Бакалавриат
2021/2022
Структурная политика: современные практики и уроки
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Симачев Юрий Вячеславович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Основная цель курса-представить слушателям последовательный и разносторонний взгляд на предпосылки, причины и ограничения в формировании и реализации государственной структурной политики, а также на особенности этой политики применительно к отдельным секторам экономики. Курс включает в себя четыре основные темы: (1) промышленная политика (industrial policy), (2) инновационная политика (STI policy), (3) политика государства по формированию и совершенствованию деятельности финансовых институтов развития, (4) политика государства по созданию (трансформации) госкорпораций. Курс охватывает такие аспекты формирования и реализации структурной политики России в 2000-х, как модели политики в мире, драйверы и aакторы изменений, ключевые инструменты, система государственного управления и администрирования, отдельные кейсы в российской практике, ключевые уроки. В числе особенностей курса: взгляд на структурную политику с макро-, мезо- и микроуровня; оценка экономических, социальных, институциональных и правовых аспектов; анализ роли различных групп интересов; оценка ограничений в системе государственного управления; выявление «секретов успеха» по отдельным кейсам реализации структурной политики.
Цель освоения дисциплины
- (1) получение систематизированного представления о современных подходах к формированию и реализации структурной политики;
- (2) знание основных современных теорий и моделей, лежащих в основе формирования и реализации структурной политики;
- (3) овладение базовыми приемами оценки структурной политики, выявления и интерпретации уроков ее реализации
Планируемые результаты обучения
- Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире
- Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
- Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
- Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
- Способен к экспертному анализу и проектному консультированию на различных стадиях реализации проектов
- Способен критически оценивать и пере-осмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
- Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
- Способен работать в команде
- Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
- Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
Содержание учебной дисциплины
- Промышленная политика: базовые понятия и современное содержание
- 1.2. Промышленная политика: российская практика 2000-х, уроки на будущее
- 1.3. Промышленная политика России на современном этапе: вызовы и возможные направления
- 1.4 Промышленная политика: государственные корпорации как инструмент российской промышленной политики
- 2.1. Инновационная политика: основные понятия и современные особенности
- 2.2. Российская инновационная политика 2000-х: этапы, направления и основные меры
- 2.3. Инструменты российской инновационной политики: отдельные инициативы и уроки их реализации
- 2.4. Финансовые институты развития как инструмент российской инновационной политики
Элементы контроля
- Активность на лекциях и семинарахСтуденты не получают баллов за факт посещений лекций и семинаров – баллы начисляются только за содержательную активность на лекциях и качество участия в case-study и деловых играх на семинарах
- 1.выполнение двух письменных контрольных работ (по 45 минут); 2.подготовка эссе и презентацииПромежуточный контроль предполагает два возможных трека: (1) первый - выполнение двух письменных контрольных работ (по 45 минут); (2) второй - подготовка эссе и презентации по выбранной теме из списка предложенных, а затем доработка и защите его положений в форме презентации. По первому треку: в случае низкой оценки за письменную контрольную работу и при желании студента повысить оценку допускается последующее устное собеседование в течение 20-30 минут по отдельным вопросам из всего перечня вопросов, которые предлагались для контрольной работы. По второму треку: допускается подготовка и защита эссе группами до 2 человек. Второй трек предлагается тем студентам, которые были активны на лекциях и семинарах, отличались в лучшую сторону аргументированностью суждений, оригинальностью вопросов, творческим подходом к участию в дискуссиях. Допускается переход с одного трека на другой: с первого на второй – при хороших результатах первой контрольной работы; со второго на первый – при существенных трудностях (ограничениях) в творческом развитии положений эссе
- Накопленная оценка
- Активность на лекциях и семинарахСтуденты не получают баллов за факт посещений лекций и семинаров – баллы начисляются только за содержательную активность на лекциях и качество участия в case-study и деловых играх на семинарах
