Бакалавриат
2021/2022



Научно-исследовательский семинар "Письменная культура допетровской Руси: текст и комментарий"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар посвящен широкому кругу проблем изучения письменного наследия Древней Руси – с XI по XVII век, но касается также произведений и более поздних, если для их интерпретации оказывается важным знание и понимание древнерусских языков, текстов, межславянских и межкультурных контактов Средневековья и раннего Нового времени. Связь Древней Руси и Скандинавии, христианская гомилетика и фольклор, письменность на пергамене и бумаге и надписи на штукатурке, досиллабическая поэзия и антропонимические традиции – все это исчезнувший, казалось бы, мир, который сохранился в многообразии текстов и дошедшем до нас языке, который мы будем изучать.
Цель освоения дисциплины
- Выработка у студентов навыков применения знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства
- Усвоение ими основных понятий исторической социолингвистики
- Усвоение студентами основных понятий исторической социолингвистики
- Формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.
- Развитие у студентов кросскультурного исследования древнерусских источников в сопоставлении со средневековыми западноевропейскими и византийскими
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками контекстного анализа лексики
- Выполнает пробный перевод древнерусского текста 14-15 в.
- Имеет навыка вычисления и анализа фольклорных элементов в древнерусских текстах разных жанров: летопись, житие, берестяная грамот
- Имеет навыки сопоставления апокрифических текстов, порожденных в разных частях средневековой христианской ойкумены
- Имеет нвык композиционного и стилистического анализа агиографического текста
- Имеет опыт составления разных типов комментария к небольшому фрагменту летописного текста.
- Может самостоятельно составить проект словарной статьи
- Обладает навыком извлечения исторической информации из агиографического сочинения
- Ознакомлен с методами дешифровки и комментирования древнерусского эпиграфического источника
- Сопоставляет житийного и историографического источника
- Умеет критически сопоставлять и компилировать словарные данные
Содержание учебной дисциплины
- Печатные и электронные ресурсы по литературе и письменности допетровской Руси
- Принципы публикации и формы комментария древнерусского текста
- Летописный текст
- Эпиграфический текст
- Апокрифический текст
- Агиографический текст
- Средневековая книжность и фольклор
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.3 * Эссе + 0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный экзамен
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Эссе + 0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Устный экзамен