Бакалавриат
2020/2021
Написание новостей и репортаж
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
В современном мире «быстрой журналистики» особую востребованность приобретают навыки оперативно создавать короткие тексты, которые были бы точны, максимально наполнены информацией, но в то же время были бы написаны живым языком без штампов и канцеляризмов. В рамках курса «Написание новостей и репортаж» студенты научатся создавать новости для разных платформ, работать с ньюсмейкерами напрямую и с текстами пресс-служб, научатся работать в чрезвычайных обстоятельствах и на пресс-мероприятиях, а также в новых, неизвестных локациях. Студенты познакомятся с принципами работы современных информационных агентств.
Цель освоения дисциплины
- Получить навыки написания и редактирования новостных текстов в соответствии с индустриальными стандартами.
- Научиться освещать истории с помощью текстов в различных новостных жанрах.
- Научиться работать "в поле" и на пресс-мероприятиях как новостной журналист.
- Сформировать представление об информационных агентствах, их видах, оргстурктуре и технологиях работы с информацией в них.
- Освоить техники написания репортажей с места событий.
Планируемые результаты обучения
- Называет основные даты истории появления и развития новостного жанра.
- Формулирует 4 вида заголовков.
- Формирует корректный лид новости.
- Прописывает релевантный контекст.
- Выделяет из исходной информации и формирует корректную цитату.
- Составляет релевантный бэкграунд.
- Формирует информативный фактбокс.
- Называет жанры новостей и классифицирует по ним новостные тексты.
- Описывает агентский цикл.
- Делает «домашнюю работу» перед пресс-мероприятиями.
- Формирует фактбокс перед мероприятиями.
- Передает форматные сообщения с пресс-мероприятия.
- Выявляет в тексте штампы, канцеляризмы и общие слова в новостных текстах.
- Редактирует тексты содержащие слова-паразиты в соответствии со стайлгайдом.
- Находит информацию о предстоящих событиях.
- Проводит подготовку к написанию репортажа.
- Пишет тексты в жанре «Репортаж»
- Дает определение понятию «информационное агентство».
- Называет этапы прохождения новости в информационном агентстве.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в новости. Основные форматы новостейИстория новостей. Структура новости. Научные концепции новостей. Четыре вида заголовка, чаще всего применяемых в современных медиа. Практика написания и редактирования новостных текстов.
- Тема 2. Лид и контекст новостейСовременные подходы к формирование лида новостного сообщения. понятие контекста, использование контекста в новостях. Практика написания и редактирования новостных текстов.
- Тема 3. Цитаты. Бэкграунд и фактбоксыРоль цитат в новостях. “Золотые цитаты”. Справочная информация в новостях: бэкграунд и фактбоксы. Практика написания и редактирования новостных текстов.
- Тема 4. Жанры новостей. Агентский цикл.Жанры новостей. Молния, срочное, версия, два вида анонсов, обобщения, интервью как агентский жанр. Агентский цикл. Истории второго дня. Практика написания и редактирования новостных текстов.
- Тема 5. Работа новостного корреспондента в “поле”Планирование новостной работы. «Домашняя работа» корреспондента. Работа на пресс-мероприятиях. Практика написания и редактирования новостных текстов.
- Тема 6. Стилистика новостейВыявление штампов и канцеляризмов в текстах новостных сообщений. Худшие и лучшие практики написания и редактирования новостных текстов. Практикум по написанию и редактированию новостных текстов.
- Тема 7. РепортажТеория жанра. Структура репортажного текста. Природа текстоцентричных и мультимедийных репортажей. Онлайн-репортаж как гибридный новостной формат. Планирование и продюсирование репортажей. Разбор кейсов.
- Тема 8. Деятельность информационных агентствИстория информационных агентств. Виды, рынок и сравнения информационных агентств. Оргструктура и роли сотрудников в информационных агентствах.
Элементы контроля
- Задание "Репортаж"
- Задание "Новость с пресс-мероприятия"
- Задание "Итоговая новость"
- Посещаемость
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Задание "Итоговая новость" + 0.2 * Задание "Новость с пресс-мероприятия" + 0.3 * Задание "Репортаж" + 0.2 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- ответственный редактор Г. Филимонов составитель А. В. Лебедев - Редакционный стандарт ТАСС: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2019 - 176с. - ISBN: 978–5–7567–0994–0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вирен Г., Фролова Т. - Информационные агентства. Как создаются новости: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2015 - 176с. - ISBN: 978-5-7567-0793-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97233
- Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. - Актуальные проблемы современности и журналистика: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 242с. - ISBN: 978-5-9765-3420-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97099
- под редакцией Л. П. Шестеркиной - Универсальная журналистика: учебник для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 480с. - ISBN: 978-5-7567-0841-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97227