• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Речь стихотворная и речь прозаическая: современные методы сравнительного анализа"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты получают также представление о современных цифровых методах исследования структуры поэтического текста, о лингво-статистическом анализе метрики и ритмики стиха, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с особенностями стиха на фоне прозы.
  • Освоение современных методов изучения структуры стихотворной и прозаической речи на разных языках, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
  • В задачи курса входит освоение следующих базовых навыков филологической специальности: • чтение и анализ научного стиховедческого текста на русском и иностранных языках; • участие в обсуждении того или иного научного текста, выбор научной позиции; • привлечение аргументов в пользу отстаиваемой позиции; • привлечение новых стиховедческих данных, планирование самостоятельного исследования и подготовка к его проведению; • использование базовых научных понятий, применяемых при анализе стиха и прозы; • подготовка презентации по результатам собственного исследования, участие в обсуждении представленного исследования; • письменное изложение целей, методов и результатов исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о современных направлениях в стиховедении и о различных методиках анализа текста в разных литературных традициях
  • Имеет представление об особенностях стихотворной речи на фоне прозы
  • Понимает отличие метра от ритма и особенности ритмики стиха на фоне прозы
  • Понимает предмет, направления, понятий аппарат, знает историю возникновения и развития стиховедения, проблематику предмета
  • Умеет анализировать ритмическую семантику текста и выявлять ее связь с художественной и лексической семантикой
  • Умеет наводить статистику по поэтическим корпусам текстов.
  • Умеет работать с текстовыми корпусами, информационными системами в гуманитарных науках.
  • Умеет строить профили ударности по статистическим параметрам текста и распределению ритмических форм. Имеет представление о методах DH.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стих и проза: введение в проблематику и история вопроса
  • Структура стихотворной речи
  • Метрика и ритмика
  • Современные направления в метрике и методы анализа
  • Работа с поэтическими корпусами
  • Ритмика стиха по статистическим параметрам
  • Ритмические формы и профили ударности
  • Связь ритмики и семантики
  • Типология родственных поэтических систем на разных языках
  • Компьютерное стиховедение, моделирование и цифровые технологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Предусмотрена дистанционная форма работы на семинарах, в частности, подготовка докладов по темам, предложенным преподавателем.
  • блокирующий Устный доклад
    Предусмотрена форма представления доклада онлайн и его дистанционное обсуждение.
  • неблокирующий Работа на семинрах
    Предусмотрена дистанционная форма работы на семинарах, в частности, подготовка докладов по темам, предложенным преподавателем.
  • блокирующий Устный доклад
    Предусмотрена форма представления доклада онлайн и его дистанционное обсуждение.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Предусмотрена дистанционная форма работы на семинарах, в частности, подготовка докладов по темам, предложенным преподавателем.
  • блокирующий Устный доклад
    Предусмотрена форма представления доклада онлайн и его дистанционное обсуждение.
  • неблокирующий Работа на семинрах
    Предусмотрена дистанционная форма работы на семинарах, в частности, подготовка докладов по темам, предложенным преподавателем.
  • блокирующий Устный доклад
    Предусмотрена форма представления доклада онлайн и его дистанционное обсуждение.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Предусмотрена дистанционная форма работы на семинарах, в частности, подготовка докладов по темам, предложенным преподавателем.
  • блокирующий Устный доклад
    Предусмотрена форма представления доклада онлайн и его дистанционное обсуждение.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Устный доклад
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.5 * Устный доклад + 0.5 * Работа на семинрах
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Устный доклад + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Правила пиитические, о стихотворении российском и латинском - Издательские архивы - 1790 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913396
  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858

Авторы

  • Казарцев Евгений Вячеславович