Бакалавриат
2021/2022
История изучаемого региона (Китай)
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Карнеев Андрей Ниязович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «История изучаемого региона (Китай)» являются: - формирование у учащихся комплексного, системного представления об истории КНР. Данная дисциплина предполагает изучение основных исторических событий истории КНР и систематизацию знаний учащихся об истории этой страны; формирование у учащихся представления об основных закономерностях исторического процесса в Китае и периодизации событий в китайской историографии; развитие навыков научно-исследовательской работы с привлечением источников на языке оригинала. Окончательная итоговая оценка по дисциплине формируется на основе Итоговой оценки последней промежуточной аттестации всей дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- - предоставление учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции древнего Китая, об источниках по истории и культуре Китая архаического и древнего периодов;
- В результате освоения дисциплины студент должен анализировать основные события истории КНР;
- - ознакомление учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории древнего Китая.
- Давать сравнительный анализ роли и вклада ведущих политических деятелей новейшей истории Китая в развитие страны;
- формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области научно-исследовательской деятельности – аргументированно доказывать научные версии истории средневекового Китая, сравнивать источники по истории и культуре Китая, трактовки исторической наукой ключевых проблем истории средневекового Китая, проверять такого рода трактовки, описывать и интерпретировать факты из области средневековой истории Китая, оценивать предлагаемые специалистами решения проблем средневековой истории Китая, использовать эти решения в процессе участия в индивидуальных и коллективных научных исследованиях, предполагающих анализ исторического материала;
- формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: - в области экспертно-аналитической деятельности – использовать предлагаемые спе-циалистами в области истории Китая решения и результаты собственного анализа для осущест-вления научно-гуманитарной экспертизы материалов исторического характера, имеющих от-ношение к истории Китая
- Описывать особенности исторического процесса в КНР
- Выделять основные периоды в истории КНР, выделять специфику каждого из них;
- формирование универсальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности: в области практической и организационно-управленческой деятельности – использо-вать анализ исторического материала для подготовки учебных программ, научно-популярных лекций и изданий, организации и модерирования дискуссий.
- Использовать и интерпретировать научную и справочную литературу по тематике дисциплины; • критически рассматривать и анализировать информацию по проблематике дисциплины; излагать устно и письменно свое видение исторического процесса в КНР, аргументировать свою позицию; корректно использовать терминологию политических дисциплин.
- Владеть востоковедческим подходом к анализу изучаемых феноменов и основами текстологического анализа.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует характер отношений КПК и Гоминьдана, а также роль Коминтерна в событиях в Китае данного периода
- Выявляет и аргументированно доказывает основные закономерности династийных циклов в традиционном Китае, основные особенности политического устройства, социальных и культурных институтов, сложившихся в эпоху Хань и проявлявших себя в последующей истории Китая; различает признаки указанных закономерностей и особенностей на разных этапах истории Китая до ХХ в.
- Выявляет основные особенности идеологии, культуры и внешней политики в эпоху Юань.
- Выявляет основные особенности политического, социально-экономического и культурного развития государства киданей на территории Северного Китая и Монголии.
- Выявляет основные особенности политического, социально-экономического и культурного развития государства чжурчжэней на территории Маньчжурии и Китая.
- Выявляет основные особенности, обстоятельств и главных событий этапов кризиса и катастрофы династийного цикла в эпоху Восточная Хань.
- Называет причины «Культурной революции» в Китае. Объясняет причины вооруженных конфликтов на советско-китайской границе. Отношение к ним в Китае сегодня.
- Называет причины и результаты китайско-вьетнамского конфликта. Его значение для последующего развития Китая.
- Называет причины победы КПК в Гражданской войне. Анализирует роль СССР и США в Гражданской войне в Китае и последующем выборе пути развития.
- Называет причины событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Оценка этих событий в сегодняшнем Китае.
- Объясняет Концепция «одна страна, две системы» и роль Дэн Сяопина в развитии Особых экономических районов и возвращении Гонконга.
- Объясняет основания формирования китайской цивилизации. Анализирует мифы и историю в древнем Китае. Формулирует идеологическое обоснования Чжоуского завоевания Поднебесной. Формулирует политические, идеологические и культурные факторы возникновения Западного Чжоу. Воспроизводит становление оснований китайской материальной и духовной культуры Восточное Чжоу. Характеризует период Сражающихся царств: войны за объединение Поднебесной.
- Объясняет причины китайско-американских разногласий и начала «торговой войны» КНР и США. Описывает внешнюю политику КНР на современном этапе.
- Объясняет причины появления концепций «гармоничного общества» и научного развития.и разницу между ними.
- Объясняет причины усиления власти Чан Кайши в Гоминьдане и Мао Цзэдуна в КПК, объясняет причины Сианьского инцидента и роль Москвы в его разрешении.
- Объясняет суть и причины выдвижения концепции «трех представительств».
