Бакалавриат
2020/2021
История древнегреческой литературы
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ахунова Ольга Леонидовна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к профильной базовой части профессионального цикла дисциплин и является обязательным курсом. Курс истории античной литературы логически и содержательно связан с курсами древнегреческого и латинского языка, истории древнегреческого языка, а также философии и истории Древней Греции и Рима. Цель освоения дисциплины – а) создать исторически и хронологически точное и целостное представление о ходе и основных этапах развития литературного процесса античной эпохи, б) представить историю древнегреческой литературы как специфический процесс взаимодействия целого ряда факторов, в том числе социальных и исторических, результатом которого стало формирование основных литературных жанров.
Цель освоения дисциплины
- познакомить студентов с основными памятниками древнегреческой литературы в контексте исторического процесса;
- создать представление о возникновении и развитии основных составляющих древнегреческой литературы (сюжеты, жанры, система стихосложения);
- изучить особенности и закономерности процесса становления и развития литературных форм в древнегреческой традиции в рамках определенных историко-культурных ситуаций
Планируемые результаты обучения
- Знание основных этапов изучения и периодизации истории древнегреческой литературы
- Знание особенностей самых ранних памятников древнегречесой литературы и сущности «гомеровского вопроса»
- Знание комопозиционных принципов «Илиады» и «Одиссеи»
- Знание отличительных особенностей жанра дидактического эпоса, его дальнейшей судьбы в истории древнегреческой литературы и содержательной специфики «Трудов и Дней» Гесиода.
- Знание основных этапов истории и основных жанров древнегреческой лирики.
- Знание истории жанра эпиникия и особенностей построения пиндаровского эпиникия
- Знание особенностей истории драмы в различных частях Греции и в Афинах. Знание основных источников сведений о технической стороне театрального устройства.
- Знание содержания и понимание особенностей структуры эсхиловой драмы
- Знание содержания и понимание особенностей трагического конфликта в трагедиях Софокла
- Знание основных этапов развития аттической комедии, авторов Древней, Средней и Новой комедии и их сохранившихся комедий
- Знание специфики восприятия искусства поэзии в эллинистическую эпоху
- Знание основных авторов эллинистической эпохи, их сохранившихся произведений и жанровых предпочтений
- Знание основных этапов развития жанра биографии вплоть до Плутарха и его «Сравнительных жизнеописаний»
- Знание истории диалога как литературного жанра и специфического претворения этого жанра в писательской практике Лукиана
Содержание учебной дисциплины
- Древнегреческая литература как явление. Особенности подхода и изучения. Сохранность текстов. Периодизация. Греция древняя и современная.
- Первые памятники древнегреческой литературы: «Илиада» и «Одиссея». Вопрос о личности Гомера. Аэды и расподы. Формальные и содержательные особенности героического эпоса. Основные проблемы в изучении гомеровского эпоса.
- Архитектоника «Илиады» и «Одиссеи
- Дидактический эпос. Гесиод и его поэма «Труды и Дни». Основные темы и мотивы. Композиционные особенности поэмы Гесиода «Труды и Дни»
- Древнегреческая лирика. Проблемы «школьной» классификации.
- Оды Пиндара: жанр эпиникия
- Древнегреческая драма. Устройство и атрибуты греческого театра. Проблема происхождения трагедии. Триада великих трагиков: Эсхил, Софокл, Еврипид
- Особенности драматургии Эсхила («Персы», трилогия «Орестея»). Мировоззрение Эсхила
- Драматургия Софокла. Сюжетосложение трагедий Софокла («Антигона», «Эдип-царь»). Характер трагического конфликта
- Древняя аттическая комедия. Аристофан («Облака», «Лягушки», «Всадники», «Мир»). Комедийные приемы Аристофана. Эволюция комедийного жанра и Новая аттическая комедия
- Эллинизм: политика, культура, литература. Деятельность Птолемеев. Мусейон. Александрийская библиотека. Поэзия эллинистической эпохи
- Поэтические принципы Каллимаха. «Аргонавтика» Аполлония Родосского: специфика эпического жанра в эллинистическую эпоху
- Плутарх и его герои: особенности жанра жизнеописания
- Диалоги Лукиана: история литературной формы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * контрольные работы (тест) + 0.3 * ответ на экзаменах + 0.4 * ответы на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Аристофан -. ; Пер. Апт С. К. - КОМЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 377с. - ISBN: 978-5-534-06640-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/komedii-412169
- Гомер .. ; Пер. Жуковский В. А. - ОДИССЕЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-05838-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/odisseya-441722
- Пушкин А.С. - Илиада Гомерова, переведенная Н. Гнедичем - Издательство "Лань" - 2013 - 1с. - ISBN: 978-5-507-25617-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/26047
- Софокл -., Еврипид -. ; Пер. Мережковский Д. С. - ТРАГЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-07669-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tragedii-423536
- Эсхил -., Менандр -. ; Пер. Апт С. К. - АНТИЧНАЯ ДРАМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-06641-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antichnaya-drama-441954
Рекомендуемая дополнительная литература
- Античная литература : учебник для высшей школы, Лосев, А. Ф., 2001
- Занимательная Греция : рассказы о древнегреческой культуре, Гаспаров, М. Л., 2002