- 1.выполнение двух письменных контрольных работ (по 45 минут); 2.подготовка эссе и презентацииПромежуточный контроль предполагает два возможных трека: (1) первый - выполнение двух письменных контрольных работ (по 45 минут); (2) второй - подготовка эссе и презентации по выбранной теме из списка предложенных, а затем доработка и защите его положений в форме презентации. По первому треку: в случае низкой оценки за письменную контрольную работу и при желании студента повысить оценку допускается последующее устное собеседование в течение 20-30 минут по отдельным вопросам из всего перечня вопросов, которые предлагались для контрольной работы. По второму треку: допускается подготовка и защита эссе группами до 2 человек. Второй трек предлагается тем студентам, которые были активны на лекциях и семинарах, отличались в лучшую сторону аргументированностью суждений, оригинальностью вопросов, творческим подходом к участию в дискуссиях. Допускается переход с одного трека на другой: с первого на второй – при хороших результатах первой контрольной работы; со второго на первый – при существенных трудностях (ограничениях) в творческом развитии положений эссе
- Накопленная оценка
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модульОИ = 0,7*ОН + 0,3*ОЭ. Все округления производятся в соответствии с общими арифметическими правилами.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Goldberg, I., Goddard, J. G., Kuriakose, S., & Racine, J.-L. (2011). Igniting Innovation : Rethinking the Role of Government in Emerging Europe and Central Asia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.58B1683E
- Justin Yifu Lin. (2012). New Structural Economics : A Framework for Rethinking Development and Policy. The World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.wbk.wbpubs.2232
- Ken Warwick. (2013). Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers. https://doi.org/10.1787/5k4869clw0xp-en
- Pack, H., & Saggi, K. (2006). Is There a Case for Industrial Policy? A Critical Survey. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C103E549
- СИМАЧЕВ ЮРИЙ, КУЗЫК МИХАИЛ, & ЗУДИН НИКОЛАЙ. (2016). Импортозависимость И Импортозамещение В Российской Обрабатывающей Промышленности: Взгляд Бизнеса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BD135BB
- Юрий Симачев, Михаил Кузык, Борис Кузнецов, & Евгений Погребняк. (2014). Россия На Пути К Новой Технологической Промышленной Политике: Среди Манящих Перспектив И Фатальных Ловушек. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9241BF3C
Рекомендуемая дополнительная литература
- Anna Jankowska, Arne Nagengast, & José Ramón Perea. (2012). The Product Space and the Middle-Income Trap: Comparing Asian and Latin American Experiences. OECD Development Centre Working Papers. https://doi.org/10.1787/5k9909j2587g-en
- Feenstra, R. C., & Hanson, G. H. (1996). Globalization, outsourcing, and wage inequality. American Economic Review, 86(2), 240. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9605282492
- Gene M. Grossman, & Esteban Rossi-Hansberg. (2008). Trading Tasks: A Simple Theory of Offshoring. American Economic Review, (5), 1978. https://doi.org/10.1257/aer.98.5.1978
- Gual, J., & Jódar, S. (2006). Vertical industrial policy in the EU: An empirical analysis of the effectiveness of state aid. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3386045
- Hall, B. H. (2002). The Financing of Research and Development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt34c1c643
- Lerner, J. (2010). The future of public efforts to boost entrepreneurship and venture capital. Small Business Economics, 35(3), 255–264. https://doi.org/10.1007/s11187-010-9298-z
- Paul S. Segerstrom. (2000). The Long-Run Growth Effects of R&D Subsidies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.88B075A6
- Segerstrom, P. S., Anant, T. C. A., & Dinopoulos, E. (1990). A Schumpeterian Model of the Product Life Cycle. American Economic Review, (5), 1077. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.aea.aecrev.v80y1990i5p1077.91
- Simachev, Y., Kuzyk, M., & Ivanov, D. (2012). Российские Финансовые Институты Развития: Процесс Становления И Основные Проблемы В Повышении Результативности. MPRA Paper. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.pra.mprapa.40851
- Teubal, M. (2002). What is the systems perspective to Innovation and Technology Policy(ITP) and how can we apply it to developing and newly industrialized economies? Journal of Evolutionary Economics, 12(1/2), 233. https://doi.org/10.1007/s00191-002-0113-0
- The financing of R&D and innovation. (2010). Netherlands, Europe: UNU-MERIT, Maastricht Economic and Social Research and Training Centre on Innovation and Technology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FD9E9AC6
- Иванов, Д., Кузык, М., & Симачев, Ю. (2012). Стимулирование Инновационной Деятельности Российских Производственных Компаний: Возможности И Ограничения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E74183F9
- Иванов, Д., Кузык, М., & Симачев, Ю. (2012). Стимулирование Инновационной Деятельности Российских Производственных Компаний: Возможности И Ограничения. Форсайт, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14555407
- Кузнецова, Т., & Рудь, В. (2011). Факторы Эффективности И Мотивы Инновационной Деятельности Российских Промышленных Предприятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1249BA97
- Кузнецова, Т., & Рудь, В. (2011). Факторы Эффективности И Мотивы Инновационной Деятельности Российских Промышленных Предприятий. Форсайт, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14570638