• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Социоэкономика

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В условиях ускорения темпов изменений, увеличения потерь от неучтенных взаимосвязей между экономическими и социальными аспектами развития растет потребность в экономистах и менеджерах, сочетающих способности к анализу экономики с широким пониманием социальных отношений и умеющих применять эти знания в управлении (компаниями, отраслями, некоммерческими организациями, поселениями, регионами и др.). Решению этой задачи содействует стремительно развивающаяся в последние два десятилетия социоэкономика. С учетом круга практических проблем, с которыми сталкиваются выпускники экономических факультетов, данный курс базируется на более широкой - междисциплинарной - основе, но главную роль отводит экономическому подходу. Цель курса - показать, что приложение социоэкономического подхода к осмыслению широкого (и постоянно растущего) класса практических задач способно содействовать принятию более эффективных управленческих решений в соответствующей области. В результате освоения дисциплины «Социоэкономика» студенты должны уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о базовых принципах социоэкономического подхода, его возможностях и ограничениях, закономерностях связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства систем разных уровней.
  • Развитие компетенций, связанных с системным и многоаспектным анализом актуальных социально-экономических процессов и проблем (на основе комбинирования разных аналитических подходов: экономического, социологического и социально-психологического).
  • Формирование навыков приложения социоэкономического подхода к осмыслению конкретных практических проблем и поиску путей их ослабления (решения).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть методами и приемами экономического анализа социальных процессов и явлений. Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Владеть методами экономической оценки социальных процессов и явлений, понимать их преимущества и ограничения.
  • Владеть методологией социоэкономического исследования конкретных практических проблем и путей их решения.
  • Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций)
  • Владеть навыками последовательной реализации системного подхода на всех этапах изысканий (проектирование, собственно исследование, разработка рекомендаций).
  • Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Владеть навыками правильного выбора основных заинтересованных сторон (с учетом их влиятельности, активности, легитимности), а также целевых групп, которым предназначены результаты исследования.
  • Знать базовые принципы основных версий социоэкономики, их понятийный аппарат, общие черты и различия, возможности и ограничения. Иметь представление о классе практических проблем разных уровней (макро-, мезо-, микро-), в осмыслении которых продуктивен социоэкономический подход (в том числе в современной России)
  • Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов
  • Знать закономерности двусторонних связей между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней; каналы и механизмы влияния/вмешательства социальных процессов в логику экономического поведения, в соотношение затрат и результатов.
  • Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях
  • Уметь анализировать экономические процессы (проблемы) с учетом их обусловленности более широким социальным контекстом, а также с учетом обратного влияния экономики на него; выявлять двусторонние связи между экономическими и социальными процессами на разных уровнях.
  • Уметь комбинировать разные аналитические подходы (экономический, социологический и социально-психологический) в осмыслении актуальных практических вызовов; интегрировать в междисциплинарный анализ преимущества экономического подхода; творчески соединять преимущества подходов разных наук в решении конкретных практических проблем: а) в бизнесе и б) государственном (региональном, муниципальном) управлении.
  • Уметь конструировать экономические и социальные индикаторы (показатели) для оценки связи между экономическими и социальными аспектами в функционировании и развитии изучаемого объекта, производить количественные / стоимостные оценки социальных процессов и явлений.
  • Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
  • Уметь прилагать методологию социоэкономического анализа к осмыслению конкретных практических проблем: от системного взгляда на проблему до обоснования наиболее эффективных способов ее решения (ослабления) на основе сопоставления широко понимаемых затрат и результатов и учета определенных социальных ограничений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социоэкономику