- Описывает внешнюю политику КНР в 2000-е годы. Объясняет попытки перехода к ориентации на внутренний рынок.
- Описывает основные этапы антияпонской войны, может наглядно показать, где располагались основные действующие силы и как строились отношения между КПК, ГМД и Советским Союзом.
- Описывает политическая обстановка в Китае в начале 60-х гг. Объясняет внешняя политика Китая в 50 – 60-е гг. ХХ века.
- Описывает причины, ход и результаты Корейской войны для Китая. Определяет место и роль КНР в «социалистическом лагере» во главе с СССР.
- Описывает роль Дэн Сяопина в борьбе за власть после смерти Мао Цзэдуна.
- Описывает российско-китайские отношения в 90-е гг. Проблема Тайваня.
- Описывает события первого десятилетия Китайской республики и роль основных действующих лиц
- Описывает суть и причины разногласий советского и китайского руководства в середине 50-х гг. Называет причины начала «большого скачка» в Китае.
- Описывает суть и хронология реформ в сельском хозяйстве и в городах.
- Разбирается в основных особенностях внешней политики Китая в эпоху Тан, важнейших событиях, характеризующих внешние связи и международное положение страны в данный период.
- Разбирается в основных особенностях династийного цикла в эпоху Северной Сун, главных исторических вехах этого цикла, специфике политического и социально-экономического развития, внутренней и внешней политике.
- Разбирается в основных особенностях династийного цикла в эпоху Южной Сун, главных исторических вехах этого цикла, специфике политического и социально-экономического развития, внутренней и внешней политике.
- Разбирается в основных особенностях идеологии и культуры Китая в эпоху Тан, главных исторических вехах их развития.
- Разбирается в основных особенностях культурной ситуации в эпоху Сун, специфике развития культуры и образования, культурном влиянии Китая на сопредельные страны.
- Разбирается в основных особенностях политического и социально-экономического развития Китая в период правления дин. Суй, главных событиях периода.
- Разбирается в основных особенностях политического и социально-экономического развития Китая в эпоху Пяти династий и десяти царств, важнейших событиях этого периода.
- Разбирается в основных особенностях политического развития и социально-экономической политики Китая в эпоху Тан, главных событиях, характеризующих эти процессы.
- Разбирается в основных особенностях политического, социально-экономического и культурного развития государства киданей на территории Северного Китая и Монголии.
- Разбирается в основных особенностях эволюции китайского общества в эпоху Тан, главных исторических вехах этого процесса.
- Различает основные особенности внешней политики и международного положения Китая в эпоху Мин, выявляет исторические вехи внешней активности Китая в указанный период.
- Различает основные особенности внутренней политики и социально-экономического развития Китая в эпоху Мин, выявляет исторические вехи этого развития.
- Различает основные особенности династийного цикла в эпоху Мин, выявляет исторические вехи этого цикла, специфику политических и социально- экономических процессов на начальном этапе цикла.
- Различает основные особенности династийного цикла в эпоху Тан, выявляет главные события начального этапа цикла.
- Различает основные особенности политического и социально-экономического и культурного развития Китая в период Западной и Восточной Цзинь, выявляет главные события периода.
- Различает основные особенности политического и социально-экономического развития Китая в период Троецарствия, выявляет главные события периода.
- Различает основные особенности политического и социально-экономического развития Китая в период Южных и Северных династий, выявляет главные события периода.
- Различает основные особенности развития культуры Китая и этнического самосознания в эпоху Шести династий, выявляет главные процессы и события в сфере культуры и религии в указанный период, фундаментальные изменения в картине мира и культурном мировоззрении.
- Различает основных особенности династийного цикла в эпоху Юань, выявляет исторические вехи этого цикла, специфику политических, социально- экономических и культурных процессов, протекавших в Китае в указанную эпоху.
- Различает особенности становления маньчжурского государства, выявляет содержание основных событий, связанных с маньчжурским завоеванием Китая, причин поражения империи Мин.
- Различает характер и содержание культурных контактов Китая и Запада в эпоху Мин, выявляет цели и задачи, которые ставили контактирующие стороны, современных трактовок значения и последствий этих контактов для Китая и Запада.
- Характеризует эпоху Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.), культуру Шан-Инь и археология
- Вопсроизводит предпосылки и условия зарождения китайской цивилизации. Характеризует географические, климатические и геологические условия зарождения китайской цивилизации. Формулирует особенности неолитического периода истории Китая.
- Воспроизводит культурную и историческую традицию в период первых централизованных империй (221 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Империя Цинь: становление царства и империи, торжество легистской доктрины и итоги ее практической реализации. Анализирует процесс становления политической и культурной парадигмы китайской империи.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 31. Свержение Цинской династии и установление республики. Китай в первое десятилетие республиканского правления.
- Тема 33. Китай после Первой мировой войны (1919 – 1927).
