Магистратура
2020/2021
История и теория искусств
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Мода)
Направление:
54.04.01. Дизайн
Кто читает:
Школа дизайна
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Алексеев Александр Николаевич,
Бакина Татьяна Викторовна,
Логвин Сергей Николаевич,
Рымшина Елена Николаевна
Прогр. обучения:
Мода
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «История и теория искусства» являются структурирование представлений студентов об истории и теории различных областей искусства и дизайна, совершенствование навыков анализа произведений художественной культуры и тенденций ее развития, овладение профессиональной терминологией. Студенты выбирают тот или иной курс из списка предложенных. Знание истории и теории искусства и дизайна является фундаментом, необходимым специалисту-практику для решения его творческих и проектных задач на высоком уровне.Формат изучения дисциплины: blended с использованием он-лайн курса «История дизайна» https://openedu.ru/course/hse/HISDES/. Лекции он-лайн – на Национальной платформе открытого образования
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «История и теория искусства» являются структурирование представлений студентов об истории и теории различных областей искусства и дизайна, совершенствование навыков анализа произведений художественной культуры и тенденций ее развития, овладение профессиональной терминологией. Знание истории и теории искусства и дизайна является фундаментом, необходимым специалисту-практику для решения его творческих и проектных задач на высоком уровне.
Планируемые результаты обучения
- знают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства.
- Студенты изучат темы охватывающие базовую модель психики и её применение для разработки коммуникаций, а также основные закономерности зрительного восприятия в дизайне.
- студенты учатся анализировать эстетику спецэффектов в кинематографе
- студенты изучают различные технологии создания визуальных эффектов в кино и их роль в создании художественного образа фильма
- студенты учатся пониманию и анализу книги как художественного образа
- студенты узнают об истории книги, о различных форматах изданий и их особенностях, о книжном дизайне
- студенты учатся системно анализировать произведения графического дизайна
- студенты получают фундаментальные представления об истории графического дизайна, об основных школах и ведущих авторах
- студенты получают системное представление об эволюции массовой культуры
Содержание учебной дисциплины
- Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 1)Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Первая часть курса охватывает темы, связанные с изучением базовой модели психики и её применения для разработки коммуникаций, а также основными закономерностями зрительного восприятия в дизайне.
- Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 2)Дизайн и реклама создаются людьми для воздействия на людей. И творчество рекламщиков, и восприятие рекламы потребителями, и требования заказчиков не являются произвольными и случайными – они обусловлены структурой и алгоритмами психики, возникшими в процессе эволюции человека и общества. Задачей курса является применение рациональных знаний и фактов о принципах работы психики, накопленных психологией, этологией и меметикой к практическим задачам визуальных коммуникаций. Использование достижений наук о мозге и поведении даёт возможность объективно и предварительно (до запуска) оценивать качество рекламного дизайна. Кроме того, эти же методы могут быть использованы для синтеза эффективных дизайнерских решений. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с изучением особенностей восприятия искусственной реальности (изображений), а также рекламы как механизма трансляции смыслов, анализу и синтезу визуальных конструкций.
- Современное искусство (для магистров) (часть 1)В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX-XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дада, новая вещественность, прецизионизм и др.).
- Современное искусство (для магистров) (часть 2)В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX-XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.
- Массовая культура (этап 1)В фокусе внимания находятся феномены массовой культуры с 1900-х до 1930-х годов
- Массовая культура (этап 2)В фокусе внимания находится массовая культура с 1940-х по 1980-е годы
- Массовая культура (этап 3)Студенты изучают феномены массовой культуры 1990-х-2000-х годов
- Массовая культура (этап 4)Студенты изучают феномены современной массовой культуры и тренды последних лет
- История графического дизайна (часть 1)Студенты изучают историю графического дизайна от конца 19 века до середины 20 века
- История графического дизайна (этап 2)В фокусе внимания находятся школы и авторы произведений графического дизайна второй половины 20 века и современные феномены
- История книги (этап 1)Студенты изучают историю книги от времен Древнего мира и до Нового времени
- История книги (этап 2)Студенты изучают историю книги от Нового времени до современности
- История спецэффектов (часть 1)Курс состоит из двух типов лекций: исторические и технологические. На технологических мы изучаем особенности той или иной технологии, на исторических – смотрим на общее развитие индустрии и отдельных ее деятелей. Есть лекции, в которых скомбинировано и то и другое. Курс дает представление об эволюции технологий спецэффектов в истории кино, влиянии этих технологий на киноизображение и даже язык кино, проблемах перехода индустрии на цифровое производство и результатах этого перехода. Первая половина лекций: введение, что такое спецэффекты и зачем они нужны в кино, начало кинематографа, кинотрюк, спецэффекты немого кино. Признание кинематографистами индустрии спецэффектов. Полноразмерные механические эффекты, макетная съемка и ее особенности, покадровая анимация, грим, рир-проекция.
