• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Информационный аспект международных отношений

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Информационный аспект международных отношений» призван развить у студентов целостное восприятие роли информации в международных отношениях. Курс предполагает овладение основами теорий коммуникации, теорий медиа в контексте теорий и практики международных отношений. В рамках курса студенты овладевают навыками систематизации, поиска, оценки, анализа различных источников информации; верификации информации различных уровней достоверности, информационного синтеза. Студенты знакомятся и с практическими приемами информационной работы как в процессе лекций, так и в процессе практических занятий на семинарах. Курс предусматривает приглашение для выступления перед студентами ведущих специалистов-практиков из различных сфер информационной и коммуникационной деятельности. Практическая часть курса основана на изучении наиболее актуальных примеров-кейсов, связанных с различными видами информационного обмена и воздействия различных акторов международных отношений — от самого «низового» уровня общественной дипломатии до коммуникации на высшем уровне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Информационный аспект международных отношений» является получение студентом целостного представления о роли информации в современных между-народных отношениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет основные виды информации
  • Анализирует определение "мягкой силы" и историю возникновения понятия
  • Анализирует особенности дипломатической работы в условиях неизбежной открытости XXI века
  • Дает оценку роли медиа в международных конфликтах
  • Описывает, как изменение технологий влияло на международную медийную среду и взаимодействие государств
  • Выводит основные характеристики современной глобальной информационной среды
  • Анализирует проблемы информационной открытости
  • Анализирует историю развития концепции информационной безопасности и информационных войн, основные прецеденты
  • Выделяет основные публичные формы представления информации о международных отношениях (индексы, рейтинги и пр.)
  • Анализирует, как ключевые события в истории международных отношений повлияли на современную внешнюю политику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Информация в международных отношениях: введение в тему
    Основные виды информации, существующие в международных отношениях по разным основаниям. Публичная и непубличная информация. Информация, производимая разными агентами: журналисты, дипломаты, учёные, политики. Различение информации и медиа. Информация и безопасность: обзор.
  • Тема 2. Непубличная информация
    Как дипломаты использовали и добывали информацию: легальные и нелегальные методы. История вопроса (какой информацией владели дипмиссии в XIX веке. что было при СССР). Изменение статуса тайны и дипломатия в условиях неизбежной открытости. Кейс Викиликс.
  • Тема 3. Медиа и публичная информация в международных отношениях
    Медиа-системы разных стран: краткий обзор становления. Роль журналиста и как складывается ценность журнали-стики. История вопроса: медиа во время холодной войны. Медиа и их роль в международных кон-фликтах: освещение и медиа-противостояние. Влияние медиа.
  • Тема 4. “Мягкая сила”
    “Мягкая сила” как способ включения информационного инструмента в международные отношения. Международные форумы, неправительственные организации и прочие инструменты “мягкой силы”.
  • Тема 5. Информация и технологии
    Как изменение коммуникации влияло на взаимодействие стран: кейс печатного станка. История взаимной связи информации и технологий: кейс Первой мировой войны, когда информационные технологии влияли на ход конфликта и Zeitgeist. Развития информационных технологий в ХХ веке. Энигма и шифровка во Вторую мировую. Возникновение компьютера. Интернет и технологии XXI века.
  • Тема 6. Медиа в глобальном мире
    Особенности глобальной информационной среды. Информационные технологии и создание глобальных медиа. Фейк ньюз. Борьба за “правду” (truth) как инструмент политической конкуренции - раньше и теперь. Попытки создания идейно-информационных альтернатив.
  • Тема 7. Информационная открытость
    Свобода перемещения информации. Цензура. Использование темы свободы информации в политических целях - от Хельсинского акта до дискуссии об управлении интернетом сегодня. Будущее Интернет-управления.
  • Тема 8. Информационная безопасность
    Эволюция концепции информационной безопасности. Критическая инфраструктура. Хакерские атаки и критическая инфраструктура. Кейс Ирана - вирус Stuxnet. Отсутствие законодательства по поводу информационных войн, как возникают прецеденты и как на них реагируют.
  • Тема 9. Научная информация
    Кто производит научную информацию и как она влияет на МО. Индексы, рейтинги и другие публичные формы представления информации о МО. Как учёные добывают информацию о МО: обзор методов. Роль экспертных заключений во внешнеполитической практике.
  • Тема 10. История международных отношений
    История международных отношений и ее влияние на современную внешнюю политику. Архивы и другие источники информации о МО. Значимость рассекречивания информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине «Информационный аспект международных отношений» Экзамен проводится в устной форме (беседа по ответам на заранее высланные вопросы, опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. (https://zoom.us/meeting?_x_zm_rtaid=JMVD1JcBStSAgXN6b9NswA.1590842325160.2ad1b2fbd90cdbb926666a05e0cd753d&_x_zm_rhtaid=529). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные (групповые) почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Практическое задание + 0.2 * Семинары + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alistair Brisbourne. (2013). Intercultural Communication: A New Approach to International Relations and Global Challenges by Houman A. Sadri and Madelyn Flammia . London : Continuum , 2011 . 317pp., £22.99, ISBN 9781441103093. Political Studies Review, (1), 101. https://doi.org/10.1111/10.1111/psr.2013.11.issue-1
  • Miller, T., & Kraidy, M. M. (2016). Global Media Studies. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1372995
  • Nye, J. S., & Welch, D. A. (2014). Understanding Global Conflict and Cooperation: Pearson New International Edition : An Introduction to Theory and History (Vol. Ninth edition/ Pearson new international edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418197
  • Singer, P. W. . (DE-588)131662260, (DE-627)609812491, (DE-576)31105563X. (2014). Cybersecurity and cyberwar what everyone needs to know Peter W. Singer and Allan Friedman. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.399723471
  • Travis, H. (2013). Cyberspace Law : Censorship and Regulation of the Internet. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=655731

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Berridge, G. (2015). Diplomacy : Theory and Practice (Vol. Fifth edition). Houndmills, Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1054179
  • Ojala, M., Pantti, M., & Kangas, J. (2017). Whose War, Whose Fault? Visual Framing of the Ukraine Conflict in Western European Newspapers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7F351F74
  • Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
  • Современные международные отношения : учебник для вузов, Абрамова, А. В., 2012