Бакалавриат
2020/2021





Культурные и креативные индустрии
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения)
Направление:
41.03.05. Международные отношения
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс рассматривает развитие культурных и креативных индустрий как идеи и концепта с позиций политической экономии и специфики экономики культуры, а также адаптирует данные концепты к текущим вызовам развития данных индустрий в цифровом мире. Курс рассматривает специфику культурных индустрий и их отличие от других индустрий в части специфики создания цепочки стоимости, управления рисками и т.п. Понятие креативных индустрий будет также введено и рассмотрены отличия креативных индустрий от культурных. В данном курсе в первую очередь нас интересует не статистика культурной экономики, а ее специфика. В связи с этим студенты данного курса должны интересоваться культурой и спецификой экономики культуры и быть способными рефлексировать на тему трансформации культуры и культурных продуктов.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с подходом к исследованию культурных и креативных индустрий с позиций cultural и media studies
- Продемонстрировать главное различие между культурными (творческими) индустриями и другими видами отраслей
- Предоставить критическую рамку для анализа современной цифровой культуры.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует основные особенности теорий культурных индустрий
- Различает подходы к исследованию культурных и креативных индустрий
- Создаёт периодизацию развития теорий культурных и креативных индустрий
- Формулирует специфику культурных индустрий с точки зрения теории потребительной стоимости.
- Различает разные виды культурных продуктов и специфику творческого труда в них
- Определяет ключевые стратегии снижения рисков в культурных индустриях
- Различает модели функционирования медиа
- Устанавливает последовательность возникновения ключевых моделей функционирования медиаиндустрии
- Различает виды концентрации в культурных индустриях
- Формулирует ключевые проблемы медиатеории в сфере концентрации медиа
- Анализирует современную концентрацию в сфере цифровой индустрии
- Отличает культурные индустрии и креативные индустрии
- Называет основные положения теорий креативных индустрий (Тросби, Флорида)
- Формулирует ключевые положения политики культурного исключения
- Различает особенности неолиберальной политики в области регулирования культуры и политики культурного исключения
Содержание учебной дисциплины
- Происхождение теорий культурных и креативных индустрийКультурные индустрии и их понятие. Смежные индустрии (символические индустрии и т.п.). Основные теоретические истоки Культурных индустрий. Критическая теория и Политическая экономия медиа. Индустриализация культуры и ее понятие в критической теории. Понятие воспроизводимости.
- Ключевые принципы культурных индустрийРазнообразие культурных продуктов и их отнесение к индустриальному и ремесленному принципам производства. Типология культурных продуктов. Непредсказуемый характер потребительной стоимости в медиаиндустрии. Основные стратегии снижения рисков в культурной индустрии. Ключевые модели функционирования в культурных индустриях.
- История воспроизводимости в культурных индустрияхЧто такое «воспроизводимость» и ее отношение к понятию индустриализации. Разница между рынком печатной книги и переписным промыслом в допечатную эпоху. Копирайт и авторское прав как регуляторы книжного бизнеса. Индустриализация периодической прессы и модель двойной конверсии. Киносектор и фонографическая индустрия как индустрии «записи». Звукозапись между граммофоном и фонографом. Массовое прослушивание музыки как модель услуги. Ранние модели киноразвлечения. Индустриальное производство фильмов и логика изменений в этой сфере. От стандартизированного кинопроизводства к логике блокбастеров. ТВ, радио и интерактивные цифровые сети как модель нематериальной услуги. Радио: от логики оборудования к логике контента. Рекламная модель радио. Диверсификация аудиовизуального производства и развитие ТВ. Альтернативные ТВ и аудиовизуальные платформы.
- Концентрация и культурные индустрииСимволические блага как гибридные блага. Концентрация как угроза плюрализму мнений в сфере культурных индустрий. Экономическая и политико-экономическая традиция критики медиаконцентрации. Критика международной концентрации. Типы концентрации и их эволюция. Медиаконгломераты середины ХХ в. Диагональная концентрация медиа и культуры в сопредельные сферы. Экономика платформ.
- Креативные индустрии как концепт и их связь с культурными индустриямиРазные виды креативности и понятие креативности. Креативный класс как концепт. Экономическая, технологическая и культурная креативность. Креативные индустрии и креативная экономика как политическая идеология. Разные подходы к определению креативных индустрий. Креативные индустрии как технологический концепт. Креативность и социальное развитие. Конвергенция между креативными и культурными индустриями. Модель креативных кругов. Основные концепты различий: специфика символической ценности, разные модели индустриализации.
- Политика в сфере культурных и креативных индустрийПроисхождение культурной политики. Культурные продукты между частными и общественными благами. Неолиберальной подход к регулированию культуры. «Культурное исключение» как подход к культурной политике. Защита культурной идентичности как политика, Политика в сфере охраны плюрализма. Политика в сфере креативных кластеров.
Элементы контроля
- Семинар 1
- Семинар 2
- Семинар 3
- Семинар 4
- Семинар 5
- Домашнее задание 1
- Домашнее задание 2
- Семинар 6Работа на этом семинаре считается последним элементом контроля и, формально, считается экзаменом.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * Домашнее задание 1 + 0.05 * Домашнее задание 2 + 0.05 * Семинар 2 + 0.05 * Семинар 3 + 0.05 * Семинар 4 + 0.15 * Семинар 5 + 0.15 * Семинар 6
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Вартанова Е.Л. - История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков: учебное пособие - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 160с. - ISBN: 978–5–7567–0658–1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68840
- Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
- Голядкин Н.А. - История отечественного и зарубежного телевидения: учебное пособие для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 191с. - ISBN: 978-5-7567-0823-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97221
- Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
- Культурные индустрии, Хезмондалш, Д., 2014
- Флорида Р. - Креативный класс. Люди, которые создают будущее - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 420с. - ISBN: 978-5-00057-733-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91745
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bernard Miège. (1997). Les industriels de la culture et de l’information à l’ère des nouveaux médias et des réseaux de diffusion. Sociologie de La Communication, (1), 73. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reso.004357302.1997.mon.1.1.3833
- Hesmondhalgh, D., Kiely, R., & Marfleet, P. (1998). chapter 7: Globalisation and cultural imperialism: a case study of the music industry. In Globalisation & the Third World (pp. 163–183). Taylor & Francis Ltd / Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=17444536
- Kiriya, I. (2017). The Impact of International Sanctions on Russia’s Media Economy. Russian Politics, 2(1), 80–97. https://doi.org/10.1163/2451-8921-00201005
- Patrice Flichy, & Liz Libbrecht. (2000). Internet or the ideal scientific community. Réseaux. The French Journal of Communication, (2), 155. https://doi.org/10.3406/reso.2000.3353
- Patrice Flichy. (2007). Understanding Technological Innovation. Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.elg.eebook.12803
- Paul Beaud, Patrice Flichy, Monique Sauvage, & UNESCO. (1984). La télévision comme industrie culturelle. Réseaux, (9), 3. https://doi.org/10.3406/reso.1984.1142
- Peter Golding, & Graham Murdock. (2015). Ideology and the Mass Media: The Question of Determination. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BD12B07
- Schiller, H. I. (1993). Transnational media: Creating consumers worldwide. Journal of International Affairs, 47(1), 47. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9402082494