Бакалавриат
2021/2022
Введение в классическую филологию и византинистику
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
132
Программа дисциплины
Аннотация
Предметом курса является базовые сведения о науке о классической древности, ее предмете, источниках, методах и составляющих областей знания. Цель курса — дать студентам начальное представление как о классической древности, так и о том, какие способами доступна информация о ней, о том, какими способами она исследуется, как эти способы исторически формировались и в какое множествуо связанных друг с другом дисциплин вылились. Отдельной составляющей курса является демонстрация различных современных подходов к античному материалу, в том числе и основанных на передовых информационных технологиях. Курс тесно взаимосвязан с последующими курсами по античной истории и литературе, с изучением классических языков, и является основой практически для всех дальнейших профессиональных курсов классико-филологического цикла. Особое внимание уделяется таким областям античной культуры, которые не охвачены дальнейшими курсами (например, история античной науки и ее основные памятники).
Цель освоения дисциплины
- дать представление о предмете классической филологии и основных этапах ее развития с момента ее возникновения в самой античности;
- определить место классической филологии в ряду смежных гуманитарных дисциплин;
- показать ее лингвистические, источниковедческие, теоретико- и историко-литературные составляющие;
- описать множество различных подлежащих исследованию филолога-классика памятников и наметить основные принципы и возможности их анализа;
- познакомить студентов с основными словарями. справочными источниками и базами данных по специальности, показать первичные навыки профессионального поиска.
- усвоение студентами знаний о специфике византийской культуры (в соотнесении с античной, средневековой западноевропейской и древнерусской) и изучающей ее дисциплины — византиноведения.
Планируемые результаты обучения
- анализировать круг проблем, стоящих перед византиноведением на актуальном этапе развития научной дисциплины.
- в общих чертах ориентироваться в предметной области и методологии классической филологии
- владеть методами анализа памятников средневековой словесности.
- владеть навыками работы с профессиональными византиноведческими ресурсами и базами данных;
- владеть навыками чтения научной византиноведческой литературы на русском и английском языках;
- Иметь представление о различных археологических источниках периода и о том, какого рода информацию о периоде они предоставляют исследователям.
- Иметь представление об основным особенностях Византийской архитектуры.
- использовать в научно-исследовательской деятельности знания, полученные в ходе освоения дисциплины;
- называть основные вехи истории изучения античного мира Византии;
- описывать историю и нынешнее состояние науки о Византии.
- описывать периодизацию истории Древней Греции, Рима и Византии;
- Ориентироваться в общих тенденциях отношений Византии с соседними народами и государствами.
- Ориентироваться в особенностях повседневной культуры Византии: быт, социальные нормы, устройство города.
- Понимать основные культурные коннотации термина "Византия" вне конкретного исторического периода.
- уметь оценивать актуальность стоящих перед византиноведением научных проблем;
- уметь перечислять основные даты, названия, имена, термины в области классической филологии;
- уметь разносторонне представлять филологические памятники различных категорий (тексты древних авторов в рукописной и эдиционной традиции, фрагменты, эпиграфические, лингвистические материалы и пр.) и понимать типичные филологические проблемы, с ними связанные;
- уметь самостоятельно анализировать фрагменты памятников византийской литературы (в переводе);
- уметь устно и письменно излагать базовые филологические знания и, опираясь на них, излагать собственное мнение и вести дискуссию о профессиональных проблемах.
Содержание учебной дисциплины
- Часть 1. Введение в классическую филологию. Раздел 1. Предмет классической филологии
- Раздел 2. Классическая филология и становление европейской системы образования и науки
- Раздел 3. Основные вехи развития античной культуры
- Раздел 4. Основные справочные источники по классической филологии.
- Честь 2. Византинистика. Тема 1. Что такое Византия?
- Тема 2. Политическая культура Византии.
- Тема 3. Религиозная культура Византии.
- Тема 4. Городская жизнь Византии.
- Тема 5. Социальная культура Византии.
- Тема 6. Экономическая культура Византии.
- Тема 7. Византийская литература. 1. Историография ранневизантийского времени.
- Тема 8. Византийская литература 2. Историография средней и поздней Византии.
- Тема 9. Византийская литература 3. Судьбы поэзии.
- Тема 10. Византийская литература 4. Старые и новые прозаические жанры.
- Тема 11. Византийское искусство.
- Тема 12. Византийское искусство.
- Тема13. Культура повседневности в Византии.
- Тема 14. Что мы знаем о Византии благодаря археологии?
- Тема 15. Византия и окружающий мир.
- Тема 16. Византия после Византии.
- Тема 17. Развитие науки о Византии.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Коллоквиум + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Семинарское занятие
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Занимательная Греция : рассказы о древнегреческой культуре, Гаспаров, М. Л., 2002
- Пайдейя: воспитание античного грека. Т.1: ., Йегер, В., 2001
- Пайдейя: воспитание античного грека. Т.2: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем), Йегер, В., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Искусство Византии, Райс, Д. Т., 2002