Бакалавриат
2021/2022





Дискурсивный анализ
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Блинова Ольга Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Дискурсивный анализ" предусматривает в равной мере и знакомство с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа как подхода к трактовке наблюдаемых языковых явлений (в том числе – через знакомство с конкретными исследованиями), и овладение практическими навыками лингвистических дискурсивных исследований.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса является знакомство студентов с дискурсивным анализом как самым молодым уровневым разделом лингвистики (с историей этой мозаичной дисциплины и её современным состоянием; с наиболее влиятельными направлениями в её составе; с именами и работами крупнейших учёных-дискурсологов; с аналитическими подходами к объекту исследования – тексту, понимаемому как результат динамического процесса языковой деятельности, вписанного в её социальный контекст).
Планируемые результаты обучения
- Студент знаком с влиятельными форматами дискурсивной транскрипции; наборами явлений, отображаемых в транскриптах; основными чертами, объединяющими самые распространённые форматы. Студент умеет применять эти знания на практике (т.е. при расшифровке звукозаписей устной коммуникации).
- Студент знаком с лингвистической трактовкой термина «дискурс»; с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа; ориентируется в направлениях изучения дискурса; знает имена ведущих учёных, связанные с конкретными направлениями; понимает, в чём заключаются и чем обусловлены основные различия между письменным и устным дискурсом.
- Студент знаком с основными подходами к выделению жанров; имеет представления об особенностях структуры компьютерно-опосредованных дискурсов разных видов и об особенностях управлениях взаимодействием.
- Студент знаком с подходами к моделированию текстовой связности и умеет применять эти знания при анализе дискурсов разного типа.
- Студент знаком с принципами выделения важнейших компонентов коммуникативной структуры высказывания и умеет применять эти знания при анализе звукозаписей и транскриптов устной коммуникации.
- Студент знаком с различными подходами к задаче членения дискурса на минимальные единицы. Студент умеет применять эти знания на практике, создавая расшифровки звукозаписей устной коммуникации.
- Студент ориентируется в основных экспериментальных методиках извлечения монологов и диалогов и понимает, какие исследовательские задачи можно решать, применяя эти методики.
- Студент ориентируется в современных направлениях дискурсивного анализа, способен к самостоятельному поиску и реферированию научной литературы по этой тематике.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение.
- Тема 2. Регистры, жанры дискурса.
- Тема 3. Макроструктура дискурса.
- Тема 4. Коммуникативная структура высказывания.
- Тема 5. Экспериментальный анализ дискурса.
- Тема 6. Микроструктура дискурса.
- Тема 7. Дискурсивная транскрипция.
- Тема 8. Некоторые частные направления дискурсивного анализа.
Элементы контроля
- Домашние заданияВыполняется письменно, не разбивается на варианты и проверяет усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- ЭссеПисьменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 1 тыс слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
- Итоговый экзаменЭкзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * Домашние задания + 0.3 * Эссе + 0.4 * Итоговый экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- An Empirical Study of Multichannel Communication: Russian Pear Chats and Stories ; Эмпирическое исследование мультиканальной коммуникации: русские рассказы и разговоры о грушах. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69A25299
- Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
- Biber, D., & Conrad, S. (2009). Register, Genre, and Style. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304421
- Handford, M., & Gee, J. P. (2012). The Routledge Handbook of Discourse Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444001
- Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
- Wichmann, A., Dehé, N., & Barth-Weingarten, D. (2009). Where Prosody Meets Pragmatics: Vol. 1st ed. Brill.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Biber, D., Csomay, E., & Cortes, V. (2015). Corpus-based Research in Applied Linguistics : Studies in Honor of Doug Biber. John Benjamins Publishing Company.
- Gernsbacher, M. A., & Givón, T. (1995). Coherence in Spontaneous Text. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=395291
- Jenks, C. J. (2011). Transcribing Talk and Interaction : Issues in the Representation of Communication Data. John Benjamins Publishing Company.
- Kibrik, A. A., Khudyakova, M. V., Dobrov, G. B., Linnik, A., & Zalmanov, D. A. (2016). Referential Choice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1C2CCA0