  • Культурные ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
  • Статусно-сетевые ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования
  • Социально-психологические ресурсы в хозяйственной жизни: экономические издержки, обретения, возможности регулирования.
  • Социоэкономика и социально-экономическая политика (СЭП)
  • Экономическая оценка человеческой жизни как инструмент СЭП.
  • Социоэкономика компании: социальные ресурсы и выбор деловой стратегии
  • Потенциал социоэкономического анализа на макроуровне. Выбор социально-экономической стратегии трансформации отношений собственности в России (Г.А.Явлинский)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    5-7 страниц, шрифт 12
  • неблокирующий Активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, домашние задания)
    На коллоквиумах проводится разбор лучших презентаций по итогам деловых игр, а также устный опрос
  • неблокирующий Экзамен (письменная работа) Lms тест, конференция Zoom
    Для разрешения спорных вопросов по результатам письменных работ преподаватель вправе проводить дополнительный устный опрос студентов по Программе курса с приглашением других преподавателей по данной дисциплине
  • неблокирующий эссе
    5-7 страниц, шрифт 12
  • неблокирующий Активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, домашние задания)
    На коллоквиумах проводится разбор лучших презентаций по итогам деловых игр, а также устный опрос
  • неблокирующий Экзамен (письменная работа)
    Для разрешения спорных вопросов по результатам письменных работ преподаватель вправе проводить дополнительный устный опрос студентов по Программе курса с приглашением других преподавателей по данной дисциплине
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Оитоговая = 0.4* Отекущая активность на семинарах и лекциях (деловые игры, разбор кейсов, «мозговые штурмы», домашнее задание) + 0.3* Оэссе + 0.3*Оэкзамен (письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Etzioni, A. (2003). Toward a new socio-economic paradigm. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9633F5D6
  • Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих) : учеб. пособие для вузов, Шабанова, М. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alberto Alesina, George-marios Angeletos, Olivier Blanchard, Peter Diamond, Glenn Ellison, Jon Gruber, … G. M. Angeletos. (2005). Fairness and Redistribution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.229835A8
  • Callan, S. J., & Thomas, J. M. (2009). Corporate financial performance and corporate social performance: an update and reinvestigation. Corporate Social Responsibility & Environmental Management, 16(2), 61–78. https://doi.org/10.1002/csr.182
  • Dolfsma, W., & Davis, J. B. (2015). The Elgar Companion to Social Economics (Vol. Second edition). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1000427
  • Fey, C. F., & Denison, D. R. (2003). Organizational Culture and Effectiveness: Can American Theory Be Applied in Russia? Organization Science, 14(6), 686–706. https://doi.org/10.1287/orsc.14.6.686.24868
  • Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? Journal of Economic Perspectives, 20(2), 23–48. https://doi.org/10.1257/jep.20.2.23
  • Mark Granovetter. (2005). The Impact of Social Structure on Economic Outcomes. Journal of Economic Perspectives, (1), 33. https://doi.org/10.1257/0895330053147958
  • Paola Sapienza, Luigi Zingales, & Luigi Guiso. (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? NBER Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.nbr.nberwo.11999
  • Pryor, F. L. (2007). Culture and Economic Systems. American Journal of Economics & Sociology, 66(4), 817–855. https://doi.org/10.1111/j.1536-7150.2007.00541.x
  • Starr, M. A. (2009). The social economics of ethical consumption: Theoretical considerations and empirical evidence. Journal of Behavioral and Experimental Economics (Formerly The Journal of Socio-Economics), (6), 916. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.soceco.v38y2009i6p916.925
  • Vergragt, P., Brown, H. S., & Cohen, M. J. (2013). Innovations in Sustainable Consumption : New Economics, Socio-technical Transitions and Social Practices. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495628
  • W. Kip Viscusi, & Joseph E. Aldy. (2003). The Value of a Statistical Life: A Critical Review of Market Estimates Throughout the World. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB751C8
  • Walker, K. (2010). A Systematic Review of the Corporate Reputation Literature: Definition, Measurement, and Theory. Corporate Reputation Review, 12(4), 357–387. https://doi.org/10.1057/crr.2009.26
  • Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25

Авторы

  • Карачаровский Владимир Владимирович
  • Шабанова Марина Андриановна