Бакалавриат
2021/2022
Визуальная культура Японии
Статус:
Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Магера Юлия Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
70
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса по подготовке специалистов в области современной японской визуальной культуры (на примере комиксов манга и аниме) освещаются как теоретические аспекты, так и практические стороны производства данных видов культурной продукции. Это поможет обрести разносторонние знания и глубже понять изучаемые объекты, попробовать себя в практике перевода манги. Курс направлен на выработку знаний об истории формирования новых видов искусства Японии, о процессах и тенденциях, происходящих в мире современной манги и аниме, об особенностях стилистики и грамматики этих двух видов искусства и их влиянии на искусство других стран. Это позволит познакомиться со специальной терминологией, основными теоретическими концепциями, ключевыми фигурами, спецификой жанров и особенностями данных медиа.
Цель освоения дисциплины
- Acquisition of knowledge on the historical development of Japanese cinema, its artistic tendencies, distribution and reception patterns.
- Приобретение базовых знаний об истории и особенностях развития японских комиксов (манга) и японской анимации;
- Developing the skills for critically engaging with Japanese film and media.
- Развитие навыков перевода японской манги;
- Acquisition of analytical tools and language skills necessary for conducting research in the field of Japanese film and media.
- Освоение специальной терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области культурологии, а также в исследованиях манги (manga studies) и аниме (anime studies).
Планируемые результаты обучения
- Can contextualise early Japanese cinema within a larger history of its performing arts.
- Can identify the differences between the Japanese "New Wave" and similar film movements outside Japan. Is cognizant of the artistic and ideological beliefs that motivated young Japanese filmmakers to experiment with the medium.
- Can identify the major technical, economic and political factors that accompanied Japan's transition to sound.
- Is cognizant of genre conventions that characterize commercial fillmmaking in Japan. Can define: jidaigeki, kaiju-eiga, shomingeki, hahamono, taiyozoku-eiga, etc.
- Knows how to conduct the research on film distribution and reception in prewar and postwar Japan.
- Knows the differences between the artistic styles of Ozu Yasujiro, Mizoguchi Kenji, Kurosawa Akira, and other major Japanese film directors.
- Knows the history behind the international advances of Japanese film and media.
- Understands the artistic and ideological motifs behind the efforts to modernize Japanese cinema in 1917-1923.
- Understands the political, cultural, and economic effects of film censorship undertaken by the state during the WWII and Allied Occupation.
- Understands the ways in which documentary cinema and television have influenced Japanese commercial cinema, its distribution and reception patterns.
- Знает историю формирования жанров и поджанров аниме и манги: сёнэн, сёдзё, меха, ёкай и др.
- Знает ключевые вехи в истории развития японской мультипликации. Может перечислить анимационные ленты и их авторов.
- Знает названия и специфику структурных элементов манги. Может интерпретировать символическое значение того или иного элемента.
- Знает об основных японских инструментах, с помощью которых рисуется манга. Может перечислить этапы производства и выпуска манги.
- Знает особенности оформления перевода манги. Обладает практическими навыками перевода отрывка манги.
- Знает особенности формирования традиции «манга» в эпоху Эдо и Мэйдзи. Может перечислить имена художников укиё-э, карикатуристов и авторов стрипов начала конца ХIХ – нач. ХХ вв.
- Знает различные трактовки термина «манга», ключевые виды и жанры манги. Понимает специфику японских комиксов и национальные разновидности манги за рубежом.
- Знает, в каких видах традиционного искусства Японии исследователи находят истоки выразительных средств манги. Разбирается в проблеме датировки отдельных протокомисных форм искусства. Может привести примеры современных способов использования традиционных японских сюжетов и стилистики в манге и аниме.
- Может назвать ключевые этапы в развитии послевоенной манги и ключевых авторов. Разбирается в стилистике разных жанров манги.