- История спецэффектов (часть 2)Курс состоит из двух типов лекций: исторические и технологические. На технологических мы изучаем особенности той или иной технологии, на исторических – смотрим на общее развитие индустрии и отдельных ее деятелей. Есть лекции, в которых скомбинировано и то и другое. Курс дает представление об эволюции технологий спецэффектов в истории кино, влиянии этих технологий на киноизображение и даже язык кино, проблемах перехода индустрии на цифровое производство и результатах этого перехода. Первая половина лекций: введение, что такое спецэффекты и зачем они нужны в кино, начало кинематографа, кинотрюк, спецэффекты немого кино. Признание кинематографистами индустрии спецэффектов. Полноразмерные механические эффекты, макетная съемка и ее особенности, покадровая анимация, грим, рир-проекция.
Элементы контроля
- эссеОбъем: 3-5 страницы А4, шрифт 12, интерлиньяж 1,5, поля 1,5 Загружать: вот в эту папку гугл.док https://drive.google.com/drive/folders/15Cl1J-po0joNI9DbgNC3EooC_G5Zv7kz?usp=sharing Внутри этой папки нужно обязательно выбрать подпапку, соответственно тому, в каком четвертьпотоке вы были на очных лекциях по истории искусства (среди или четверг) Подписывать работу нужно следующим образом: Фамилия_группа_тема эссе Фамилия пишется строго и обязательно НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Темы (на выбор студента) : 1. Общество модерна и современность 2. Личность, субъект и идентичность 3. Противоречивость феномена Просвещения 4. Интеллигенция: развитие образа интеллектуала в 19-20 вв. 5. Место современного искусства в культурном процессе и его отличия от классического искусства 6. Феномен университета: его история, функции и роль в современной культуре 7. Общество потребления в 20 и 21 вв. 8. Основные тренды в современном культурном процессе в России 9. Массовая культура и ее взаимоотношения с современным искусством 10. Эволюция средств массовой информации и их роль в культуре 11. «Корпоративизация» культуры 12. Постмодернизм как состояние общества и как культурная ситуация. Искусство постмодерна 13. Феномен культурной политики, его возникновение и развитие 14. Понятие «культурной дипломатии» и ее модели 15. Кибернетика и Big data в контексте современной культуры
- активность на занятиях
- письменное заданиеФормат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * письменное задание + 0.5 * письменное задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Барабанщиков В. А. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 184с. - ISBN: 978-5-534-07433-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-psihologiya-vospriyatiya-423081
- ЕРШОВА ЭЛЬВИРА БОРИСОВНА, & ВЕСЕЛОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Русский Авангард В Первой Четверти Хх Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.414F51BA
- Курушин В.Д. - Дизайн и реклама: от теории к практике - Издательство "ДМК Пресс" - 2017 - 308с. - ISBN: 978-5-97060-553-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97360
- Мариевская Н.Е. - Время в кино - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-89826-439-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77247
- Маршалл П. - Контекстная реклама, которая работает. Библия Google AdWords - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 464с. - ISBN: 978-5-00057-116-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62110
- Учёнова, В.В. История рекламы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В.В. Учёнова, Н.В. Старых. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. - ISBN 978-5-238-01462-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025592
- Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080300 «Коммерция», 070801 «Реклама» / Лесли де Чернатони, Малькольм МакДональд ; пред. и пер. с англ. Б.Л. Ерёмина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 559 с. — (Зарубежный учебник). - ISBN 5-238-00894-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1039965
- Эйнштейн, М. Реклама под прикрытием: Нативная реклама, контент-маркетинг и тайный мир продвижения в интернете / М. Эйнштейн ; под редакцией А. Черниковой ; перевод с английского Т. Мамедовой. — Москва : Альпина Паблишер, 2017. — 301 с. — ISBN 978-5-9614-6243-2. — Текст : электронный // Альпина Паблишер — URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/12342
Рекомендуемая дополнительная литература
- Барабанщиков В.А. - Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса - ООО "Когито-центр" - 2006 - 240с. - ISBN: 5-89353-194-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109150
- Курушин В.Д. - Графический дизайн и реклама - Издательство "ДМК Пресс" - 2008 - 272с. - ISBN: 5-94074-087-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1103
- Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. - Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство - Издательство "ДМК Пресс" - 2006 - 432с. - ISBN: 5-89818-034-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1102
- Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией : монография / С.Б. Калмыков, Н.П. Пашин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 229 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/23289. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003011
- Социальная реклама: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью» / Л.М. Дмитриева [и др.] ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 271 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01544-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028857
- Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / Н.В. Ткаченко, О.Н. Ткаченко ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с. — (Серия «Азбука рекламы»). - ISBN 978-5-238-01568-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028594
- Философов Д. В. - СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И КОЛОКОЛЬНЯ СВЯТОГО МАРКА. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 400с. - ISBN: 978-5-534-10867-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennoe-iskusstvo-i-kolokolnya-svyatogo-marka-izbrannye-stati-431700
- Чумиков А.Н. - Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 159с. - ISBN: 978-5-7567-0819-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97267