• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 124

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теория литературы» является курсом по выбору. Ее задача - детальное знакомство студентов с отдельными важнейшими теоретическими концепциями, осмысляющими литературу. Это знание позволит сформировать навыки устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением разных подходов и разовьет у студентов комплексный подход к литературному тексту и гуманитарному знанию, научит помещать текст в многофокусную гуманитарную перспективу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • детальное знакомство студентов с важнейшими теоретическими концепциями, осмысляющими литературу
  • формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических и прозаических текстов с привлечением различных методик анализа
  • развитие у студентов комплексного подхода к литературному тексту и гуманитарному знанию
  • развитие у студентов умения помещать текст в многофокусную гуманитарную перспективу
  • подготовка студентов к дальнейшей исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные теоретические подходы к имманентному и контекстуальному анализу художественных текстов
  • знать основные этапы развития филологии и историю эволюции основных научных методов, применяемых в этой области
  • уметь ориентироваться в методах, инструментарии и теоретическом репертуаре филологии как науки
  • применять к тексту различные теоретические подходы
  • анализировать теоретические предпосылки и следствия филологических подходов
  • ориентироваться в репертуаре современных теоретических подходов в филологической науке
  • знать, понимать и уметь критически оценивать основные парадигмы гуманитарного знания ХХ века, осознавать область их применения к истории и теории литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные концепции теории литературы XX века
    В рамках раздела изучаются основные литературоведческие методы и подходы, разработанные в рамках ключевых филологических направлений XX века
  • Проблема читателя в теории литературы
    В рамках раздела рассматриваются подходы, изучающие виды и способы читательской рецепции, психологию читателя и роль фигуры читателя в современной литературе и культуре
  • История и теории гуманитарной мысли XX века
    В рамках раздела обсуждаются общегуманитарные теории XX века, разработавшие собственные подходы к анализу литературного текста и разнообразных социокультурных контекстов, в которые текст погружен
  • История и теории социальных наук
    В рамках раздела рассказывается о ключевых методах и подходах социальных наук XX века, которые релевантны для филологии и могут успешно применяться для анализа литературного текста и его социокультурных контекстов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка аудиторной работы происходит во время семинарских занятий. В условиях дистанционного обучения некоторые семинары по решению преподавателя могут заменяться самостоятельным прочтением рекомендованных работ и своевременным выполнением заданий по этим работам, заранее данных преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за такие виды работы ставится на основании того, насколько студент продемонстрировал понимание проблематики прочитанных работ и понимание того, в чем они могут оказаться полезны для современного исследователя
  • неблокирующий Эссе
    Эссе создается по материалам курса: выбранная пройденная методология применяется к выбранному студентом конкретному тексту. Оценивается методологическая адекватность работы и глубина понимания теоретического материала.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Устный экзамен по курсу включает в себя устный ответ по пройденному теоретическому материалу, а также дополнительные вопросы экзаменаторов. В режиме дистанционного обучения экзамен проводится в формате видеоконференции (в устной форме) или - по согласованию со студентами - в формате письменного аналитического эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Устный экзамен + 0.4 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Устный экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Томашевский Б.В. - Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 334с. - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119092