- Может перечислить основные исторические этапы и современные подходы к изучения японских комиксов в академической среде.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Введение в культуру японских комиксов манга
- Тема 2 Предыстория манги (ХIХ в.) и история довоенной манги (1900-1940-е)
- Тема 3 История послевоенной манги (1945-2000-е)
- Kabuki Cinema
- The Pure Film Movement
- Тема 4 Традиционалистский подход к манге
- Transition to sound: modernism and social criticism during the 1930s
- Тема 5 Практическая сторона манги
- Film propaganda: The Fifteen Years’ War (1931-1945) and American Occupation (1945-1952)
- Тема 6 Практика перевода манги
- Japanese Auteurs: Ozu, Kurosawa, Mizoguchi
- Тема 7 Грамматика манги
- Genre and gender during the “golden age” of cinema
- Тема 8 История развития японской мультипликации
- Film distribution and spectatorship
- Тема 9 Специфика манги и аниме сквозь призму жанров
- Japanese “New Wave”
- Тема 10 Формирование дисциплины Japanese Manga Studies
- Documentary and television
- Global Japanese Cinema
Элементы контроля
- Class participation
- Midterm paper
- Final paper
- Presentation
- Test
- Тесты
- Эссе
- Работа на семинарских занятиях
- Письменный экзамен
- Работа на семинарских занятиях
- Тесты
- Эссе 1
- Письменный экзамен
- Эссе 2
- Презентация
- Работа на семинарских занятиях
- Письменный экзамен
- Тесты
- Письменный перевод манги
- Работа на семинарских занятиях
- Устный экзамен
- Тесты
- Письменный перевод манги
- Работа на семинарских занятиях
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 3 модуль0.3 * Test + 0.7 * Class participation
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.25 * Class participation + 0.15 * Midterm paper + 0.15 * Test + 0.15 * Presentation + 0.3 * Final paper
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * Письменный перевод манги + 0.25 * Устный экзамен + 0.25 * Тесты + 0.25 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aaron Gerow, Visions of Japanese Modernity : Articulations of Cinema, Nation, and Spectatorship, 1895-1925
- Abé Mark Nornes, Japanese Documentary Film : The Meiji Era through Hiroshima (University of Minnesota Press, 2003).
- Adam Kern. (2020). Manga From the Floating World : Comicbook Culture and the Kibyōshi of Edo Japan. Brill.
- Chris Stuckmann. (2018). Anime Impact : The Movies and Shows That Changed the World of Japanese Animation. Mango Media.
- Dani Cavallaro. (2013). Japanese Aesthetics and Anime : The Influence of Tradition. McFarland.
- Davisson, Z. (2017). The Osamu Tezuka Story: A Life in Manga and Anime. World Literature Today, 91(2), 94–95. https://doi.org/10.7588/worllitetoda.91.2.0094
- Evgeny Steiner. (2014). Endlessly Variegated Pictures: A Pictorial Encyclopedia Of Old Japanese Life (An Introduction To Hokusai Manga’s Full Edition With Commentaries”). HSE Working Papers.
- Gyllenfjell, P. (2013). Case Study of Manga Translation Problems.
- Jeannie Lee. (2020). Drawing: Manga : Learn to Draw Step by Step. Walter Foster Publishing.
- Mark Nornes, Forest of Pressure : Ogawa Shinsuke and Postwar Japanese Documentary (University of Minnesota Press, 2007).
- Mitsuyo Wada-Marciano, Nippon Modern : Japanese Cinema of the 1920s And 1930s
- Salina Christmas. (2019). “The Citi Exhibition Manga マンガ” (British Museum, 2019). The Comics Grid: Journal of Comics Scholarship, 9(1). https://doi.org/10.16995/cg.181
- Tanaka, Y. (2010). War and Peace in the Art of Tezuka Osamu: The humanism of his epic manga. Asia-Pacific Journal: Japan Focus, 38, 4.
- Thomas Lamarre. (2010). Speciesism, Part II: Tezuka Osamu and the Multispecies Ideal. Http://Www.Lamarre-Mediaken.Com/Site/Parables_of_the_Animal_files/Speciesism%20Pt%202.Pdf.
- Vollmar, R. (2012). Dark Side of the Manga: Tezuka Osamu’s Dark Period. World Literature Today, 86(2), 14–19. https://doi.org/10.7588/worllitetoda.86.2.0014
- Yoshiharu Tezuka, Japanese Cinema Goes Global : Filmworkers' Journeys
- Zília Papp. (2011). Traditional Monster Imagery in Manga, Anime and Japanese Cinema. Brill.
- Манга в Японии и России. Вып. 2: ., , 2018
- Манга в Японии и России. Вып.1: Субкультура отаку, история и анатомия японского комикса, , 2018
- Мир комиксов : протообразы, японская манга, кинокомикс, , 2020
- Мир комиксов-2020 : диафильм, супергерои, японская субкультура, , 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Colette Balmain, Introduction to Japanese Horror Film
- Hikari Hori, Promiscuous Media : Film and Visual Culture in Imperial Japan, 1926-1945 (Cornell University Press, 2018).
- Hiroshi Kitamura, Screening Enlightenment : Hollywood and the Cultural Reconstruction of Defeated Japan (Cornell University Press, 2011).
- Jennifer Coates, Making Icons : Repetition and the Female Image in Japanese Cinema, 1945–1964 (Hong Kong University Press, 2016).
- Peter Wild, Akira Kurosawa (Reaktion Books, Limited, 2014).
- Scott Nygren, Time Frames : Japanese Cinema and the Unfolding of History
- Stevie Suan. (2013). The Anime Paradox : Patterns and Practices Through the Lens of Traditional Japanese Theater. Brill.
- Toni Johnson-Woods. (2010). Manga : An Anthology of Global and Cultural Perspectives. Continuum.
- William M. Tsutsui and Michiko Ito, In Godzilla's Footsteps : Japanese Pop Culture Icons on the Global Stage