• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Постколониальный мир Африки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире страны Африки занимают все более значимое место в системе международных и экономических отношений. Демографическая динамика, перенаправление миграционных потоков способствуют тому, что странам Запада приходится вырабатывать принципы взаимоотношения с народами Африки не только на межгосударственном, но и на внутригосударственном уровне. Ни одна долгосрочная прогностическая модель развития современного мира уже не может не учитывать роль стран Африканского региона. Все это повышает интерес и актуальность тем, связанных с политическим, культурным и социальным развитием стран Африки. В ходе изучения курса студенты смогут познакомиться с основными особенностями развития стран Африки. Во-первых, они должны получить четкое представление о специфике перехода в странах Африки от доколониального общества к современному. Во-вторых, выяснить — какую роль в эволюции африканского социума сыграл европейский колониализм. Студенты должны получить представление о специфике зависимого развития и о формировании отношений между центром и периферией в мировой колониальной системе. В-третьих, уяснить характер социально-политического устройства независимых африканских стран. Важной составляющей данного курса является также изучение государственных идеологий и альтернативных концепций общественного и государственного устройства, получивших распространение в Африке в XX веке. Это поможет глубже понять не только специфику «африканского менталитета», но и принципы, на которых выстраивается межкультурный диалог в современном мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с основной проблематикой, ключевыми понятиями и историографией истории Африки в XX веке, а также с основными типами источников по истории этого региона.
  • Сформировать у студентов навыки исследования неевропейских обществ и познакомить их с основами методическими подходами к анализу исторической проблематики этих обществ.
  • Способствовать формированию у студентов мировоззрения, чуждого европоцентризму и расизму
  • Сформировать умение использовать всю совокупность данных источников по истории Африки при решении аналитических задач в теоретических и практических исследованиях общего характера.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных историографических концепций и источников
  • Знание основных концепций и теорий развития африканских обществ, умение проводить их компаративный анализ.
  • Знание основных событий, умение анализировать исторические процессы.
  • Знание основных событий, умение анализировать политические процессы.
  • Знать периодизацию, уметь анализировать исторические процессы.
  • Умение оперировать историческим и фактами, понимание процессов политической и социальной трансформации.
  • Умение оперировать историческим и фактами, понимание процессов социальной трансформации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Африка во всемирной истории: роль и значение.
  • Тема 2. Источники и историография.
  • Тема 3. Колониальный державы и особенности процесса деколонизации в Африке.
  • Тема 4. Становление независимых государств в Африке в 1960-1970-е гг.
  • Тема 5. Страны Африки и холодная война
  • Тема 6. Режим апартхейда и борьба против него в Южной Африке (1948-1994)
  • Тема 7. Страны Африки в 1980-2000е гг.: новые вызовы и поиски путей развития.
  • Тема 8. Африка и Россия: основные этапы отношений. Африка в истории России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады
  • неблокирующий работа студентов на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.3 * Доклады + 0.1 * работа студентов на семинарских занятиях + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Лунёв С. И. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-03133-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-posle-vtoroy-mirovoy-voyny-v-2-ch-chast-2-434087
  • Под ред. Лунёва С.И. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 428с. - ISBN: 978-5-534-03131-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-posle-vtoroy-mirovoy-voyny-v-2-ch-chast-1-433151
  • Соколов А. Б. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 309с. - ISBN: 978-5-534-07181-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-istoriografiya-novoy-i-noveyshey-istorii-437269

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Имперский вопрос - национальный ответ : сб. науч. ст., , 2009
  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Мир в XX веке, , 2001

Авторы

  • Воеводский Александр Валентинович