Бакалавриат
2021/2022
Социоэкономика
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В условиях ускорения темпов изменений, увеличения потерь от неучтенных взаимосвязей между экономическими и социальными аспектами развития растет потребность в экономистах и менеджерах, сочетающих способности к анализу экономики с широким пониманием социальных отношений и умеющих применять эти знания в управлении (компаниями, отраслями, некоммерческими организациями, поселениями, регионами и др.). Решению этой задачи содействует стремительно развивающаяся в последние два десятилетия социоэкономика. С учетом круга практических проблем, с которыми сталкиваются выпускники экономических факультетов, данный курс базируется на более широкой - междисциплинарной - основе, но главную роль отводит экономическому подходу. Цель курса - показать, что приложение социоэкономического подхода к осмыслению широкого (и постоянно растущего) класса практических задач способно содействовать принятию более эффективных управленческих решений в соответствующей области. В результате освоения дисциплины «Социоэкономика» студенты должны уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений о базовых принципах социоэкономического подхода, его возможностях и ограничениях, закономерностях связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства систем разных уровней.
- Развитие компетенций, связанных с системным и многоаспектным анализом актуальных социально-экономических процессов и проблем (на основе комбинирования разных аналитических подходов: экономического, социологического и социально-психологического).
- Формирование навыков приложения социоэкономического подхода к осмыслению конкретных практических проблем и поиску путей их ослабления (решения).
Планируемые результаты обучения
- Владеть методами и приемами экономического анализа социальных процессов и явлений. Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
- Владеть методами экономической оценки социальных процессов и явлений, понимать их преимущества и ограничения.
- Владеть методологией социоэкономического исследования конкретных практических проблем и путей их решения.
- Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций)
- Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций).
- Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
- Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
- Знать базовые принципы основных версий социоэкономики, их понятийный аппарат, общие черты и различия, возможности и ограничения. Иметь представление о классе практических проблем разных уровней (макро-, мезо-, микро-), в осмыслении которых продуктивен социоэкономический подход (в том числе в современной России)
- Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов
- Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов.
- Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях
- Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях.
- Уметь комбинировать разные аналитические подходы (экономический, социологический и социально-психологический) в осмыслении актуальных практических вызовов; интегрировать в междисциплинарный анализ преимущества экономического подхода; творчески соединять преимущества подходов разных наук в решении конкретных практических проблем: а) в бизнесе и б) государственном (региональном, муниципальном) управлении.
- Уметь конструировать экономические и социальные индикаторы (показатели) для оценки связи между экономическими и социальными аспектами в функционировании и развитии изучаемого объекта, производить количественные / стоимостные оценки социальных процессов и явлений.
- Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
- Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
Содержание учебной дисциплины
- Введение в социоэкономику
- Культурные ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
- Статусно-сетевые ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования
- Социально-психологические ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
- Социоэкономика и социально-экономическая политика (СЭП)
- Экономическая оценка человеческой жизни как инструмент СЭП.
- Социоэкономика компании: социальные ресурсы и выбор деловой стратегии
- Потенциал социоэкономического анализа на макроуровне. Выбор социально-экономической стратегии трансформации отношений собственности в России (Г.А.Явлинский)
Элементы контроля
- эссе5-7 страниц, шрифт 12
- Активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, домашние задания)На коллоквиумах проводится разбор лучших презентаций по итогам деловых игр, а также устный опрос
- Экзамен (письменная работа) Lms тест, конференция ZoomДля разрешения спорных вопросов по результатам письменных работ преподаватель вправе проводить дополнительный устный опрос студентов по Программе курса с приглашением других преподавателей по данной дисциплине
- эссе5-7 страниц, шрифт 12
- Активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, домашние задания)На коллоквиумах проводится разбор лучших презентаций по итогам деловых игр, а также устный опрос
- Экзамен (письменная работа)Для разрешения спорных вопросов по результатам письменных работ преподаватель вправе проводить дополнительный устный опрос студентов по Программе курса с приглашением других преподавателей по данной дисциплине
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульОитоговая = 0.4* Отекущая активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, «мозговые штурмы», домашнее задание) + 0.3* Оэссе + 0.3*Оэкзамен (письменная работа)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Etzioni, A. (2003). Toward a new socio-economic paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9633F5D6
- Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих) : учеб. пособие для вузов, Шабанова, М. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alberto Alesina, George-marios Angeletos, Olivier Blanchard, Peter Diamond, Glenn Ellison, Jon Gruber, … G. M. Angeletos. (2005). Fairness and Redistribution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.229835A8
- Callan, S. J., & Thomas, J. M. (2009). Corporate financial performance and corporate social performance: an update and reinvestigation. Corporate Social Responsibility & Environmental Management, 16(2), 61–78. https://doi.org/10.1002/csr.182
- Dolfsma, W., & Davis, J. B. (2015). The Elgar Companion to Social Economics (Vol. Second edition). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1000427
- Fey, C. F., & Denison, D. R. (2003). Organizational Culture and Effectiveness: Can American Theory Be Applied in Russia? Organization Science, 14(6), 686–706. https://doi.org/10.1287/orsc.14.6.686.24868
- Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? Journal of Economic Perspectives, 20(2), 23–48. https://doi.org/10.1257/jep.20.2.23
- Mark Granovetter. (2005). The Impact of Social Structure on Economic Outcomes. Journal of Economic Perspectives, (1), 33. https://doi.org/10.1257/0895330053147958
- Paola Sapienza, Luigi Zingales, & Luigi Guiso. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? NBER Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.nbr.nberwo.11999
- Pryor, F. L. (2007). Culture and Economic Systems. American Journal of Economics & Sociology, 66(4), 817–855. https://doi.org/10.1111/j.1536-7150.2007.00541.x
- Starr, M. A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Behavioral and Experimental Economics (Formerly The Journal of Socio-Economics), (6), 916. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.soceco.v38y2009i6p916.925
- Vergragt, P., Brown, H. S., & Cohen, M. J. (2013). Innovations in Sustainable Consumption : New Economics, Socio-technical Transitions and Social Practices. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495628
- W. Kip Viscusi, & Joseph E. Aldy. (2003). The Value of a Statistical Life: A Critical Review of Market Estimates Throughout the World. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB751C8
- Walker, K. (2010). A Systematic Review of the Corporate Reputation Literature: Definition, Measurement, and Theory. Corporate Reputation Review, 12(4), 357–387. https://doi.org/10.1057/crr.2009.26
- Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25