Бакалавриат
2021/2022
Теория и история стиха
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Азаренков Антон Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с характерными особенностями версификационных систем
- Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса.
- Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса
- Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными гипотезами о возникновении и развитии германской тоники в английской, немецкой и скандинавской поэзии, понимает, что такое аллитерационный стих.
- Владеет основными методами сравнительно-исторического стиховедения.
- Владеет современными гипотезами о возникновении и развитии национальных форм европейской поэзии (греческой, латинской, германской, романской, славянской).
- Знает о том, как у разных народов проходил распад силлабо-тоники и появление новых форм тонического и свободного стиха.
- Знает, как складывалась и развивалась немецкая ямбическая версификация.
- Имеет представление о развитии средневекового стихосложения, о появлении рифмы и твердых форм.
- Имеет представление о становлении славянской силлабики, тоники и силлабо-тоники.
- Имеет представление об истории возникновения метрики, о методах исторического стиховедения; понимает, как возникли ранние образцы античного стихосложения (основные гипотезы), как устроен квантитативный стих.
- Имеет представление об основных современных стиховедческих методах.
- Имеет представления об истории возникновения фламандской, голландской и английской силлабо-тоники.
- Оперирует основными понятиями, связанными с историей европейской верификации (квантитативная метрика, тоника, силлабо-тоника, силлабика, фоника, твердая форма, неклассические формы стиха).
- Ориентируется в ключевых понятиях современного стиховедения, специализированных изданиях, направлениях науки о стихе.
- Понимает предмет, направления, понятий аппарат, понимает полидсциплинарность стиховедения. Ориентируется в основных понятиях, специализированных изданиях, направлениях науки.
- Умеет анализировать русские стиховые формы в историко-литературной и кросс-культурной перспективах.
- Умеет использовать современные компьютерные методы для анализа стиха прозы в сравнительных исследованиях.
- Умеет использовать современные компьютерные методы для анализа стиха прозы в стиховедческих исследованиях.
Содержание учебной дисциплины
- Стиховедение как современная научная дисциплина
- Сравнительно-историческая метрика и древние стихотворные формы. Квантитативная метрика
- Новая силлабика. Романское стихосложение. Рифма и возникновение твердых форм
- Германский тонический стих. Аллитерационная рифма
- Силлабо-тоническая реформа в Англии и в Нидерландах. Новые образцы твердых форм. Английский сонет.
- Немецкая силлабо-тоника
- Славянский стих. Русская силлабика и силлабо-тоника
- Распад континентальной силлабо-тоники. Новые и новейшие формы стиха
- Стиховедческие методы и практики
- Современные компьютерные методы исследования стихотворной речи. Работа с корпусами текстов на разных языках
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ДокладПредставляет собой краткий критический анализ той или иной теоретико-литературной идеи (категории, концепции) либо ее приложение к конкретному литературному тексту. Доклад не должен занимать более 7-10 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой собеседование по вопросам, которые тематически связаны с разделами курса и с теоретическими трудами, обсуждавшимися в ходе курса.Экзаменационные вопросы заранее известны студенту. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Во время подготовки к ответу по билету студенту не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * Доклад + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
- Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589
Рекомендуемая дополнительная литература
- - Правила пиитические, о стихотворении российском и латинском - Издательские архивы - 1790 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913396
- Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858