- Тема 1. Династийные циклы в Китае и их закономерности. Основные особенности имперского политического устройства, социальных и культурных институтов, сложившихся в эпоху Хань.
- Тема 2. Особенности кризисного этапа династийного цикла династии Хань. Крах империи (184 – 220 гг.).
- Тема 34. Китай в годы Нанкинского десятилетия.
- Тема 3. Период Троецарствия (220 – 265 гг.). Новые тенденции в эволюции китайского общества и государства.
- Тема 35. Война сопротивления японскому милитаризму в Китае.
- Тема 4. Западная и Восточная Цзинь (265 – 420 гг.). Борьба центростремительных и центробежных тенденций.
- Тема 36. Победа КПК в Гражданской войне и образование КНР. КНР в годы первой пятилетки.
- Тема 5. Южные и Северные династии (317 – 581 гг.). Взаимопроникновение китайского и «варварского» миров.
- Тема 37. Большой скачок и урегулирование экономики.
- Тема 6. От «синической» цивилизации к китайской: изменения в картине мира и системе духовных ценностей в эпоху Шести династий
- Тема 38. «Культурная революция» и борьба за власть на ее заключительном этапе.
- Тема 7. Эпоха Суй (581 – 618 гг.) – преддверие нового династийного цикла
- Тема 39. Начало реформ и борьба за выбор пути развития. События на площади Тяньаньмэнь.
- Тема 8. Династия Тан (618 – 907 гг.): основные вехи истории и этапы дина-стийного цикла
- Тема 40. Внутренняя и внешняя политика КНР в 90-е годы ХХ века.
- Тема 9. Политическая система и социально-экономическая политика дина-стии Тан
- Тема 41. КНР в период правления Ху Цзиньтао.
- Тема 10. Специфика социальных и внутренних политических конфликтов в Китае в VII-IX вв.
- Тема 11. Особенности внешней политики империи Тан
- Тема 42. Приход к власти Си Цзиньпина и особенности развития Китая в настоящее время.
- Тема 12. Политика империи Тан в области идеологии и культуры. Специфи-ка культурного развития Китая в эпоху Тан
- Тема 13. Эпоха Пяти династий и десяти царств (906 – 960 гг.)
- Тема 14. Приход к власти рода Чжао и создание империи Сун (960 – 1279 гг.). Северная Сун (960 – 1127 гг.)
- Тема 15. Династия Южная Сун (1127– 1279 гг.)
- Тема 16. Сунское неоконфуцианство и новая эпоха в развитии китайской культуры и системы образования
- Тема 17. Киданьское государств Ляо (907 – 1125 гг.)
- Тема 18. Чжурчжэньское государство Цзинь (1115 – 1234 гг.)
- Тема 19. Тангутское государство Западная Ся (1032 – 1227 гг.)
- Тема 20. Империя Юань (1271 – 1368 гг.). Социально-экономическое развитие и политическое устройство.
- Тема 21. Ситуация в области идеологии и культуры. Внешняя политика им-перии Юань
- Тема 22. Эпоха Мин (1368 – 1644 гг.) в истории Китая. Становление китай-ской империи после периода национального унижения
- Тема 23. Внутренняя политика и социально-экономическая эволюция импе-рии Мин
- Тема 24. Эволюция внешней политики империи Мин
- Тема 28. Империя Мин и маньчжурское государство
- Тема 27. Первые католические миссии в Китае и знакомство китайской и западной культур
- Эпоха пяти династий и десяти царств.
Элементы контроля
- Доклады на семинарах
- Реферат
- Контрольная работа
- Экзамен
- экзаменЭкзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM, ссылка https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка указанной платформы. Для участия в устном экзамене студент обязан: указать полное имя (имя, фамилия) при подключении в ZOOM, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 1 минуту и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
- Работа на семинарах
- Доклад
- контрольная работа
- реферат
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). Студенты в день экзамена в назначенное время получают задание по Skype. На выполнение задания дается 1ч 20 мин. Через 1ч 20 мин после получения задания студент должен прислать выполненное задание преподавателю на почту.Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Кратковременные и долговременные нарушения связи во время экзамена значения не имеют. Во время экзамена не запрещено пользоваться конспектами, выключать камеру и микрофон.
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.17 * Реферат + 0.16 * Доклады на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.17 * Контрольная работа
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.17 * контрольная работа + 0.17 * Доклад + 0.16 * реферат + 0.5 * Экзамен
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.15 * 2021/2022 учебный год 4 модуль + 0.3 * экзамен + 0.4 * Работа на семинарах + 0.15 * 2020/2021 учебный год 4 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 369с. - ISBN: 978-5-534-00071-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-2-438133
- Рябченко, Н. (2013). История Китая в xx веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFE7085B
Рекомендуемая дополнительная литература
- Васильев Л.С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. I 6-е изд. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 722с. - ISBN: 978-5-9916-2713-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-i-387497
- История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
- История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев, Л. С., 2004