• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Теория принятия решений

Статус: Курс обязательный (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 14
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен применению аппарата теории игр и математического моделирования к анализу международных процессов и принятию индивидуальных и коллективных решений. Анализируется вопрос: в каких обстоятельствах и почему принимаются политические решения. Рассматривается теоретико-игровой подход к анализу международных событий. Анализируются вопросы, с созданием коалиций и с оценкой влияния партий и фракций в парламенте. Приводится краткая история теории голосования с древнейших времен до наших дней. Описываются наиболее распространенные процедуры голосования в малых группах. Описываются процедуры справедливого дележа, основанные на различных принципах. На семинарских занятиях предполагается решение прикладных задач и разбор кейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Теория принятия решений» являются: - формирование представлений у студентов о теоретических основах принятия решений в конфликтных ситуациях (принятие коллективных решений при различающихся предпочтениях избирателей; изучение оптимальных стратегий в играх, что позволяет описать кооперативное и некооперативное поведение в политике; оценка влияния стран в международных организациях; выбор лучшей альтернативы из нескольких возможных в случае, когда эти альтернативы оцениваются по нескольким критериям, и т.д.); - формирование представлений об областях практического применения теоретических моделей принятия решений при анализе международных процессов; - формирование умений применять основные положения теории графов , теории множеств, комбинаторики и т.д.; - формирование умения демонстрировать знание и понимание основных определений, теорем, алгоритмов и методов решения задач по курсу; - приобретение умений строить логически выверенные рассуждения; - формирование умения пользоваться методами принятия решений (в частности, теории коллективного и многокритериального выбора, теории игр, методов справедливого дележа, методов оценки влияния участников в группе) для формализации и решения прикладных задач; - развитие навыков самостоятельной работы и умений находить и перерабатывать дополнительную информацию в данной предметной области; - развитие творческого, научного потенциала студентов, их познавательных интересов в области математики конфликта и принятия политических решений, стимулирование к дальнейшему занятию научной деятельностью
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает различные правила голосования и парадоксы
  • знает разные системы пропорционального представительства, может применять критерии справедливости методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Многокритериальные процедуры принятия решений
  • Тема 3. Сдерживание и кризис стабильности.
  • Тема 2. Теоретико-игровой анализ в политике.
  • Тема 4. Принятие решений с помощью голосования.
  • Тема 5. Системы пропорционального представительства.
  • Тема 6. Влияние партий и фракций в парламенте. Коалиции.
  • Тема 7. Оценка симметричности и поляризованности политических взглядов общества. Сбалансированность парламента.
  • Тема 8. Методы справедливого дележа.
  • Тема 9. Сетевой анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа и аудиторная оценка
  • блокирующий Экзамен
    Письменный экзамен проводится в дистанционном режиме на платформе ZOOM. После проведения экзамена и проверки письменных экзаменационных работ преподаватель имеет право выборочно проверить, насколько тот или иной студент может объяснить решение той или иной задачи в экзаменационном задании.
  • неблокирующий Материалы для самостоятельной проверки знаний при подготовке к экзаменам
    Задача № 1. Семья из четырех человек: отец, мать, сын и дочь собираются отметить семейное торжество. Ресторан выбирается на основе гастрономических пристрастий членов семьи. Исходя из это-го рассматриваются следующие варианты: итальянский ( I ), китайский ( К), мексиканский ( М ) и французский (F). Предпочтения членов семьи выглядят следующим образом:' Отец Мать Сын Дочь M F K K F K I F I I M I K M F M Какой ресторан будет выбран, если для коллективного решения используется: а) правило относительного большинства; б) процедура Борда; в) процедура Коупленда. Задача № 2 Совет директоров банка состоит из 5 человек: P, A, B, C, D. Президент банка Р имеет два голоса, остальные члены совета – по одному. Решение считается принятым, если за него подано не менее 4 голосов. Найти индекс влияния Банцафа каждого члена совета директоров. Задача № 3 Подсчитать показатель поляризованности Государственной Думы РФ 5-го созыва (2008 – 2011 гг.) Партия Число депу- % татов Единая Россия 315 70.00 КПРФ 57 12.67 ЛДПР 40 8.89 Справедливая Россия 38 8.44 Итого: 450 100,00 Задача № 4 Семейная пара выбирает, как провести воскресенье. Муж предпочитает футбол, жена – театр. Они могут провести вечер порознь, но это решение для них менее предпочтительно, чем решение провести вечер вместе. Построить платежную матрицу для этой ситуации. Найти равновесие Нэша. Задача № 5. Бывшие супруги решили, что при разделе имущества они воспользуются процедурой «Подстраивающийся победитель». В таблице представлены предпочтения каждого из бывших супругов относительно совместно нажитого имущества: Муж Жена Квартира 40 15 Дача 5 35 Вклад в венч. фонд 20 15 Мерседес 25 10 Джип 10 25 Всего: 100 100 a) Что получит каждый из бывших супругов после раздела имущества? b) Как жена, зная предпочтения мужа, может указать свои ложные предпочтения, чтобы получить лучшие для себя результаты дележа? Задача № 6. Кроме того, Муж и Жена решили поделить собрания сочинений русских писателей, используя процедуру «Сбалансированная очередность». Их предпочтения относительно собраний сочинений: Муж Жена Толстой Пушкин Пушкин Гоголь Гоголь Тургенев Достоевский Достоевский Лесков Толстой Тургенев Лесков а) Какие собрания сочинений на каждом этапе процедуры будут передаваться Мужу, какие –Жене, а какие – попадут в «спорную кучу»? б) При выборе из «спорной кучи» право первого хода принадлежит Жене. Какие собрания сочинений получит каждый из бывших супругов в результате дележа?
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен + 0.15 * Контрольная работа и аудиторная оценка
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бинарные отношения, графы и коллективные решения : учеб. пособие для вузов, Алескеров, Ф. Т., 2006
  • Бинарные отношения, графы и коллективные решения : учеб. пособие, Алескеров, Ф. Т., 2012
  • Голосование в малых группах : процедуры и методы сравнительного анализа, Вольский, В. И., 1991

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The measurement of voting power : theory and practice, problems and paradoxes, Felsenthal, D. S., 1998
  • Влияние и структурная устойчивость в Российском парламенте (1905 - 1917 и 1993 - 2005 гг.), Алескеров, Ф. Т., 2007
  • Делим по справедливости, или гарантия выигрыша каждому, Брамс, С. Дж., 2002
  • Индекс согласованности позиций групп в выборных органах. Препринт WP7/2004/02, Благовещенский, Н. Ю., 2004
  • Системы пропорционального представительства и индексы представительности парламента : Препринт WP7/2003/05, Алескеров, Ф. Т., 2003

Авторы

  • Вольский Владимир Иванович
  • Алескеров Фуад Таги оглы