• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Распределённые системы"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) предназначен для знакомства студентов с направлениями и примерами исследований в области распределенных систем, а также развития у студентов навыков проведения исследований и публичного представлениях их результатов. Особенностью семинара для 3 курса является акцент на знакомстве с ключевыми работами по тематике НИС и различными элементами научно-исследовательской деятельности. В течение года под руководством преподавателей студенты изучают научные публикации, выступают на семинаре с докладами и участвуют в их обсуждении, пишут рефераты и обзоры, а также рецензируют работы друг друга.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с направлениями исследований и ключевыми работами в области распределенных систем
  • знакомство с примерами практического использования результатов исследований в реальных системах
  • развитие навыков поиска, изучения и анализа научных публикаций
  • развитие навыков написания академических текстов и представления результатов исследований
  • развитие других навыков участия в научно-исследовательской деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать проблематику, направления исследований и ключевые работы в области распределенных систем, а также примеры практического использования результатов исследований
  • Уметь изучать, анализировать и критически оценивать научные публикации
  • Уметь представлять результаты исследования в виде публичного доклада
  • Уметь участвовать в научной дискуссии
  • Уметь самостоятельно находить и анализировать существующие работы и решения по теме исследования
  • Уметь писать академические тексты (реферат, обзор, проект и текст исследовательской работы)
  • Уметь грамотно и аргументированно рецензировать чужие академические тексты и доклады
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследования в области распределенных систем
    Основное содержание семинара составляют доклады, посвященные результатам исследований в области распределенных систем и примерам их практического использования в реальных системах. Студенты знакомятся с различными направлениями исследований и ключевыми работами в данной области. Большую часть выступлений составляют доклады студентов на основе статей из списка, составляемого руководителем семинара. Студенты самостоятельно изучают статьи и готовят по ним доклады. Также предусмотрены выступления приглашенных докладчиков (экспертов, потенциальных руководителей курсовых работ), которые позволяют студентам увидеть примеры хороших докладов и из первых рук узнать об актуальных направлениях исследований. Помимо выступлений на занятиях выделено время на обсуждение докладов в формате дискуссии.
  • Поиск, изучение и анализ научных публикаций
    Рассматриваются методы поиска литературы по теме исследования, принципы изучения и критического анализа научных публикации. Студенты самостоятельно изучают статьи, рассматриваемые на занятиях и в рамках выполняемых письменных заданий и курсовой работы.
  • Подготовка академических текстов
    Рассматриваются различные виды, структура и принципы написания академических текстов. Студенты самостоятельно пишут рефераты, обзоры, проекты и тексты курсовых работ, а также рецензируют тексты друг друга.
  • Представление результатов исследования в виде доклада
    Рассматриваются принципы и особенности подготовки различных типов научных докладов. Студенты самостоятельно готовят доклады на семинаре и рецензируют доклады друг друга. Помимо докладов по заданным статьям, в конце года предусмотрены выступления студентов с докладами по теме курсовой работы в формате предзащиты. Преподаватели дают рекомендации по подготовке докладов и их доработке.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Доклад (Выступление с презентацией)
    Выступление с докладом о научной статье по тематике НИС. В докладе надо надо изложить постановку задачи, предлагаемые авторами статьи подходы к ее решению, полученные результаты и их краткий анализ.
  • неблокирующий Проверочная работа (Компьютерный тест)
    Набор вопросов по материалам прошедших докладов в форме компьютерного теста. Проверочные работы проводятся регулярно на занятиях.
  • неблокирующий Реферат (Домашнее задание)
    Написание краткого обзора научной статьи по тематике НИС. Реферат должен резюмировать основные результаты работы, их отличительные характеристики и важные идеи, а также содержать собственную оценку работы с указанием достоинств и недостатков.
  • неблокирующий Обзор (Домашнее задание)
    Обзор должен включать введение (краткое описание тематики обзора, рассматриваемой задачи, области применения и т.п., классификация рассматриваемых работ/решений), один или несколько разделов с описанием и анализом существующих работ/решений (структура разделов следует из проведенной классификации, для каждого источника кратко описываются полученные результаты, используемые методы, их особенности, дается критическая оценка), заключение (выводы, сделанные на основе обзора), список источников.
  • неблокирующий Рецензирование (Взаимное оценивание)
    Рецензирование и оценка докладов, письменных работ (рефератов, обзоров), проектов и текстов курсовых работ других студентов на основе заданных критериев. Рецензия должна обосновывать выставленную оценку, содержать описание оцениваемого доклада/работы, отрицательных и положительных сторон, а также предложения по улучшению доклада/работы. Для рецензирования доклада необходимо присутствовать на нём. Для рецензирования работ другого типа требуется самому сдать такую работу.
  • неблокирующий Участие в дискуссии (Работа на семинаре)
    Участие в обсуждении докладов на семинаре (например, вопросы докладчику).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Доклад (Выступление с презентацией) + 0.15 * Обзор (Домашнее задание) + 0.3 * Проверочная работа (Компьютерный тест) + 0.1 * Реферат (Домашнее задание) + 0.2 * Рецензирование (Взаимное оценивание) + 0.1 * Участие в дискуссии (Работа на семинаре)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fokkink, W. (2013). Distributed Algorithms : An Intuitive Approach. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=675786
  • Tanenbaum, A. S., & Steen, M. van. (2014). Distributed Systems: Pearson New International Edition : Principles and Paradigms (Vol. 2nd ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418515

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christian Cachin, Rachid Guerraoui, Luís Rodrigues. Introduction to Reliable and Secure Distributed Programming, Springer Heidelberg, 2011.