bokenkamp, S. R. (2007). Ancestors and Anxiety : Daoism and the Birth of Rebirth in China. Berkeley: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=206674

Авторы

  • Алонцев Максим Альбертович
  • Старостина Аглая Борисовна
  • Рябинин Алексей Леонидович
  • Минина Юлия Дмитриевна